Продолжаем изучать книгу Александра Митта «Кино между
адом и раем»
ПЕРИПЕТИЯ И КАТАРСИС
Пока мы говорили о
практической пользе перипетий. Но было бы странным, чтобы такой важный элемент
драмы имел всего лишь практический смысл. Древние греки, придумавшие перипетию,
не были убежденными прагматиками. Все, что их увлекало, имело какой-то неявный
смысл прикосновения к тайне жизни.
Тайна магического
воздействия драмы, конечно, в первую очередь
относится к ее
способности вызывать катарсис – очищение через сопереживание страданию. Ганс
Селье, наверное, скажет, что никакой магии тут нет, а есть полезная имитация
стресса. Физиологически он прав. Но каждый из вас, надеюсь, испытал
возбужденное искусством волшебное чувство радости и горя одновременно, то, что
греки называли «очищением» – катарсисом. Если не испытывали, я не понимаю, зачем
вы выбрали себе такое безнадежное занятие, как кино. Главное наше
самооправдание перед преуспевающими торговцами состоит в том, что никакое
другое дело не может дать нам это краткое иллюзорное счастье прикосновения к
волшебству.
Загадочный высший
смысл драмы присутствует также и в драматической перипетии. В ней отражено
странное свойство человеческой души испытывать смену воодушевления и уныния,
творческой активности и пассивности.
Композитор Шнитке
сказал мне в интервью для фильма: «Я не понимаю, почему иногда я мгновенно
нахожу ответы на все вопросы, и вдруг эта способность покидает меня, и я
оказываюсь в беспомощной растерянности. Иногда эта растерянность возникает
внутри одного сочинения. Однажды в своей жизни я два года провел в бесплодных
попытках закончить начатое сочинение. И перебрал десятки вариантов. Они дали
жизнь другим сочинениям, но были бесплодны для главного».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.