Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как писатель писателю

  Все выпуски  

Как писатель писателю


Миссия фантастики

Несколько советов по написанию фантастики

фантастический АльтаирНаписать фантастику легко. Взял перо, бумагу (или открыл word) и пишешь все то, чего быть не может ...
Это шутка, конечно же!
Любой жанр подразумевает правила создания. Эти правила сложились уже, можно сказать, веками. Многие писатели-фантасты, ставшие классиками в жанре, во многом определили и пути его развития.
Поскольку мы еще не классики, давайте подумаем, какие общие подходы можно выработать для всех писателей-фантастов, не очень сильно погрешив против Истины.
Во-первых, нужно по возможности представлять себе аудиторию, для которой вы пишете. Заметьте, очень многие из окружающих нас людей не любят фантастику, а некоторые даже не переваривают ...
Но этот момент не должен останавливать вас ни на секунду. Не любят, ну и ... - это их дело.
Наша же аудитория специфична по своей сути. Кто же входит в число читателей фантастики?


Вспомните свое детство. Если был доступ к хорошей литературе, то от сказок дети плавно переходят именно к фантастике. Вы можете возразить: к фантастике переходят, в основном, мальчики, а девочки больше тяготеют к любовным романам. По большей части вы правы. Но ведь существует такой вид фантастики, как фэнтэзи, который вполне подходит и девчатам.
Итак, молодежь составляет значительную часть "фантастической" аудитории.
Теперь давайте вспомним, от чего убегает молодежь в обычной, перегруженной бытовыми проблемами жизни? Именно от бытовых проблем! Поэтому нагружать свое творение бытовыми проблемами не стоит, иначе можно потерять многих читателей.
Вторая группа читателей, пусть эти люди меня извинят, представляет собой прослойку общества, которая мыслит совершенно особым образом. Я причисляю и себя к этой группе, поэтому скажу откровенно: мы с вами несколько подзадержались в юношеском возрасте! Хорошо это или плохо? Для души - просто великолепно, а вот для быта - не очень. Какие-то мы слишком романтичные, что ли, "тащимся" от красивых идей, мыслей, а не от нового холодильника или даже норкового манто ...
Третья группа более прагматична. Эти люди умеют найти зерно и очистить его от плевел. Их немного, но они эффективны. Это люди, выросшие на фантастике и претворяющие сей литературный жанр в жизнь. Как вы уже догадались, это - ученые. А за учеными выстраивается цепочка: бизнес, производство, потребление ... Чем длиннее цепочка, тем меньше люди склонны читать фантастику.
Если вы не нашли себя в одной из трех основных групп, то прошу меня извинить ...
Итак, аудиторию мы, в основном, определили. Следующий шаг - представить себе, что может быть интересно этим неравнодушным читателям. Фантастические приключения? Для молодежи, безусловно. Новые, необычные миры с отличными от земных взаимоотношениями? Это будет интересно, наверное, более старшей аудитории. Новые виды оружия, техники? Это уже ближе к читателям с научным складом ума.
Вы заметили, что общее присутствует в последних предложениях? Правильно, это слово "НОВЫЕ"!
Новые мысли, новые идеи, новые представления, новый подходы. Если в вашем произведении не будет чего-то нового, то у читателя возникнет впечатление, что он читал нечто подобное, а в фантастике такого быть не должно.
Это не касается того мира, который вы стараетесь создать в своих произведениях. От романа к роману ваши герои могут стать узнаваемы и даже любимы, но ощущение новизны, новых приключений не должно исчезать ни на минуту.
Итак, определяемся со следующим моментом. Если в обычной литературе читатель ищет именно совпадения своих мыслей с мыслями писателя, от чего он и получает удовлетворение, то в фантастике писателю приходится читателя постоянно чем-нибудь удивлять. Нет удивления - нет фантастики. Особенно чувствительна к удивлению молодежь. Если вам удалось вызвать у читателя возглас "Ух, ты!", считайте, что вы добились своей цели.
В этом плане роль фантастики в движении общества вперед можно назвать определяющей. От удивления до желания сделать нечто удивительное - один шаг. Посудите сами: практически все, что придумали фантасты прошлого, уже воплотилось в жизнь. Даже самые, казалось бы, несбыточные идеи, вроде космических путешествий, уже осуществлены. Писатели, даже не представляющие себе, какие субстанции располагаются между планетами, отправляли в путешествие мужественных до безрассудства героев. А потом, в реальной жизни, людей сажали в некое подобие консервной банки и отправляли в открытый космос.
Следующим этапом, а это уже подвластно хорошему писателю, является перевод состояния читателя от удивления к восторгу. Как я помню из собственной жизни, лет в шестнадцать мне стали интересны уже и научно-популярные книги, в которых описывались открытия, судьбы ученых и много других вещей, совсем не интересных обывателю. Когда я читал о "фокусах" Кулибина, от восторга у меня перехватывало дыхание! А если бы я не читал фантастику, смог бы я развить в себе это абсолютно необходимое любому современному человеку качество?
К сожалению, современный мир отвращает человека от подобных чувств. Бизнес для увеличения продаж подает потребителю не достижения, позволившие создать ту или иную вещь, а выгоды, которые эта вещь ему сулит. Покупателю уже неважно, к примеру, как работает такая удивительная машина, как холодильник. Главное, чтобы холодильник мог выдавать на гора отличного качества лед для прохладительных напитков. Теряется тяга к процессу в угоду конечному результату. Это недопустимо! Так мы приходим к тому, что свинину якобы выращивают в супермаркете, то есть окончательно теряется связь человека с РЕАЛЬНОСТЬЮ!
Удивительный факт, не правда ли? Одной из главных функций фантастики является упрочнение связи человека с действительностью. Парадокс, но факт!
Вернемся к началу, где я так неудачно пошутил по поводу легкости написания фантастики. Прочитав эту небольшую статью, вы, я надеюсь, представляете всю ответственность, которую вы берете на себя, садясь за написание фантастического романа или рассказа? Повторюсь: именно фантастика ответственна за формирование мировоззрения людей.
Если следовать ставшей уже крылатой фразе "Если ты не читал Толстого, то ты не можешь считаться интеллигентом", то всех людей, живших до Толстого, считать таковыми никак нельзя. Это полнейший бред, как и бредом можно считать то утверждение, что фантастика носит скорее развлекательный характер.
Перед фантастикой и фантастами стоит главная задача: формирование правильного мировоззрения подрастающего поколения! Это - МИССИЯ и она должна быть выполнена, иначе ...

Хотите узнать больше?

В избранное