Позитивные книги Большой театр. Культура и политика. Новая история
Соломон
Волков
Большой театр. Культура и политика. Новая история
Официальная
аннотация
Большой
театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не
нуждается в переводе. Сейчас, кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы
главным музыкальным театром империи считался Мариинский, а Москва была
"театральной Сибирью": туда из Петербурга ссылали провинившихся
артистов и сплавляли обветшавшие декорации. Ситуация круто переменилась к концу
ХIХ века. Усилиями меценатов - московских купеческих династий - была создана
цветущая, во многом альтернативная Петербургу культура, корнями уходившая в
давние славянофильские традиции. На гребне этой волны взмыл и Большой. В нем
блистали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Рахманинов.
Но первые послереволюционные годы стали самыми трудными в истории Большого:
Ленин с фанатической настойчивостью стремился закрыть театр. По неустанным
требованиям Ленина Большой едва не исчез с культурной карты страны. Лишь смерть
вождя предотвратила непоправимый для русской культуры исход. В роли спасителя
Большого выступил Иосиф Сталин. И в этом у него был образец для подражания: в
области культурной политики он учился у Николая I. Николай I был первым русским
монархом, всерьез озаботившимся включением академической музыки в официальную
пропаганду. Николай I был крестным отцом первой классической русской оперы -
"Жизнь за царя" Михаила Глинки, и с его скорее тяжелой, чем легкой
руки это великое творение стало музыкальной "визитной карточкой"
династии Романовых.
Иосиф
Сталин оценил Большой Театр, как профессиональный политик...