Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как писатель писателю

  Все выпуски  

Как писатель писателю


Чужие образы

Все познается в сравнении. Эта истина непреложная, но не абсолютная. Что я имею в виду?

Сравнение в жизни, даже в науке, происходит таким образом: вы видите один предмет с определенными качествами и ищете отличия от другого предмета. Чтобы на словах передать другому человеку сравнение наиболее точно, нужно, чтобы собеседник знал, о чем идет речь. Например, вишневый цвет можно представить себе по-разному, от цвета ранней вишни (красно-розовый) до цвета поздней вишни (темно-красный, почти черный). Иногда добавляют поправку, например: цвет спелой вишни, то есть, самый темный. Отсюда появились и такие образные цвета как: цвет мокрого асфальта и так далее.

Можно, конечно же, называть цвета и по общепринятой шкале, но вот беда - не все о ней знают.

Так мы приходим к очень важной вещи: для писателя нужно выбирать тот язык, те образы, которые с максимальной точностью передают информацию как можно большему числу людей. Безусловно, если вы пишете не для определенного круга людей, заведомо владеющих теми же знаниями и обладающих образом мышления, что и вы.

Из истории литературы можно привести массу примеров, когда писатели создавали свои шедевры для избранных классов. Писатели эпохи Возрождения грешили тем, что излишне ссылались на античные образы, по большей части языческих богов и полубогов. Звучало это красиво, изысканно, но понятно только для аристократии. Церковь настолько мощно вытравляло все языческое из крови народа, что подаляющее большинство просто не знало о существовании целого пантеона образов!

Впрочем, подобная литература в наших изданиях пестрит сносками и поянениями. Читать ее неудобно, дочитать до конца можно разве что только в качестве изучения.

Таким образом, если современный писатель употребляет подобные примеры, он создает дополнительные трудности для чтения. Читатель вынужден отвлекаться от основного текста, затем и вовсе устает не столько от чтения, сколько от самого писателя. При этом может еще и появиться комплекс необразованности, даже неполноценности. Конечно, если вы пишете только затем, чтобы показать, какой вы умный, начитанный, образованный и тому подобное, то ...

Еще один способ отвратить читателя от чтения, созвучный с предыдущим: ссылка на образы из уже написанных книг известных авторов, фильмов и других средств информации. Начинающий писатель стремится за счет известности этих образов несколько повысить и престиж своего опуса. Но здесь есть множество подводных камней.

Во-первых, никто из читателей не обязан просматривать ВСЕ фильмы, прочитывать ВСЕ книги и так далее. На это занятие нужна уже не одна жизнь. Поэтому просто чудовищным смотрится сравнение героя вашего романа с условно известным образом.

Хорошо, допустим, что читатель даже знает, о ком идет речь. Но у него уже сложился собственный образ того или иного героя, а где гарантия, что то, что вы старались показать этим сравнением, совпадет с мнением читателя? Где гарантия, что читатель тут же не отложит книгу, в порыве несогласия с автором?

Например, вы сравниваете образ нежной, внимательной, симпатичной современной девушки с образом Наташи Ростовой. Лично у меня ее образ сложился скорее негативный, так как я восприму поведение вашей героини? Вы описываете ее как ангела во вплоти, а Наташа Ростова отнюдь не была белой и пушистой!

Другой аспект. Вы используете сравнение героя с конкретной исторической личностью. Представьте, что это - небезызвестный Семен Бандера ...

Тем самым, внедряя чужих героев в свой роман, вы создаете незримый конфликт читателя с вами, подсознательное отторжение вашего описания! Читатель должен сопереживать герою, а не вести дебаты с автором!

Пишите чистую "отсебятину", то, что приходит вам в голову, отрешившись от уже известных образов. Пусть это описание будет не столь объемным, как у многоуважаемого Льва Николаевича, пусть оно будет не столь красивым, как авторов средневековья! Но это будет ваш образ, который будет содержать мириады отличий от каких-либо других, а тем самым и интересен для читателя. Пусть он будет неполон или даже недоработан. Читатель сам способен додумать детали. Ваша задача передать общее впечатление, которое не будет расходиться с побуждениями и действиями героя! Тогда и только тогда вы будете интересны и читатели, да и самому себе тоже.

Когда напишите свой роман или рассказ, дайте ссылку, очень хочется почитать ... или опубликуйте на форуме!

Чтобы немного облегчить жизнь писателям, да и читателям, я написал небольшой отчет, который называется "Кому нужен ваш образ". Отчет недорогой, но уже оказавший помощь многим моим друзьям. Рекомендую. Он вполне может показать вам, как создаются образы, кем они создаются и каким образом можно изменить свой подход к написанию литературного произведения.

Хотите получать статьи раньше и в большем объеме?


В избранное