Диккенс [1812-1870], наиболее прославленный писатель этой
эпохи, развёртывает широкую картину жизни буржуазно-капиталистического общества
в своих известных романах: «Тяжёлые времена», «Давид Копперфильд», «Домби и
Сын», «Пиквикский клуб», «Николай Никкльби» и др., создаёт галерею типов
капиталиста. Мелкобуржуазная, гуманная, интеллигентская точка зрения Диккенса
мешает ему стать на сторону революционной части рабочего класса. Он даёт
потрясающие картины сухости, жадности, жестокости, невежества и эгоизма
капиталистов, но он пишет для поучения эксплуататоров и не думает об
организации сил эксплуатируемых. Его цель — трогать человеческие сердца
зрелищем страдания, а не будить ненависть и звать к восстанию. Более озлоблен,
более саркастичен и жесток в своей критике дворянско-буржуазного общества
Теккерей [1811-1863], автор романов «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис». Автор не
видит выхода. Он исполнен пессимизма и раздражения. Он, как и Диккенс, не в
состоянии понять освободительной роли начинающегося революционного рабочего
движения. Колеблющаяся как всегда между крупным капиталом и рабочим движением
мелкобуржуазная мысль искала соглашательских путей. Кингсли [1819-1875] в своих
романах «Yeast» и «Alton Locke» рисует ужасы эксплуатации и нужды, но спасение
видит в христианском социализме, в «Духе Божием», в раскаявшихся богачах,
обратившихся к благотворительным делам. Дизраэли [1805-1881], впоследствии
знаменитый лорд Биконсфильд, вождь тори (романы «Сибилла» и др.), изобразив в
ярких красках пороки буржуазно-аристократического общества и бедствия крестьян
и рабочих, высказывается отрицательно против революции и видит спасителей в
лице энергичных и деятельных аристократов, берущих на себя дело устроения
народного благосостояния. Не только роман, но и лирическая поэзия вдохновляется
социальными темами, и основной вопрос, выдвинутый эпохой, — вопрос об
эксплуатации рабочего класса капиталом, — разрешается в духе расплывчатой
гуманности и нравственного усовершенствования. Поэты, как Томас Гуд [1799-1845]
или Эбинезер Эллиот (см.) [1781-1849], в своих стихотворениях изображают
отдельные моменты тяжёлого существования рабочих и городской нищеты, создают
песни против хлебных законов, дают образы работниц, доведённых нищетой до
проституции и самоубийства. Но и их положительные идеалы сводятся к
благотворительности: к какой-нибудь леди, постигшей свой долг благодаря
назидательному сновидению и посвятившей свою жизнь облегчению участи бедняков.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.