← Май 2014 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.novostiliteratury.ru
Открыта:
20-05-2013
Статистика
0 за неделю
Новости литературы
Приветствуем Вас, уважаемый читатель!
Основные события с 13 по 18
апреля 2014 года:
Что нового
Дни Льва Толстого открылись в Аргентине В культурном центре имени
Борхеса в Буэнос-Айресе стартовали мероприятия, посвященные жизни и творчеству
великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. http://novostiliteratury.ru/2014/05/novosti/dni-lva-tolstogo-otkrylis-v-argentine/ В России может появиться единый учебник по
литературе Концепция единого
учебника по литературе была разработана Общественной палатой; на днях проект
обсудят представители Министерства образования РФ и депутаты Госдумы. Фальшивомонетчики пытались переправить из Перу
деньги в детских книгах В одном из аэропортовых
складов в Лиме была арестована партия детских книг "Кот в сапогах", "Стойкий
оловянный солдатик" и "Красная шапочка", приготовленная для
отправки в Нью-Йорк.
Эти и другие новости можно
прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/
Обзор книжных новинок
Диана Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в
черном» В центре романа
- Уильям Беллмен. В детстве он убил из рогатки грача, при этом и сам не
понял, как выстрел, сделанный без особого прицеливания через всё поле, попал в
цель. Ричард Темплар «Правила, которые стоит нарушать» В книге «Правила, которые
стоит нарушать» Ричард Темплар развенчивает множество правил, которым мы
подчиняемся, и детально рассказывает, почему не стоит ни одно из них принимать
на веру. http://novostiliteratury.ru/2014/05/anonsy-knig/richard-templar-pravila-kotorye-stoit-narushat/ Элизабет Рудник «Малефисента. История истинной
любви» Малефисенту многие
считают ужасной злодейкой, классической стервой, которая ради достижения своих
целей готова пойти по трупам. Но эта необычная фея отнюдь не всегда была на
стороне зла.
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ: http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/
СЛЕДИТЕ
ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ: http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/
Что читать детям?
Эдриан Дингл «Как изготовить Вселенную из 92
химических элементов» Что общего у ракет,
автомобилей, человека и, к примеру, гамбургеров? В создании всех их было
использовано всего 92 химических элемента! Принц Джордж и собака герцогов Кембриджских Люпо
станут героями детской книги Осенью британская
писательница Эби Кинг представит новую книгу «Королевская собака: Люпо и
секрет Виндзорского замка», в которой расскажет увлекательную историю
приключений принца Джорджа, сына принца Уильяма и герцогини Кэтрин (Миддлтон),
и его собаки Люпо.
Эти и другие материалы из серии
«Лучшие детские книги» читайте на сайте: http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/
Электронные книги
Ozon купил блокирующий пакет акций
"ЛитРеса" Крупнейший
интернет-холдинг России приобрел пакет акций магазина электронной литературы
"ЛитРес". Точная сумма сделки не называется, однако известно, что она
составила порядка 10 миллионов долларов США.
Литературный календарь
В Петропавловске отметили 180-летие
"Конька-Горбунка" Впервые отрывок из
произведения появился на страницах журнала "Библиотека для чтения", а
через несколько месяцев, после внесения правок по требованию цензуры, сказка
вышла отдельной книгой. "Ведь и мы хотим жить и летать!" - 15
мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков Михаил Афанасьевич
коллекционировал театральные билеты - исключительно те, что купил сам, либо же
билеты тех концертов и спектаклей, на которых он присутствовал. «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён…» -
16 мая 1887 года родился Игорь Северянин Псевдоним Северянин -
воплощение тех впечатлений, которые Игорь Васильевич получил, отправившись в
экспедицию на Дальний Север со своим отцом, военным инженером. "Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!" - 18 мая 1048 года родился
Омар Хайям Биография Омара
Хайяма известна исследователям достаточно подробно несмотря на то, что
великий перс жил почти тысячу лет назад.
Бонус читателю!
10 лучших книг о море Сезон отпусков не за
горами, и нет сомнений в том, что отдых на морском берегу, несмотря ни на что,
и в этом году предпочтет значительная часть жителей нашей страны. Чтобы
приблизить пляжный отдых хотя бы в мыслях, предлагаем вашему вниманию подборку
лучших книг о морях и океанах. Алессандро Барикко "Море-океан" Алессандро Барикко
называют одним из самых титулованных дебютантов 90-х годов. Его роман
«Море-океан» - это одновременно и поэма в прозе, и захватывающее приключение, и
триллер, и философская притча. Шедевр с точки зрения техники, многогранный и наполненный
очаровательными метафорами, роман рассказывает о море: оно больше, чем просто
вода, оно сильное и непредсказуемое, мудрое и нежное, оно произвело жизнь и оно
же может её забрать. Совершенно разных людей призывает к себе море, сводя линии
их жизней к одному месту – таверне «Альмайер» на побережье. Что же может
подарить каждому из нас встреча с истинным собой? Анника Тор "Остров в море" Это история маленькой
девочки из большой семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла другая
семья – шведская. Это рассказ о том, как ребенок, оторванный от родины, учится
жить в чужом мире, порой жестоком, ранящем и изменчивом. Станет ли новой
родиной для неё остров в холодном северном море? Откуда возьмется смелость
пойти по ледяной корке над водой, чтобы спасти своих родителей? Айрис Мердок "Море, Море" Книга, в 1978 году
удостоенная Букеровской премии, написана от первого лица в форме дневника.
Бывший актер и талантливый режиссер Чарльз Эрроуби, наверное, кажется
счастливым, ведь у него есть всё: слава, деньги, признание, женщины,
возможности для творчества. Однако в шестьдесят лет он, не чувствуя себя
старым, решает уйти из театра и навсегда уехать из Лондона, чтобы поселиться на
берегу моря в домике на скалах. Жизнь наедине с самим собой – именно то, чего
ему всегда хотелось, ведь именно здесь он может наслаждаться тишиной, купаться
и загорать, бродить по окрестностям, собирать коллекции морских камешков,
готовить изысканные блюда и мечтать… Но шумный мир, похоже, отпускать его не
собирается. Эрнест Хемингуэй "Старик и море" Великая книга, которая
читается за несколько часов, рассказывает о дружбе, о победе над собой, о бесконечной
вере в то, что цель будет достигнута. Каждый день старый кубинец Сантьяго снова
и снова выходит в море, хотя вот уже почти три месяца не может ничего поймать. На
берегу он часто разговаривает с маленьким Манолином, который, наверное,
является его единственным другом. Но однажды Сантьяго попадается огромный
5,5-метровый марлин, с которым старому рыбаку предстоит справиться голыми
руками. Чем же завершится эта битва? Габриэль Гарсиа Маркес "Рассказ человека,
оказавшегося за бортом корабля" Один из ранних романов
Габриэля Гарсии Маркеса посвящен восьми морякам, которых во время шторма смыло
за борт с военного корабля. В течение десяти дней о них не было никакой информации.
Что пережили моряки? Как они смогли выжить? Казалось бы, для раскрытия сюжета
достаточно было публицистики, однако благодаря гению Маркеса история стала
гениальной притчей о судьбе и о мужестве. Янн Мартел "Жизнь Пи" В 2002 году Янн Мартел получил
за роман «Жизнь Пи» Букеровскую премию. В 2012 году книга была экранизирована,
и фильм совершил настоящий прорыв в мировой интеллектуальной среде. История,
рассказанная Мартелом, во многом перекликается с романом «Старик и море»
Хемингуэя; имеет она отсылки и к абсурдности Беккета, и к магическому реализму
Маркеса. Книга включает три части: первая рассказывает об индийском мальчике
Пи, бесконечность имени которого знаменует бесконечность мира и человеческого
выбора, вторая описывает историю его выживания в Тихом океане, где Пи оказался
в одной шлюпке с гиеной, орангутангом и бенгальским тигром, а третья посвящена
переосмыслению этой истории, повернутой в противоположную сторону: в ней
рассказ как будто начинается заново. Станислав Лем “Солярис” Безграничный космический
океан, живой, думающий, меняющийся – вот что такое Солярис. Или кто – в книге
Лем, без сомнения, именно океан сделал главным персонажем, хотя повествование и
ведется от имени доктора Криса Кельвина. Роман очень глубокий, затрагивает
множество философских вопросов, которые возникают по мере проникновения
человека в Солярис. События, описанные в книге, происходят в далеком будущем.
Примечательно, что роман был завершен в 1961 году, за несколько месяцев до
полета Юрия Гагарина в космос. Жюль Верн "Двадцать тысяч лье под водой"
Вопреки расхожему мнению,
в названии этого романа Жюля Верна указана не глубина, на которую погрузились
герои, а путь, который они прошли под водой. 20 000 лье - расстояние,
сопоставимое с двумя длинами земного экватора, при этом максимальная глубина
погружения составила всего 4 лье, или 22 км (две глубины Марианской впадины). В
отличие от других романов, эта книга написана не Верном-писателем, а
Верном-ученым – здесь немало отсылок к химическим и физическим обоснованиям
явлений, есть инженерные описания различных частей подводной лодки. Однако
приключение, в рамках которого герои за семь месяцев побывали во всех океанах,
кроме Северного Ледовитого, без сомнения, доставит читателям немало приятных
минут. Даниель Дефо "Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо" Это произведение дало
начало новому литературному жанру – робинзониаде. Большинство исследователей
творчества Дефо придерживаются мнения, что основой для создания книги послужила
реальная история Александра Селькирка, боцмана, который был весьма склочным и
неуживчивым человеком, и в соответствии с его пожеланиями в 1704 году моряка ссадили
на необитаемый остров, снабдив оружием, провиантом и инструментами. В полном
одиночестве Селькирк прожил более пяти лет. Робинзон Крузо же, напротив, стал
жертвой обстоятельств: его корабль у берегов Африки захватили берберские
пираты, но ему удалось сбежать, а когда герой отправился в нелегальном рейсе за
рабами а Африку, судно попало на мель, и Крузо стал единственным выжившим, так
как смог вплавь добраться до необитаемого острова. Примечательно, что Дефо
впоследствии написал ещё две книги о Робинзоне Крузо - «Дальнейшие приключения
Робинзона Крузо» и «Серьезные размышления Робинзона Крузо». Йорн Риэль “Мальчик, который хотел стать
человеком” Книга рассказывает о
мальчике по имени Лейва, потомке викингов. После кораблекрушения он попадает к
инуитам, гренландским эскимосам, где учится делать в толще снега хижины,
заводит дружбу с местными детьми, понимает, что от природы можно брать только
необходимое, а жить в большой семье, в которой всё общее – это и счастье, и
ответственность. Сможет ли ребенок, воспитанный в других традициях, отказаться
от богатства, власти и мести, которые определяют жизнь его народа, чтобы стать
настоящим человеком – таким, как его представляют инуиты? Сможет ли он
научиться разговаривать с морем, которое в мире инуитов обладает особым
значением? Литература в Сети. Лучшее за неделю Категорический
императив литературы
Сергей Морозов о вопросах преподавания и едином учебнике
Нет слова страшнее, чем слово «единый». Близко
стоит разве что слово «нравственный». Или «патриотичный». «Единый» - значит,
все под одну гребенку, «совок». «Нравственный» отдает ладаном и кадилом,
поповщина. «Патриотичный» - выходит казенный, квасной. Получается, на
преподавание литературы в школе наступают стройными рядами мракобесие,
тоталитаризм и казенщина. Примерно такие настроения царят среди тех, кто
с ужасом ожидает единого учебника по литературе. Детишки все эти годы тянулись
к свободе, преподаватели лучились креативом. И тут пришел Пожигайло.
Подняли голову поджигатели гимназий и
упразднители наук, мракобесы разных мастей. Погибла литература!
Однако, оставим в стороне Пожигайло. Потому
что не в нем дело, а в общем неприятии самой концепции того, что преподавание
литературы должно стремиться, прежде всего, к единству, к формированию
нравственных ценностей и любви к Родине. Почему единый учебник и единство программы по
литературе это правильная идея? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с
азов, о которых, радетели педагогического многообразия обычно забывают. Прежде
всего, с того, что образование – это не частная лавочка и создано не для того,
чтобы всякий, кому вздумается, делились на уроках с учениками своими любимыми
книгами и вообще прочитанным. Образование существует для передачи социального
опыта, культурных традиций и норм. Оно – мост между поколениями. Оно для того,
чтобы мы знали, кто мы такие есть и откуда пошла не только земля, но и культура
русская. Проще говоря, образование, не для того, чтоб мы понимали, чем мы
различаемся, а для того, чтобы мы осознавали, в чем мы едины, что у нас общего
и ценного, и почему это ценно. Вот по этой линии: чему учить, единству или
различиям, что поставить во главу угла –одинокого любителя чтения или общество,
вкусовщину или одобренный обществом и подтвержденный профессионалами выбор, и
проходит водораздел между сторонниками единого учебника по литературе и тех,
кто на него ополчился. Раньше любили шутить насчет того, что наука –
это хороший способ удовлетворять собственное любопытство за государственный
счет. Все смеялись и соглашались в том, что это нехорошо. Теперь, видимо, шутка
забылась, и некоторые ныне не видят ничего зазорного в том, чтобы удовлетворять
страсть к распространению собственных литературных вкусов именно таким
способом, за счет государства.
Поэтому любителям индивидуального подхода и
многообразия учебников хочется адресовать вопрос: раз уж у нас плюрализм,
бессмысленный и беспощадный, то какой смысл вообще в учебниках, какой смысл в
изучении того, что мне предлагает учитель? Чем его вкус и его мнение хуже
моего, ученического или родительского? Почему я должен изучать какого-нибудьПастернака или Замятина?
Почему не японскую мангу, не «Эммануэль» госпожи Арсан или боевую
фантастику? Зачем мне вообще нужна русская классика? Отчего учительница и
программы настолько зашорены, что не могут переварить индивидуальности моего читательского
вкуса? Разве они со своими пастернаками и ахматовыми,
менее тоталитарны, чем господин Пожигайло? Вряд ли. Просто навязывают ученику
свой выбор застенчиво, но настойчиво, как тот голубой воришка в «12
стульях» Ильфа и Петрова. Чем стихи Цветаевой лучше
прозы Анаис Нин? Только тем, что первые что-то бередят в учительской душе,
а вторая нет? Почему ученик должен читать затянутые и
занудные батальные сцены «Войны и мира» эпохи XIX века, а не зачитываться
развернутыми и футуристичными космическими баталиями какого-нибудьДэвида
Вебера? Почему именно «Кавказский пленник», а не,
положим «Пленница Гора»?
Думаю, радетели разнообразия литературного
стандарта и воспитания в многообразии мнений не смогут внятно ответить на этот
вопрос. Не смогут, потому что, из-под всего здания преподавания литературы
выбит фундамент – культурный канон, понятие золотого фонда, классики. А без
него, ни одна блоха не плоха, все черненькие, все прыгают, читай, изучай, что
хочешь и как хочешь. В конце концов, раз у нас такой плюрализм, то
можно было бы и вовсе ничего не изучать. Тоже мнение, своеобразная «Поэза
конца» и «4.33».
Но вернемся к многообразию программ и
учебников. Кому это выгодно?
Про обилие методических и методологических
подходов рассказывать не надо. Когда твердо ничего не знают, тогда все это
маскируют многообразием. «Трудный вопрос», «с одной стороны, с другой стороны».
Да и откуда этому методическому многообразию взяться? Педагогику и методику
давным-давно умертвили в эти годы. Весь методический разброс заключается в том,
что одни любят одно, а другие – другое. Как будто кто-то утрудился методически
продумать преподавание литературы. Да и для чего бы это было нужно? Разве на
это был заказ? Секрет изготовления современного учебника
сведен к нашинковыванию в него по своему вкусу произведений, с вынужденной
отметкой в контрольных точках, которые еще обойти не удается в силу традиции
(Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев) и набрасыванию вопросов, которые ничего
не формируют и не проясняют, а существуют так, для формы, по традиции или для
тупой дрессуры учеников и родителей, для отдельных педагогов-садистов. Кому выгодно множество учебников и программ?
Самое странное, что все знают. Это нужно только тем, кто эти учебники и
программы порождает. Ученику, родителям, обществу все это
многообразие не нужно. И ведь это давно известно. Тот же великий
педагог-новатор Л.Н. Толстой полтора столетия назад с печалью писал о том, что
крестьяне его методою были недовольны: «Мы то думали, ты, делу, писать-читать
научишься. А у тебя все игрушки, баловство одно». Право на игрушки, наследники Толстого, как
видим, отстаивают и поныне, также как и граф, игнорируя народное мнение о целях
и смысле обучения. Вообще, яснополянской школой несет и от общей
нацеленности нынешних противников поворота к единству в преподавании
литературы. Литература – это развитие эстетического вкуса
и творческих наклонностей. Эстетические наклонности и вкус – это хорошо.
Но спросим себя, много ли эстетов в рядах молодого поколения породила эта
метода неморального изучения за последние годы?
Верно, литература не учебник по
нравственности. Но «моральный поворот» в рамках будущего единого учебника по
литературе это не столько поворот к какому-то десятку прописных моральных
истин. Это по своей сути поворот к более глубокому погружению в идейное
содержание, поворот практичный и вполне соответствующий как общественному
запросу, так и реальной ситуации преподавания литературы, реальным ученическим
возможностям и потребностям. Что касается патриотизма и политики, то даже беря
ее как искусство, как ни крути, идеологию, тенденцию ты из нее вытравить,
выветрить не сможешь. Хорошо ли, плохо ли это, но литература не
стерильна, она не избавлена от политики, от выражения определенного интереса.
Потому в школе она нужна не просто сама по себе — чтоб читать учиться и
высказывать недовольство писателями, написавшими пухлые тома для библиотеки, а
с определенной целью. Впрочем, отсутствие тенденции тоже сама по
себе тенденция, политика и идеология. Это отсутствие тенденции педагогически мы
проходили все эти годы, когда отказ от тенденции потребовал отказа и от
воспитания и через все это перехода к требованию изучать литературу как вид
художественного ремесла. Ну вот учили же на уроках труда тому, как делать
скворечники и что собой представляют аккумуляторы. Так и здесь. Однако пристальное внимание к ямбам и хореям,
особенностям поэтики Салтыкова-Щедринаили Толстого ничего хорошего не
дало. Как предмет, литература стал еще более бесполезен. Литературоведами
большинство из сидящих за партой становиться не собиралось, и им было глубоко
наплевать на поэтическую технику безглагольного Фета или особенности нового
романтизма босяцких рассказов Горького.
Невозможность поговорить хорошо и развернуто о
мотивах знаменитого «Я тебя породил, я тебя и убью» или перетереть бездумное
увлечение Наташей Ростовой Долоховым превратило уроки литературы в нечто
бессодержательное. Об этом задумались, это поняли, и с удвоенной
энергией поворотились к абстрактно-антропологическому и этическому содержанию и
смыслу изучения литературы, который и маскируется теперь риторикой о
разнообразии мнений. Однако ж и это не улучшило ситуацию. Простой отжим
содержания до голого человека на голой земле тоже дал своего рода тенденцию — с
одной стороны, а с другой — не смог заслонить бьющей в глаза конкретности
бульбовского товарищества, Обломовки и свинцовых мерзостей российской жизни.
Сколь не занимались плюрализмом, сколь не напирали на многозначность, но
однозначности интонации и однонаправленности пафоса русской классики не забьешь
— она вся не про человека вообще, а про русского человека. И Обломовка, и
Скотопригоньевск, и Чевенгур — это все о России и для России, о русском и для
русского. Читай, удивляйся, ужасайся, восхищайся, переустраивай. И от этого нас
отворачивали и продолжают отворачивать. Бьет в глаза общественная направленность, и не
просто абстрактная общественная злободневность, а вполне конкретная и понятная,
русская. Бьет, потому что русский писатель — это всегда
общественник (за мир стоит), пропагандист, морализатор, и не абстрактного, а
вполне конкретного свойства. И вот этот «общественник», этот «голос
совести» и должен, прежде всего, бросаться в глаза, если мы изучаем литературу
такой, какова она есть. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть
обязан» - это не выдумка Некрасова, это квинтэссенция русской литературы, ее
категорический императив. А он, как известно, един, общеобязателен и взывает к
моральному сознанию.
Сергей Морозов,
«Свободная пресса» Писатель, подружившийся с дьяволом
Дню рождения Михаила Афанасьевича
Булгакова посвящается.
15 мая 1891 года родился
один из самых читаемых писателей XX века, популярность которого в России даже
сегодня в разы превосходит славу других авторов. К этой дате AdMe.ru подготовил
пост признательности Михаилу Афанасьевичу за его великий вклад в литературу. О продаже души Известно, что Булгаков
часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему
настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков
вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано
с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум».
Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста,
продавшего душу дьяволу. Отсутствующий персонаж
В 1937 году, в годовщину
смерти А.С.Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту.
Среди них была и пьеса М.А. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от
произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что
появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно.
Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич. Клад Михаила Булгакова Как известно, в романе
«Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А
хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя,
так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали
все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не
нашли. История Воланда
Воланд Булгакова получил
своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз,
когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу:
«Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё
одним именем — Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие
варьете не могут вспомнить имя мага: «...Может быть, Фаланд?» В первой редакции
произведения содержалось детальное описание (15 рукописных страниц) примет
Воланда, когда он впервые появляется под видом «незнакомца». Это описание
сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали
Астарот (один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной
демонологии). Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог
быть тождественным сатане. «Собачье
сердце» и русская революция Традиционно повесть
«Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков —
аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и
свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе
подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была
политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В
частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая
фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его
ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий
(Бронштейн), Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья —
Дзержинский и т. д. Прототип Бегемота У знаменитого помощника
Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а
собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была
очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после
боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил. Иван Васильевич: назад в будущее Еще в 1934 году Михаил
Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как
московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и
переносит в современный мир (т.е. 1934 год) Ивана Грозного. В свою очередь, в
прошлое попадают двойник Ивана Грозного управдом Бунша-Корецкий и жулик Жорж
Милославский. Современники Булгакова замучали автора просьбами об изменениях и
переделках. Все боялись очевидного сходства между личностями Иоанна Грозного и
Иосифа Сталина. Триумфальный успех пришел
к «Ивану Васильевичу» в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку блестящий
мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти
полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям
70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон,
коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются
транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии
популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном
князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его
биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный
анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в
кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили (по
крайней мере, в СССР). Другие изменения не
касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он
Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить
все три фильма Гайдая («Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказскую
пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом,
а ныне инженером Шуриком. Кстати, американскому
зрителю фильм тоже знаком, но под измененным названием: «Иван Васильевич: Назад
в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future» и «Ivan the Terrible: Back
to the Future»). Значимые цитаты Булгакова Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в
особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого
он любит. Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не
замечаешь. Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр,
общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или
втайне ненавидят окружающих. Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает
только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то
это означает, что она тухлая! Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Только через страдание приходит истина... Это
верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не
дают. Печально, но факт. Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот
здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. На преступление не идите никогда, против кого бы
оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками. На свете существует только две силы: доллары и
литература. Достаточно погнать человека под выстрелами, и он
превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных
случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт. Злых людей нет на свете, есть только люди
несчастливые. Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока
сама политика будет в оппозиции к культуре. Adme.ru
|
В избранное | ||