Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда
Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело
переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из
всей семьи, сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые горы.
Это был его последний визит в Михайловское. В начале мая по издательским делам
и для работы в архивах Пушкин приехал в Москву. Он надеялся на сотрудничество в
«Современнике» авторов «Московского наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин,
Хомяков, Шевырёв не торопились с ответом, прямо не отказывая. К тому же Пушкин
рассчитывал, что для журнала будет писать Белинский, находившийся в конфликте с
Погодиным. Посетив архивы Коллегии иностранных дел, он убедился, что работа с
документами петровской эпохи займёт несколько месяцев. По настоянию жены,
ожидавшей со дня на день родов, Пушкин в конце мая возвращается в Петербург.
По воспоминаниям французского издателя и дипломата
Лёве-Веймара, побывавшего летом 1836 года в гостях у Пушкина, тот был увлечён «Историей
Петра», делился с гостем результатами своих архивных поисков и опасениями, как
воспримут читатели книгу, где царь будет показан «таким, каким он был в первые
годы своего царствования, когда он с яростью приносил всё в жертву своей цели».
Узнав, что Лёве-Веймар интересуется русскими народными песнями, Пушкин сделал
для него переводы одиннадцати песен на французский. По мнению специалистов,
изучавших эту работу Пушкина, она была выполнена безукоризненно.
Летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический
цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове)
«каменноостровским». Точный состав цикла стихотворений неизвестен. Возможно,
они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от
неё, предвидя проблемы с цензурой. Три произведения, несомненно принадлежащие
циклу, связаны евангельской темой. Сквозной сюжет стихотворений «Отцы
пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался…» и «Мирской власти» —
Страстная неделя Великого поста. Ещё одно стихотворение цикла — «Из Пиндемонти»
лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об
обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о
праве на физическую и духовную свободу. По мнению В. П. Старка:
«В этом стихотворении сформулировано идеальное поэтическое и
человеческое кредо Пушкина, выстраданное всей жизнью».
В цикл, вероятно, входили также «Когда за городом задумчив я
брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец,
(некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник» («Я
памятник воздвиг себе нерукотворный…») — в качестве зачина или, по другим
версиям, финала, — поэтическое завещание Пушкина.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.