Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник
снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и
гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с
И. П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве
Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своём дневнике.
Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то
первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822) поставила его во
главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого
поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позднее, в 1830-е годы
получил эпитет «Русский Байрон».
Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан»
(1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто
недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском
восприятии сильное эмоциональное поле. П. А. Вяземский писал из Москвы по этому
поводу:
Появление «Бахчисарайского фонтана» достойно внимания не
одних любителей поэзии, но и наблюдателей успехов наших в умственной
промышленности, которая также, не во гнев будь сказано, содействует, как и другая,
благосостоянию государства. Рукопись маленькой поэмы Пушкина была заплачена три
тысячи рублей; в ней нет шести сот стихов; итак, стих (и ещё какой же? заметим
для биржевых оценщиков — мелкий четырестопный стих) обошёлся в пять рублей с
излишком. Стих Бейрона, Казимира Лавиня, строчка Вальтера Скотта приносит
процент ещё значительнейший, это правда! Но вспомним и то, что иноземные
капиталисты взыскивают проценты со всех образованных потребителей на земном
шаре, а наши капиталы обращаются в тесном и домашнем кругу. Как бы то ни было,
за стихи «Бакчисарайского фонтана» заплачено столько, сколько ещё ни за какие
русские стихи заплачено не было.
Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской
древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и
драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму
«Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). Со временем в Пушкине
созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные
законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и
прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 года в Кишинёве роман
в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю
путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан».
Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по
службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт
себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским
успехом его произведений. Ухаживание за женой начальника, а, возможно, и роман
с ней и неспособность к государственной службе обострили его отношения с
Воронцовым.
Четырёхлетнее пребывание Пушкина на юге — новый
романтический этап развития его как поэта. В это время Пушкин познакомился с
творчеством Байрона и Шенье. Увлечённый личностью Байрона, по собственному
признанию поэт «сходил с ума» от него. Первым стихотворением, созданным им в
ссылке, стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого Пушкин
отметил: «Подражание Байрону». Стержнем, основной задачей его произведений
стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней
жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к
древнегреческой поэзии, изучая её в переводах. Переосмыслив образное мышление
античных поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих
предшественников, преодолев штампы элегического стиля, он создал свой
собственный поэтический язык. Основным свойством пушкинской поэзии стала её
выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм.
Сформировавшийся в 1818—1820 годах под влиянием французских элегий и лирики
Жуковского условно-меланхолический стиль претерпел серьёзную трансформацию и
слился с новым «байроническим» стилем. Сочетание старых, усложнённых и условных
форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском
пленнике».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.