← Ноябрь 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.novostiliteratury.ru
Открыта:
20-05-2013
Статистика
0 за неделю
Новости литературы
Приветствуем Вас, уважаемый читатель!
Основные события с 6 по 10 ноября 2013 года: Что нового Книгу Джей Джей
Абрамса библиотеки посчитали неудобной Библиотеки США отменили заказы на новую книгу Джеффри
Джейкоба Абрамса «S», написанную им в соавторстве с Дугом Дорстом. Издание, в
которое вложены дополнительные материалы, руководство организаций посчитало
неудобным для хранения и выдачи библиотеками, так как приложения – вкладыши,
открытки, записки, карты и пр. - будут легко теряться. Войнович представит
новое прочтение пьесы «Трибунал» Владимир Войнович, автор книги "Жизнь
и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" и других известных
романов, сегодня на творческом вечере в Московском Доме актера представит свою
новое творение, тесно связанное с написанной ранее пьесой «Трибунал». http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/vojnovich-predstavit-novoe-prochtenie-pesy-tribunal/ На Kickstarter
собирают средства на игру по Джейн Остин Проект Ever, появившийся на крупнейшем в мире краудфандинговом
сайте Kickstarter, разрабатывается студией 3 turn Productions на основе
произведений Джейн Остин. По словам главы студии Джуди Тайрер, планируется
создать многопользовательскую онлайн-игру, в которой персонажи будут посещать
балы, заводить романы, играть в слова, музицировать, ходить на охоту и рыбалку,
словом, заниматься всем тем, чем занимаются герои романов британской
писательницы. В Новгороде стартует
театральный фестиваль памяти Достоевского Международный XVII фестиваль камерных спектаклей открывается
8 ноября в 19:00 в Великом Новгороде на сцене академического театра драмы им.
Достоевского. Постановки по произведениям Федора Михайловича публике представят
как местные коллективы, так и труппы из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска,
Барнаула и финской Лаппеэнранты. В «Гоголь-центре»
пройдет вечер памяти Вознесенского К 80-летию со дня рождения Андрея Вознесенского в
«Гоголь-центре» пройдет торжественное мероприятие, в котором примут участие
писатели Виктор Ерофеев, Александр Кабаков, Евгений Попов, композитор Алексей
Рыбников, сценарист Юрий Арабов, журналист Ксения Ларина и др. Эти и другие новости можно прочитать в разделе
http://novostiliteratury.ru/category/novosti/ Литературные
конкурсы и премии Сергей Шнуров – в
составе жюри Григорьевской поэтической премии Григорьевская поэтическая премия объявила лонг-лист
номинантов и состав жюри. Главной неожиданностью стало назначение членом жюри
скандального автора и исполнителя Сергея Шнурова, лидера санкт-петербургской
группы «Ленинград»; кроме того, Шнуров выступит в роли судьи на финальном
слэме, в ходе которого будет назван лауреат премии. Названы лауреаты
литературной премии «Фемина» Леонора Миано была удостоена награды за книгу «Сезон тени».
Автора на вручении премии назвали «большим мастером», а о произведении Диан де
Маржери, председатель жюри, сказала, что в нем чувствуется «захватывающее
романное дыхание». http://novostiliteratury.ru/2013/11/konkursy/nazvany-laureaty-literaturnoj-premii-femina/ В Кирове вручили
премию имени Мамина-Сибиряка Вчера, 6 ноября 2013 года, в Кировском театре кукол
состоялась торжественная церемония награждения лауреатов всероссийской
литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. http://novostiliteratury.ru/2013/11/konkursy/v-kirove-vruchili-premiyu-imeni-mamina-sibiryaka/ «Русская премия»
объявила состав жюри Оргкомитет литературной премии назвал имена тех, кто будет
оценивать присланные на конкурс произведения. Председателем жюри уже в пятый
раз стал Сергей Чупринин, историк литературы, главный редактор журнала
"Знамя". http://novostiliteratury.ru/2013/11/konkursy/russkaya-premiya-obyavila-sostav-zhyuri/ Эти и другие МАТЕРИАЛЫ ВЫ НАЙДЕТЕ в разделе
http://novostiliteratury.ru/category/konkursy/ Обзор книжных
новинок Жюли Маро «Синий —
самый теплый цвет» Клементина – обычная ученица лицея, у которой много друзей и
есть молодой человек, испытывающий к ней нежные чувства. Но Клементина не может
найти внутреннего покоя из-за своего чувства одиночества, кроме того, она
мечтает о действительно близком человеке, который бы был рядом с нею. http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/zhyuli-maro-sinij-samyj-teplyj-cvet/ Эссво Вайккт «Котаун» В результате катаклизма, который произошел на другом конце
Вселенной, и естественного отбора на планете, похожей на Землю, возникла новая
цивилизация, т.е. повелителями природы
стали разумные кошки. Возник Котаун — главный город планеты, где процветает
доступное всем изощренное потребление. http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/essvo-vajkkt-kotaun/ Петр Врангель «На
трех войнах» Петр Николаевич Врангель, ветеран русско-японской и Первой
мировой войн входил в число лучших кавалерийских генералов царской армии, был
человеком, обладавшим несомненным личным
мужеством и незаурядным военным талантом. В конце Гражданской войны он принял на себя
командование Белой армией, которая уже терпела поражение за поражением, и
благодаря мастерскому маневру увел ее в Крым, одновременно превратив его в
крепость. Но это не спасло Белое движение, а лишь немного отсрочило его крах… http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/petr-vrangel-na-trex-vojnax/ Франсуаза Дольто «На
стороне ребенка» Произведение Франсуазы Дольто «На стороне ребенка» посвящено
глубокому всестороннему исследованию детства. Для автора, психоаналитика и
педиатра, имеют существенное значение права ребенка, влияние телевидения и
компьютера на его психику, сексуальность, раннее развитие ребенка и даже
реформа образования. http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/fransuaza-dolto-na-storone-rebenka/ Дороти Ли Сейерс
«Сильный яд» Роман «Сильный яд» открывает «серию в серии». В нем описывается история любви двух
незаурядных людей, развивающаяся на фоне загадочных преступлений. http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/doroti-li-sejers-silnyj-yad/ Джонатан Троппер «Все
к лучшему» «Все к лучшему» — книга, в которой повествуется о
значительных переменах в жизни Зака Кинга, молодого жителя Нью-Йорка,
начинающихся после неожиданного появления его отца Норма, который в течение
двадцати лет пропадал неизвестно где и о котором не было что-либо известно. http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/dzhonatan-tropper-vse-k-luchshemu/ Не только Джобс:
Линдер Кани написал книгу о Джони Айве Первая книга Линдера Кани, «Внутри мозга Стива» («Inside
Steve’s Brain»), была издана в 2008 году. 14 ноября состоится презентация
новинки от редактора Wired и владельца сайта Cultofmac.com – книги «Джони Айв.
Гений за кулисами Apple». ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ
АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ: http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/
СЛЕДИТЕ ЗА
ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ: http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/
Что читать детям? Елена Ракитина
«Приключения новогодних игрушек» Книга Елены Ракитиной – это волшебная сказка, соединившая в
себе детские воспоминания, пушистый снег, ароматы хвои и мандаринов, т.е.
торжество, которое будет согревать людей своим теплом весь год! http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/elena-rakitina-priklyucheniya-novogodnix-igrushek/ Эти и другие материалы из серии «Лучшие
детские книги» читайте на сайте:
http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/
Литературный
календарь «… несущие на одежде
своей снежинки, делятся обычно на два типа: хорошо одетые и плохо, но
справедливость торжествует — снег делится на всех поровну…» — 6 ноября 1943
года родился Саша Соколов Саша Соколов (Александр Всеволодович Соколов) родился 6
ноября 1943 года в Оттаве в семье заместителя военного атташе советского
посольства в Канаде. С 1947 года Соколовы переехали в Москву. С 1962 по 1965
года Александр Соколов — студент Военного института иностранных языков, а в
1967 году он становится студентом факультета журналистики МГУ. «Истинная щедрость по
отношению к будущему — это всё посвятить настоящему…» — 7 ноября 1913 года
родился Альбер Камю Камю вырос в бедности, и то, чего он достиг, иначе как
чудом, помноженным на упорство и кропотливый ежедневный труд, не назовешь. Отец
Альбера, Люсьен Камю, был простым рабочим и погиб в битве на Марне, когда сыну
едва исполнился год, а мать работала уборщицей, была неграмотна, однако делала
всё возможное для того, чтобы дать сыну хотя бы начальное образование. «Твори… Создай
что-нибудь прекрасное, иначе жизнь будет бессмысленной…» — 8 ноября 1955 года
родился Джеффри Форд Джеффри Форд родился 8 ноября 1955 года. Свое детство он
провел в городе Уэст-Айлип (США, штат Нью-Йорк). После окончания школы Джеффри
поступил в местный муниципальный колледж, однако вынужден был его покинуть
из-за провала всех экзаменов после первого семестра. После этого Форд начал
работать, а затем снова вернулся в тот же колледж, где прилежно отучился два
года. После этого Форд становится студентом Нью-Йоркского университета, где он
изучает литературное искусство Джона Гарднера. 8 ноября 1602 года
основана библиотека Бодлейан Библиотека Бодлейан относится к числу старинных библиотек
мира. Она находится в зданиях, построенных в XVII веке, и является главной
исследовательской библиотекой Оксфордского университета и
библиотекой-депозитарием, сохраняющей авторские права. «Она жила и дышала, и
не развеивалась от соприкосновения с реальностью…» — 8 ноября 1900 года
родилась Маргарет Митчелл Большая часть книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» была
написана в период 1925-1930 годов в ее
апартаментах под названием «Свалка». Эти апартаменты считаются музеем памяти
писательницы и внесены в список Национального Регистра Исторических Мест. «Великие души
переносят страдания молча…» — 10 ноября 1759 года родился Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер родился в семье полкового фельдшера, офицера
на службе герцога Вюртембергского; отец будущего поэта отличался крутым нравом
и, несмотря на его стремление стать священником, в 13 лет отправил Фридриха в
военную академию в Штутгарте. Однако, несмотря на постоянную муштру и жесткую
дисциплину, Шиллер находил здесь время для занятий литературой; позднее он
также увлекся естественными науками и медициной. Электронные книги Scribd открыл
онлайн-библиотеку с доступом по подписке Scribd, крупнейший онлайн-архив книг на планете, всерьез
намерен потеснить таких гигантов рынка, как Google, Amazon и Apple. Сервис
предлагает читателям неограниченный доступ к
хранилищу книжных новинок, а также редких и классических изданий, всего
за $9 в месяц. *
* * И еще многое
другое о мире литературы на нашем портале. Следите за обновлениями на http://novostiliteratury.ru/ !
Бонус подписчику! Лучшие любовные
романы этой осени Что ни говори, любовные романы всегда будут оставаться в
списках бестселлеров любого книжного магазина. Возможно, потому, что
современным Золушкам, равно как и Принцессам, хочется верить в существование
сказки, которой в собственной жизни так не хватает, а может, хорошая книга о
любви помогает освежить собственные чувства… В еженедельной подборке, которую для вас подготовил сайт
«Новости литературы», представлены лучшие любовные романы осени – 2013. 1. Марк Леви «Сильнее
страха» В поисках интересной темы для статьи журналист «Нью-Йорк
таймс» Эндрю Стилмен случайно знакомится с милой девушкой Сьюзи. Общаясь с ней,
журналист понимает, что жизнь Сьюзи находится в опасности: влиятельные политики
имеют какое-то отношение к старой семейной истории, в которой девушка хочет
разобраться. Отправляясь вместе на поиски доказательств, которые обоим грозят
гибелью, герои, конечно же, влюбляются друг в друга. Смогут ли они найти все
разгадки и как сложатся их отношения? 2. Дженнифер Пробст
«Брачный договор» Николас Райан потерял всякую веру и в брак, и в любовь,
однако ему срочно нужно жениться, чтобы получить корпорацию своего дяди. Чтобы
брак не был признан фиктивным, он должен продлиться не менее года, при этом
супруги могут придерживаться исключительно деловых отношений. Алекса Макензи вынуждена срочно найти богатого мужа – только
так она сможет спасти дом собственных родителей. Однако девушка даже не
задумывается над тем, чтобы приворожить старшего брата подруги, который когда-то
уже разбил ей сердце. Догадываетесь, чем закончится история?.. 3. Джоджо Мойес «Последнее
письмо от твоего любимого» Предыстория романа разворачиваются в Англии в 1960 годах.
После автокатастрофы Дженнифер Стерлинг оказывается в больнице; женщина
потеряла память и не знает, ни что с ней произошло, ни как её зовут, не узнает
мужа и других родственников. Однажды ей приносят странное письмо за подписью «Б.»;
автор послания признается Дженнифер в любви и умоляет её бросить мужа. В XXI веке молодой репортер Элли обнаруживает в архиве газеты одно
из этих писем. Элли надеется, что разгадка этой истории поможет ей восстановить
положение на работе, а также найти выход из непростой личной ситуации… 4. Маргит Сандему «Люди
Льда. Сага». Тома 29-32 Жанр произведений Маргит Сандему весьма оригинален: в её
книгах фэнтези переплетается с реальными историческими событиями, а любовные
линии подкрепляются мистикой. Этой осенью вышли 29-32 тома саги «Люди Льда» -
«Любовь Люцифера», «Чудовище», «Паромщик» и «Ненасытность». В них героям
предстоит бороться с проклятием семьи и строить свою жизнь, противостоя древней
магии. 5. Нора Робертс
«Последняя любовь» «Последняя любовь» - второй роман Норы Робертс в серии
«Инн-Бунсборо». Считаете, что детская влюбленность не приносит ни счастья, ни
верности? Не верите в серьезность этого чувства? Вот и героиня романа Эйвери
Мактавиш в шутку называет Оуэна Монтгомери своей первой любовью – она влюбилась
в него в шесть лет и сразу же заявила, что они поженятся, а «жених» даже подарил
«невесте» пластмассовое колечко в знак вечной любви. Шутки шутками, но когда
Оуэн узнает, что Эйвери хранит его подарок до сих пор, это заставляет его
пересмотреть своё отношение к лучшей подруге… 6. Джейми Макгвайр
«Мое ходячее несчастье» Роман Джейми Макгвайр рассказывает о студенте-юристе Трэвисе
Мэддоксе, который по ночам превращается в звезду подпольных рингов по прозвищу
Бешеный Пес. Мать завещала ему бороться, чтобы идти вперед, чтобы завоевать
девушку своей мечты, чтобы достичь успеха в жизни. Однако любовь переворачивает
жизнь Трэвиса, не оставляя ему шансов. В книге «Мое ходячее несчастье»
представлена мужская версия событий, тогда как в романе «Мое прекрасное
несчастье» - версия от имени Эбби Эбернати. 7. Джейми Макгвайр «Мое
прекрасное несчастье» Будущий юрист, красавец и чемпион боев без правил, Трэвис Мэддокс
на недостаток женского внимания не жалуется. Однако и он однажды оказывается
сражен: похоже, Эбби Эбернати – именно та «единственная». Парень и девушка
заключают пари: если Трэвис пропустит в сегодняшнем бою хоть один удар, то
месяц без секса гарантирует сам себе, если же нет, то Эбби месяц проживет у
него дома… 8. Сесилия Ахерн
«P.S. Я люблю тебя» Роман ирландской писательницы стал бестселлером более чем в
30 странах мира; он – о любви, которая сильнее смерти. После кончины любимого
мужа Холли Кеннеди замыкается в себе, перестает общаться с людьми, выходить из
дома. Однажды ей начинают приходить письма от покойного мужа – оказывается, что
он заранее решил помочь жене жить дальше, причем сделал это таким вот необычным
способом. В письмах – подробные наставления: купить платье, съездить на море,
принять участие в конкурсе караоке… Что же будет дальше? 9. Джоджо Мойес «До
встречи с тобой» Лу Кларк живет в мире с устоявшимися порядками и четкими
правилами. Она знает, что не любит своего бойфренда, но встречается с ним по
привычке, она не жалует свою работу, но надо же где-то работать… Но Лу не
догадывается, что вскоре её жизнь кардинально изменится, и для решения своих и
чужих проблем придется приложить максимум усилий. Уилл Трейнор живет в другом мире – мире, в котором у него не
осталось желания жить, ведь мужчина перенес тяжелую автомобильную аварию. И он
знает, как закончить свой земной путь, однако ворвавшаяся в его жизнь Лу
переворачивает всё с ног на голову. Как мужчина и женщина изменят друг друга и
будут ли два несчастных поодиночке счастливы вместе? 10. Нора Робертс «Из
любви к Лайле» Университетский преподаватель истории Макс Куотермейн
соглашается оказать помощь с фамильными документами богачу Кофилду, однако,
случайно подслушав один разговор, понимает, в какую авантюру ввязался – его
наниматель намерен выкрасть драгоценности семейства Калхоун. Уходя от пули
Кофилда, Куотермейн бросается в море с яхты. Волны выбрасывают Макса на берег,
где его и находит Лайла, наследница Калхоунов. Литература в Сети. Лучшее за неделю Должна ли литература
быть полезной? Недавно проведенные исследования показали, что серьезная
художественная литература делает людей более восприимчивыми, и гуманисты
повсеместно и торжественно поднимают по этому поводу бокалы. Однако я задаю
себе вопрос – является ли это победой неосязаемого обогащения гуманизма и его
очарования или победой квантифицирующей власти социальных наук? В ходе двух исследований – одно из них было проведено парой
социальных психологов из университета Новая школа (New School), а другое было
организовано исследователями в Голландии – их участники были разделены на
несколько групп. Использованная методология была примерно одинаковой в обоих
случаях. В рамках проведенного в университете Новая школа эксперимента одна
группа читала избранные места из литературных произведений (отрывки из книг
Луизы Эрдрич (Louse Erdrich), Дона Делилло (Don DeLillo) и т.д.); тогда как
участники другой группы читали коммерческую художественную литературу, а еще
одной группе давали серьезные научно-популярные книги или вообще ничего.
Участникам эксперимента предлагалось либо описать свое эмоциональное состояние,
либо посмотреть на фотографии с изображением глаз людей и попытаться
определить, что эти люди чувствовали в тот момент, когда были сделаны эти
снимки. Результаты оказались ободряющими для тех людей, которые на
первых курсах в университете со страстью цитировали в своем окружении слова
Кафки по поводу того, что великая литература «является топором для разрубания
замерзшего моря внутри нас». Те испытуемые, которые читали художественную
литературу, в ходе различных тестов проявляли повышенную эмоциональность или
показывали, что их уровень сопереживания выше в сравнении с теми их коллегами,
которые читали массовую художественную или научно-популярную литературу. Сделанные в результате проведенных исследований выводы
вызывают особое удовольствие в свете новой Обязательной школьной программы
(Common Core Standards), в срочном порядке принятой школьными округами по всей
стране, акцент в которой делается на научно-популярную литературу и даже
подчеркивается преимущество расписаний поездов и автобусов над художественными
произведениями. Создается впечатление, что именно здесь произошло настоящее
развенчание искаженного подхода к обучению искусству чтения. Однако существует и другой взгляд на результаты проведенных
исследований. Вместо провозглашения превосходства художественной литературы над
практическими навыками, якобы получаемыми при чтении научно-популярных книг,
проведенные исследования указывают на то, что практический эффект является
необходимым стандартом, с помощью которого следует оценивать достоинства
художественной литературы. Результаты исследований говорят о том, что чтение
художественной литературы – дело хорошее, так как она делает вас более
эффективным социальным агентом. И это уже несколько больше в сравнении с тем,
что дает вам умение читать расписание поездов. Американцы всегда испытывали и продолжают испытывать
дискомфорт по поводу любой культурной активности, не приводящей к конкретным
результатам. «Тот, кто впустую тратит свое время даже на несколько пенсов в
день, и так день за днем, теряет возможность использовать каждодневно сто
фунтов», – хотя сам Бенджамин Франклин довольно безразлично относился к
деньгам, выраженное им чувство в приведенном совете стало отличительным
признаком национального характера. Праздность все еще воспринимается как
анафема в американской жизни. (Ким Кардашян (Kim Kardashian), неустанно
превращающая свое свободное время в прибыльную индустрию, является в глубине
души пуританкой). Тогда как активные дневные грезы в виде сочинения или чтения
художественной литературы являются праздностью в ее чистейшем виде, и такого
рода занятия не обещают никакого практического или конкретного результата и не
могут к нему привести. От дидактических хрестоматий Макгафи (McGuffey),
использовавшихся с середины 19-го века до середины 20-го века, и до «Книги
добродетелей» (Book of Virtues) Уильяма Беннетта (William Bennett) уже в наше
время (либеральный ответ – «Призыв к характеру» (Call to Character) Колина
Грира (Colin Greer) и Герберта Коля (Herbert Kohl) был опубликован на несколько
лет позднее) американский импульс, направленный на создание собственного
пространства для литературы путем превращения ее в социально полезную цель,
принимал разнообразные формы. Можно даже сказать, что два архетипических
американских характера – Гекльберри Финн и Том Сойер, придуманные самым
язвительным сатириком страны, являются, по сути, аргументами,
свидетельствующими о превосходстве праздности над любой моралью, а также
полезной в социальном или в финансовом плане американской активностью. Возможно, вполне уместно в наше время лихорадочного
квантифицирования – постраничные просмотры, рефераты по нейробиологии, копание
в персональных данных, загадки монетизации и алгоритмов – исходить из того, что
художественная литература также должна найти свое оправдание в предоставлении
такого поддающегося измерению и полезного социального качества, каким является
сопереживание. В то время как хрестоматия Макгаффи и ее преемники использовали
литературу для привития молодым людям религиозной и гражданской морали,
утверждение о том, что художественная литература усиливает сопереживание – это
совершенно другая история. Хотя эмпатия стала своего рода знаменитой чертой
эмоционального интеллекта, она не обязательно должна иметь что-то общее с
чувствительностью и мягкостью, которые ей обычно приписываются. Некоторые из
наиболее способных к сопереживанию людей, с которыми вы можете встретиться в
жизни, это представители бизнеса и адвокаты. Они в одно мгновенье способны
понять чувства другого человека, действовать в соответствии с ними, заключить
сделку или выиграть дело в суде. В результате человек на противоположной
стороне может почувствовать страдание или ощутить себя побежденным. И,
наоборот, всем нам известны погруженные в книги интровертированные люди,
которые не очень сильны в разгадывании других людей, а если они и могут это
сделать, то не обладают способностью действовать в соответствии с тем, что им
удалось понять в другом человеке. Если перейти в совершенно иную сферу, то можно сказать, что
сопереживание является характерной чертой некоторых садистов. Способность
улавливать тончайшие оттенки дискомфорта и боли является центральной точкой
получаемого садистом удовольствия. Дар сопереживания может привести к
проявлению щедрости, благотворительности и к самопожертвованию. Он также может
наделить человека способностью утонченно и искусно манипулировать другими
людьми. Литература, несомненно, многому научила меня относительно
сложной природы эмпатии. Так, например, не существует более способного к
сопереживанию героя романа или театральной пьесы, чем Яго, который мог
улавливать малейшие колебания в эмоциональном состоянии Отелло. С другой
стороны, Отелло является благородным и великодушным человеком – одновременно,
возможно, тщеславным и высокопарным, – но он абсолютно лишен дара оценивать
эмоциональное состояние другого человека. Если бы он обладал хотя бы половиной
способности к сопереживанию, имеющейся у Яго, он имел бы возможность заметить
ревность, пожирающую его вероломного помощника. Вся эта пьеса представляет
собой наглядный пример эмоциональной вооруженности, необходимой для победы над
другими людьми или для защиты самого себя от всякого рода козней. Но никто – и
ни одно исследование – не может с уверенность утверждать, способствует ли эта
пьеса появлению большего количества восприимчивых и сострадательных людей или
таких, как Яго. На самом деле ни в одном исследовании не были произведены
измерения того, приводит ли основанная на сопереживании реакция к проявлению
сопереживания. Основанная на сопереживании идентификация с золотым ослом
Апулея, с Молль Флендерс из книги Дефо,
с шекспировским королем Лиром – Самуэль Джонсон (Dr. Johnson) хотел,
чтобы эту пьесу ставили с измененным и счастливым концом, поскольку, по его
мнению, в ней демонстрируется слишком много страдания, – а также с такими
героями Достоевского, как Раскольников, Алеша и князь Мышкин, с Эммой Бовари,
не говоря уже о действующих лицах таких модернистов-мизантропов как Селин, Жид,
Кафка, Манн и т.д. – сопереживание с этими героями вполне может заставить
человека погрузиться внутрь себя и вообще удалиться от человечества. Хотя
эмпатия всегда была неопасной, благотворной и в социальном плане продуктивной
чертой, за что ее и восхваляли, утверждение о том, что производство
сопереживания является главной добродетелью литературы представляет собой
сужение литературного искусства, а не захватывающее и новое его расширение. Отсутствие в художественной литературе практической
полезности как раз и наделяет ее особой свободой. Когда Оден (Auden) написал о
том, что «ничего в результате поэзии не происходит», он не жаловался, он
ликовал. Начнем с того, что художественная литература, вероятно, делает людей
более способными к сопереживанию – но, тем не менее, я готов поспорить, что люди, более интенсивно
реагирующие на вымысел, обладают, для начала, более высокой способностью к
сопереживанию. Но лучше всего у художественной литературы получается то, что
она вообще ничего не делает особенного, специального или того, что легко сформулировать.
Разнообразная природа художественной литературы является
причиной того, что так много людей приписывают воображаемой литературе большое
количество разнообразных воздействий, некоторые из которых противоречат друг
другу: катарсис (Аристотель), опасное развращение духа (Платон), вредное
ослабление морали (Руссо), искупительное бегство от личности (Элиот);
получающее оправдание творчество за пределами морали (Джойс). Художественная
литература погубила Дон-Кихота, молодого Вертера и Эмму Бовари, однако она
спасла Сервантеса, Флобера и Гете. С уверенностью можно сказать, что, как и сама жизнь,
художественная литература бесконечна и не подлежит квантизации. Если искусство
создается ex nihilo, то есть из ничего, то тогда и чтение приводит in nihilo,
то есть в никуда. Художественная литература разворачивается в вашем воображении
на взаимосвязанных уровнях различных значений, снимающих тяжелый груз
неподатливых фактов с ваших плеч. Она говорит на собственном частном языке
бесконечных нюансов и интонаций. Сказка, если хотите, представляет собой
утешительным образом конечную составную часть океанической бесконечности, из
которой мы вышли и куда мы вернемся. Это есть свобода, это есть удовольствие –
а затем мы вновь оказываемся перед обыденным вызовом, перед бесконечными
хлопотами и перед необходимостью придавать специфические значения тому, что
люди думают и чувствуют, а также перед настоятельной необходимостью попытаться
– ради любви или ради денег – получить от нее пользу. Ли Зигел, New Yorker Убийца — писатель
За что «Убийство Роджера Экройда» назвали лучшим детективом всех времен Роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» — это лучший
детектив всех времен и народов. Таков результат опроса, который Британская
Ассоциация писателей криминального жанра (CWA) провела среди 600 коллег по
цеху. Помимо этого детективщики признали лучшим автором романов саму Агату
Кристи, а лучшей серией произведений — рассказы о Шерлоке Холмсе. Если два
последних титула как вполне заслуженны, так и столь же предсказуемы, то вот к
«Экройду» стоит присмотреться. Парадоксальным образом каноническим детективом
была названа книга, поразившая первых читателей именно своей неканоничностью —
тем, как она сломала детективный канон. «Лента.ру» рассказывает, почему
«Экройд» достоин всех лестных слов в свой адрес. Как в таких случаях обычно
говорят: осторожно, спойлеры! «Убийство Роджера Экройда» вышло в 1926 году. Это был шестой
роман Агаты Кристи, шестью годами ранее блестяще дебютировавшей «Таинственным
происшествием в Стайлз»; всего детективных романов у нее будет 66. Именно в
«Таинственном происшествии» впервые появился немолодой и чудаковатый
бельгийский детектив Эркюль Пуаро — «Экройд» стал третьим «его» романом; всего
их будет 33. Может быть, именно из-за этой магии чисел «Экройд» стал вехой в
истории жанра. Однако скорее всего дело в том, что он появился, когда жанр
детективного романа уже как следует выкристаллизовался. 36-летняя Кристи,
освоившись в первых книгах, взялась за потрясение основ — и преуспела. Завязка романа такова: в английской деревне Кингс Эббот
умирает состоятельная вдова. Вскоре местный богач по имени Роджер Экройд,
собиравшийся жениться на ней, сообщает своему другу доктору Шепарду, что она
призналась ему в убийстве своего бывшего мужа, а затем покончила с собой.
Вскоре самого Экройда находят убитым, и подозрение падает на всех вокруг.
Одновременно доктор Шепард выясняет, что по соседству поселился знаменитый
детектив, удалившийся от дел, чтобы жить в глубинке и выращивать тыквы
(помните, Холмс на пенсии занялся пчеловодством?). Эркюль Пуаро берется-таки за
расследование загадочного убийства, а доктор Шепард ходит за ним, словно доктор
Ватсон (точнее, капитан Гастингс) и ведет дневник происходящего расследования —
собственно, его отчет о расследовании мы и читаем. Невозможно подробно рассказывать об «Убийстве Роджера
Экройда», не раскрыв его тайны, она же основной литературный прием. Итак, в
конце выясняется, что убийцей Роджера Экройда оказывается его друг доктор
Шепард. Таким образом, начинающая британская детективщица Агата Кристи в одном
романе нарушила сразу несколько важнейших жанровых табу, а именно: повествование не может идти от лица убийцы; убийцей не может быть помощник сыщика — функциональный
аналог доктора Ватсона; убийство не должно оставаться нераскрытым, а убийца —
безнаказанным. Убийство именно что остается нераскрытым — по крайней мере
формально. Эркюль Пуаро не объявляет вслух, что разоблачил доктора, но дает
понять, что все про него знает. Это дает Шепарду возможность совершить
самоубийство под видом несчастного случая (Пуаро решил поступиться своей
профессиональной гордостью, потому что очень не хотел расстраивать сестру
доктора — еще одного удивительного персонажа книги, из которого впоследствии
«выросла» мисс Марпл, другая любимица Агаты Кристи). Таким образом, дело об
убийстве Роджера Экройда, раз уж преступник не предан суду, оказывается
неудачей Пуаро — именно так собирался подать свой дневник доктор Шепард:
«Неожиданный конец для моей рукописи. Я думал опубликовать ее как историю одной
из неудач Пуаро. Странный оборот принимают иногда обстоятельства». (И именно
так назвал свою телевизионную экранизацию «Экройда» Сергей Урсуляк: его
«Неудача Пуаро» с Константином Райкиным и Сергеем Маковецким вышла в 2002
году). Как это обычно бывает с нарушением любых табу, они
оказываются табу только до самого момента нарушения: а после уже непонятно, как
мы могли слепо им следовать. Совмещение функций повествователя и убийцы в
классическом whodunit Кристи объясняет литературными и личностными амбициями Шепарда:
преступник собирался обставить великого сыщика, а заодно и стать романистом — и
как минимум второе удалось: это его «роман» мы читаем. Поэтому, ведя свое
повествование, преступник и не раскрывает всей правды (чтобы не «спалиться»),
но и не врет особенно — чтобы не уронить свое достоинство, нарушив чистоту
поединка. Что очень важно, «Убийство Роджера Экройда» — это еще и
неидеальный детектив. В нем много фантастических допущений и невероятных
совпадений. Так, чтобы скрыть свое идеальное убийство, талантливому Шепарду
приходится внезапно изобрести некий механизм, включающий диктофон в
определенное время, а алиби ему помогает обеспечить случайно оказавшийся рядом
стюард, который тут же отправляется в трансатлантический рейс. Эти недостатки,
как очевидно, только подчеркивают достоинства — лучшим детективом всех времен
был признан не роман безукоризненный, идеально соответствующий схеме, — а
именно детектив революционный. Детектив — жанр-расследование, и неудивительно, что он
первым стал исследовать границы дозволенного несерьезным жанром. Он родился из
умственного эксперимента — желания разрешить кажущуюся неразрешимой задачу,
придав ей форму рассказа. Как совершить убийство в запертой изнутри комнате? Из
ответа на этот вопрос родилось произведение, давшее толчок всему детективному
жанру, — «Убийство на улице Морг» Эдгара По. Как сделать убийцу из детективного
романа повествователем? — это такой же сложности вопрос, только уже не к
реальному миру, а к миру литературному; не к физике, а к поэзии, выражаясь пушкинскими
словами. Объяснение того, почему убийца — рассказчик, у Кристи
феноменальное: потому что он писатель! История убийства оборачивается историей
письма, и детективный роман выходит на металитературный уровень. За личиной
внешне нормального деревенского обывателя кроется творческая личность — и это
творческие амбиции «срывают резьбу» доктора Шепарда, погружают его в раж
противостояния Пуаро (и — в раскольниковском духе — самому себе!). Шепард
принадлежит не только Агате Кристи; он одновременно и собственный автор, и
собственный персонаж. В этом смысле он предвосхищает ненадежного рассказчика
литературы постмодернизма — и тут уместно вспомнить, что «Экройд» вышел в 1926
году, когда еще не кончился модернизм: в том же году, например, посмертно выходит
«Замок» Кафки, а Набоков, сам предтеча постмодерна, только дебютирует в
романистике с «Машенькой». Конечно, у Агаты Кристи ненадежный повествователь —
это еще немного жанровый эксперимент, однако уже совсем скоро он оторвется от
своей литературной функции и заживет яркой и самостоятельной жизнью в Гумберте
Гумберте и героях Фаулза. К 1926 году малая детективная форма процветала — были и По,
и Конан Дойль, и Честертон. «Экройдом» Кристи доказала, что и детективные
романы могут быть шедеврами, — что ей 13 лет спустя доведется повторить
«Десятью негритятами». В сущности, она (вместе с Честертоном) вывела детектив в
большую литературу. Конечно, Агате Кристи не чужда была игра: через три года
после «Экройда» она выпустила сборник детективных пародий «Партнеры по
преступлению», а в 1947-м скрестила Эркюля Пуаро с персонажами античной
мифологии в сборнике «Подвиги Геракла». Однако до конца неясно, понимала ли она
сама, что натворила, написав роман про доктора Шепарда. «Убийство Роджера
Экройда» начинается с посвящения сестре писательницы: «Панки, любительнице
традиционного детектива, где расследуется убийство, а подозрение падает на всех
по очереди!» Ради самой госпожи Кристи договоримся считать слово «традиционный»
иронией. Кирилл Головастиков, Lenta.ru Как найти
"свою" книгу в мире современной литературы Книжные магазины напоминают супермаркеты – сотни изданий,
звуковая реклама, акции «3 по цене 2», мерчандайзинг и баннеры... Очень легко
поддаться искушениям ярких обложек и броских заголовков. «Поверила рекламе и
купила «50 оттенков серого» Эрики Леонард Джеймс, «супербестселлер США»… Потом
гадала – это литература или нет?» - поделилась петербурженка Елена Белова.
Почему действительно качественная современная литература не всегда видна
читателю, не попадает к нам на полку и редко числится в «хитах продаж»? И как
найти все-таки «свою» книгу и «своего» писателя в этом книжном многообразии? Хороший писатель – не менеджер Первая причина лежит на поверхности. «Сегодня книга может
быть просто коммерческим товаром, и размер ее рекламного бюджета никак не
связан с содержанием, - констатирует Иван Лимбах, глава Издательства Ивана
Лимбаха, член жюри литературной премии «Большая книга». - Книга, находящаяся на
уровне глаз читателя в магазине, может быть как гениальной, так и
«однодневкой», ничего не дающей читателю». Также, хороший писатель – далеко не всегда эффективный
менеджер. Одно дело - создать художественное произведение, другое дело - его
продать. «Удачным примером является писатель Захар Прилепин, но не у каждого
творческого человека есть его хватка, энергия и напор. К тому же, издательства
зачастую предпочитают не рисковать, делая ставку на коммерчески оправданных
авторов» - добавляет Мария Панкевич, PR-менеджер издательства «Амфора». По словам Татьяны Алферовой, петербургского писателя, поэта
и главного редактора издательства «Геликон плюс», сегодня автору без громкого
имени, даже с прекрасным произведением, пробиться нелегко. Ее собственная книга
- роман «Лестница Ламарка» попал в лонг-лист «Нацбеста», но на серьезную
рекламу средств нет. «Нужно ходить, обивать пороги, да и то, если возьмут, то для
начала два экземпляра. Даже если тебя
представляет издательство и рассылает информацию по оптовым сетям, и те
закупают - куда книга попадет, мы тоже не знаем. Очень много порой зависит от
личных симпатий продавцов. Могут поставить на нижнюю полку, а могут и повыше» -
добавляет Татьяна. Не заметили «Щастья» Так, законы рынка оставили практически неизвестным широкой
публике роман недавно ушедшего из жизни петербургского писателя Александра
Житинского «Потерянный дом или Разговоры с Милордом». «Скажем, Дмитрий Быков не
раз говорил, что считает его лучшим романом о второй половине XXвека. Сейчас мы
издаем собрание сочинений Житинского, это действительно потрясающий автор,
который достоин внимания, но заказов мало – нет рекламы. И еще пример, - только
благодаря премии «Национальный бестселлер» читатель узнал о романе «Волки и
медведи» и его авторе Фигль-Мигль (Екатерине Чеботаревой). Но предыдущий ее
роман («Щастье» - Ред.), на мой взгляд, еще интереснее, но он остался в тени» -
говорит Татьяна. Кроме того,
издательства предпочитают сегодня жанровые серии – детективные,
любовные, фэнтези. Заключают договор – писатель должен выдать 3, 5 или 6
романов в год. Тогда он получит рекламную компанию – встречи с читателями,
презентации, рекламу в метро, в магазинах. Критики не хватает Еще одна причина читательской распутицы – угасание института
литературной критики. «Читатель нуждается в квалифицированном совете. Даже в
советское время, при всей зажатости мнений, критика «Нового мира» периода
Твардовского играла существенную роль в формировании вкуса читателей. Критика в
русской литературе всегда стояла наряду с именами великих писателей. Есть
дельные и умные критики, в Петербурге это Вадим Левенталь, Наталья Курчатова,
но их голос слышен не достаточно» - утверждает Мария Панкевич. С ней солидарны
все наши эксперты. «В августе ушел из жизни выдающийся петербургский
литературный критик Виктор Леонидович Топоров, - отмечает Татьяна Алферова. -
Помню, спрашивала у него, как «раскрутить» одного писателя. Он мне говорит –
возьми 40 экземпляров его книги, разошли 40 критикам, из них, может быть, 10
напишут рецензии. Так о нем и узнают». «Кто сейчас запросто назовет имена хотя бы пяти литературных
критиков, заслуживающих доверия? – отмечает Иван Лимбах. – А информационные
потоки велики, и в них нужно уметь разбираться. Культура немыслима без
иерархии, без определенных критериев, а это требует признание статуса
профессионалов и внимание к ним». «Литературной критики нет, потому что она никому не нужна -
не нужна, прежде всего, читателю (он теперь ориентируется на советы друзей или
«друзей» в социальных сетях), а как следствие и издателю: рубрики с рецензиями
закрылись или закрываются во всех печатных изданиях» - констатирует Вадим
Левенталь, главный редактор издательства «Лимбус пресс». Ищите идеи, а потом - книги По мнению Дениса Котов, генерального директора книжной сети
«Буквоед», чтобы не утонуть в книжном потоке, читателю нужно прежде всего…
разобраться в себе. «Писатель – это человек, который создает качественные новые
мысли и генерирует идеи. И просто надо найти такого автора, чьи мысли и идеи
тебе близки. Но очень часто человек начинает выбирать книги, когда сам не
понимает, что ему интересно. Но как только он это поймет - сразу потянется
цепочка из книг и авторов. Так же найти «свою» книгу, считает Денис, нам мешают
стереотипы – кто-то считает, что современная фантастика или фэнтези не несут в
себе ничего глубокого, кто-то с недоверием смотрит на полки с книгами по
психологии или эзотерике. И так ходят люди в один и тот же отдел, боясь
заглянуть в соседний. А вполне может быть, что в каком-нибудь фантастическом
произведении, скажем, «451 по Фаренгейту» Рея Бредбери и находятся те «новые
мысли и идеи», которые ему необходимы. Глава книжной сети советует следить за тем, что читают
квалифицированные читатели нашего времени. «Скажем, Владимир Соловьев в
«твитере» может упомянуть какую-то книгу. Не стоит пропускать и интервью,
высказывания современных писателей в СМИ. Скажем, вам понравились идеи,
высказанные Михаилом Веллером – почему бы не ознакомится с книгами этого
замечательного автора? Смотрите статистику – сколько человек прочитало книгу. Если
число перевалило за миллион – значит, она достойна внимания. Источником
информации могут стать и продавцы в книжных магазинах, но лучше разговаривать с
теми, кто работает не менее 3 лет. Конечно, мы используем для продвижения книг
свои механизмы – особую выкладку и рекламу. Но чтобы найти то, что нужно
ответить себе на вопрос «Зачем я читаю книги?»». Комментарий: Иван Лимбах, глава Издательства Ивана Лимбаха - Для нас книга - это приглашение к разговору, способ
пробудить мысль, инструмент, дающий возможность поставить вопросы, которые человек
иногда сам себе не решается задать, подсказывающий направление, в котором
искать ответ. Книга - это работа над собой. И начинается труд не с чтения, а
уже с выбора литературы. Люди читают все меньше. По последним данным ВЦИОМ за 2013
год, современный россиянин читает 4,23 книги за 3 месяца, значит около 17 книг
в год, цифра усредненная, но показательная.
Поэтому, когда книга постепенно перестает быть развлечением, проигрывая
другим формам досуга, к выбору необходимо подходить с особым тщанием. И тогда
перед читателем окажется интересная, высокохудожественная, качественная книга,
которая станет настоящим событием. Издания последних
лет, которые посоветовали к прочтению эксперты «МР»: Иван Лимбах: 1. София Азархи «Модные люди. К истории художественных
жестов нашего времени». Книга о петербургской моде и петербургских дизайнерах,
написана известным театральным художником. 2. Елена Арманд «О Господи! О Боже мой! (педагогическая
трагедия)» Книга посвящена работе с инвалидами и детьми-сиротами в ею
созданном негосударственном реабилитационном центре. 3. Ю.Ф. Карякин «Не опоздать! Беседы. Публицистика разных
лет». Юрий Карякин ушел из жизни в прошлом году, и его голоса,
перекрывающего шум невежества, нам сейчас очень не хватает. 4. Дик Свааб. «Мы – это наш мозг. От матки до Альцгеймера» Поучительный и захватывающий рассказ о важнейшем органе с
неисчерпаемыми и далеко еще не разгаданными возможностями. Центр Чтения РНБ 1.Беляков С. «Гумилев сын Гумилева» Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Лев Николаевич
Гумилев - историк с уникальной судьбой и странной, полной тайн и загадок личной
жизнью. 2. Буйда Ю. «Вор, шпион и убийца». О судьбе писателя в нищете послевоенных лет. 3. Водолазкин Е. «Лавр» М.: Астрель, 2012 Герой нового романа «Лавр» - средневековый врач. Обладая
даром исцеления, он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, задаваясь
вопросами о жизни. Денис Котов 1. «Генератор возможностей. Введение в ноэтику» Александр
Гратовски 2. «Семь навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови 3. «Сила настоящего», Экхарт Толе Татьяна Алферова 1. «Неостывшая память», Борис Друян, рассказы о писателях
времен застоя. 2. Собрание сочинений Александра Житинского. Вадим Левенталь 1. Фигль-Мигль, «Волки и медведи» 2. Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых» 3. Серапионовы братья «1921. Альманах». Татьяна Морозова, "Мой район
онлайн" |
В избранное | ||