Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости литературы

  Все выпуски  

Новости литературы


Приветствуем Вас, уважаемый читатель!


Портал «Новости литературы» http://novostiliteratury.ru/ продолжает знакомить Вас с последними событиями мира книг и чтения.

Основные события недели с 26 августа по 1 сентября 2013 года:

 

Что нового

«Инферно» Дэна Брауна выйдет на русском языке

 

В сентябре ожидается выход нового романа Дэна Брауна «Инферно» на русском языке. Роман является продолжением цикла о профессоре Роберте Лэнгдоне, специалисте по кодам. В цикл романов также входят «Код да Винчи», «Утраченный символ», «Ангелы и демоны».

http://novostiliteratury.ru/2013/08/inferno-dena-brauna-vyjdet-na-russkom-yazyke/

 

Адель напишет книгу для детей

 

Издательство Puffy предложило английской 25-летней певице Адель написать рассказ для детей. Рассказ попросили написать в легкой читабельной форме и оформить его красочными картинками. Напишет рассказ Адель, основываясь на своем опыте материнства, у нее 10-месячный сын Анджело от бойфренда Саймона Конецки.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/adel-napishet-knigu-dlya-detej/

 

Стивен Гулд станет автором романа на основе «Аватара»

 Режиссер фильма «Аватар» Джеймс Кэмерон определился с выбором автора для написания романа, события в котором будут разворачиваться во вселенной, представленной в фильме «Аватар». Им стал американский писатель, пишущий в жанре фантастики, Стивен Чарльз Гулд.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/stiven-guld-stanet-avtorom-romana-na-osnove-avatara/

 

Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/

 

                                               Обзор книжных новинок и рецензии

 

 Сара Маккой «Дочь пекаря»: военные годы через призму современности

 

Издательство Фантом Пресс совместно с издательством Эксмо представляют новую серию книг «Vintage story» — книги об ушедшем, но ярком времени.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/sara-makkoj-doch-pekarya-voennye-gody-cherez-prizmu-sovremennosti/

 

Татьяна Веденская «Пепельный блондин»: стоит ли доверять прекрасному принцу?

 

Семейная жизнь разладилась и хочется приключений? Как тут не обратить внимание на обходительного и обаятельного красавца-соседа, который поселился неподалеку?

http://novostiliteratury.ru/2013/08/tatyana-vedenskaya-pepelnyj-blondin-stoit-li-doveryat-prekrasnomu-princu/

 

Гийом Мюссо «Прошло семь лет…»: семья как главная ценность

 

В новом романе Гийома Мюссо «Прошло семь лет…» разведенные супруги, несмотря на все разногласия и обиды, объединяются, чтобы найти пропавшего сына.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/gijom-myusso-proshlo-sem-let-semya-kak-glavnaya-cennost/

 

 

ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ:

http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/ 

СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ:

http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/

 

Что читать детям?

 

Лучшие книги для детей: Джоэль Чандлер Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

 

Мы продолжаем серию публикаций «Лучшие книги для детей», в которой помогаем взрослым ответить на вопрос «Что читать детям?».

«Сказки дядюшки Римуса» очень нравятся маленьким читателям уже столько поколений. В них рассказывается о жизни Братца Кролика, Братца Лиса, Братца Медведя и других животных. Сказки пробудят добрые чистые чувства, но при этом научат ребенка постоять за себя в сложных ситуациях.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/luchshie-knigi-dlya-detej-dzhoel-chandler-xarris-skazki-dyadyushki-rimusa/

 

 

Эти и другие материалы из серии «Лучшие детские книги» читайте на сайте:

http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/

 

Литературный календарь

 

 

            «Любое чувство лучше и здоровее, чем отсутствие чувств» 27 августа родился Айра Левин                     

           

Свой первый роман «Поцелуй перед смертью» Левин написал в 22 года. Роман был дважды экранизирован, в 1956 и 1991 г., и получил премию Эдгара По.

Но самым его знаменитым романом стал «Ребенок Розмари», о женщине, против своей воли выносившей и родившей ребенка Сатаны. Роман был переведен на многие языки и экранизирован, а в США было продано более 5 миллионов экземпляров романа.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/lyuboe-chuvstvo-luchshe-i-zdorovee-chem-otsutstvie-chuvstv-27-avgusta-rodilsya-ajra-levin/

 

«Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать…» 28 августа родился Аркадий Стругацкий

 

Он совместно со своим братом Борисом Стругацким написал несколько десятков произведений, которые считаются классикой научной фантастики. Благодаря творчеству братьев Стругацких фантастика перестала восприниматься как несерьезный жанр, предназначенный только для детей.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/vse-pravilno-dengi-nuzhny-cheloveku-dlya-togo-chtoby-nikogda-o-nix-ne-dumat-28-avgusta-rodilsya-arkadij-strugackij/

 

«…ключ учения — знание читать и писать, а от природы любопытство» 31 августа 1749 года родился Александр Радищев

 

Наиболее известен Александр Радищев благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

Книга была издана с разрешения цензуры, но, несмотря на это, Радищева арестовали и приговорили к смерти. Позже приговор был смягчен и изменен на 10-летнюю ссылку в Сибирь.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/31-avgusta-1749-goda-rodilsya-aleksandr-radishhev/

 

                                               Букридеры

 

WEXLER представляет новинку WEXLER.BOOK E6007

 

Главным достоинством WEXLER.BOOK E6007 является операционная система Google Android, за счет которого функции электронной книги значительно расширились. В электронной книге уже предусмотрена программа для чтения Cool Reader , но благодаря операционной системе Google Android появилась возможность установки дополнительных программ из магазина Google Play.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/wexler-predstavlyaet-novinku-wexler-book-e6007/

 

                                   * * *

И еще многое другое о мире литературы на нашем портале. Следите за обновлениями на http://novostiliteratury.ru/!

 

Бонус подписчику!

10 новинок фэнтези за август 2013 г.

 

1.             Эрин Хантер «Герои племен»

 

Второе издание в развитии знаменитой эпопеи «Коты-воители» Эрина Хантера. Во второй книге рассказывается о дальнейшей судьбе уже знакомых персонажей: котах лесных племен, Грозового, Речного, Теней и Ветра, а также об их бывших соседях, которые уже покинули лес – обитателях гор из Клана Падающей Воды, воителях Небесного племени, об одиночках, бродягах и домашних любимцах

 

2.             Эрин Хантер «Огонь и лед»

 

Сумеречное племя изгнало племя Ветра во время войны между своими кланами, из-за этого равновесие в лесу было потеряно. Чтобы воссоздать справедливость и заведенный порядок Огнегрив и Крутобок получают от Синей Звезды ответственное поручение: им необходимо будет отыскать и вернуть домой котов племени Ветра. Дома тоже тревожные известия, племя у себя на границе обнаружило чужие следы, и есть опасность, что зиму переживут не все котята.

 

3.             Пратчетт Т. «Вор Времени»

 

Истинных ценителей Плоского мира ждет немало приятных сюрпризов: во-первых, здесь много уже знакомых персонажей, тут и Смерть, и Сьюзан, и аудиторы и многие другие. Во-вторых, в книге можно узнать много подробностей о прошлом Смерти. Также в книге описано устройство Плоского мира, например, о времени.

Итак, аудиторы снова пытаются бороться с проявлениями  жизни. Учитывая прошлые ошибки, они решили действовать руками разумных существ. Ну а что из этого вышло, узнаете, прочитав книгу.

 

4.             Эрин Хантер «Секреты племен. Путеводитель по серии «Коты-воители»

 

Первое из нового направления в развитии эпопеи о жизни четырех племен котов Эрина Хантера.

Здесь раскрываются жизнь племен лесных котов, их правила жизни, история, расположение территорий, традиции и обычаи их старейшин, целителей и воителей. Описаны боевые приемы, тайные знаки и пророчества предков, которыми коты-воины пользуются в сражениях и многое другое. Книга будет интересна как и любителям книг о племени котов, так и новым читателям.

 

5.             Кай Умански «Ведьма Пачкуля и Олимпийские игры в Непутевом лесу»

Первая книга серии «Приключения ведьмы Пачкули» вышла в 1987 году на английском языке. Это детская фэнтези о ведьме Пачкуле, которая живет в Непутевом лесу и ее жизненным девизом является «мыть, стирать и убираться – это только зря стараться». А еще она гордиться своим уникальным запахом. За 25 лет после выхода первой книги ее успели полюбить не только в Англии, но и во многих других странах. А недавно и в России.

 

 

6.             Люк Бессон «Артур и запретный город. Книга вторая»

 

Режиссер знаменитых фильмов «Пятый элемент», «Голубая бездна» и многих других представляет новую сказку. Это его первая сказка, и здесь есть все: тайна, погони, загадки, волшебство.

В книге история об Артуре, принцессе Селении, принце Барахлюше. Для того, чтобы освободить минипутов от ужасного врага и освободить дедушку Артура,друзьям придется пройти много испытаний. Им предстоит приручить огромного паука, обмануть хитрого Мракоса и спастись от потопа. В своих приключениях им придется рассчитывать только на себя, на свою сообразительность и ловкость.

 

 

7.             Эрин Хантер «Закат»

 

Страшный и коварный Звездоцап, который обитает в сумрачном лесу, приходит к Ежевике и Коршуну в их снах. Во сне он их учит своих сыновей тому, что с помощью предательства и подлости они могут встать во главе двух объединенных племен.

Ежевике предстоит сделать нелегкий выбор: либо подчиниться воле отца, либо остаться верным своему племени и его предводителю Огнезвезду, несмотря на то, что тот не торопится избрать Ежевику глашатаем. Что же для Ежевики выберет, преданность и дружбу со своими соплеменниками или власть?

 

8.             Сируелло К. «Феи и драконы»

 

Это замечательная сказка повествует о художнике мальчике Киме и о его сестре Изэлле. Ким и Изэлла дружат с белым драконом и феями. А еще здесь идет борьба со злом, в котором, конечно, побеждает добро. В книге увлекательно описаны жизнь, привычки и история жизни драконов, показана волшебная жизнь драконов, эльфов и магов, переплетающаяся с жизнью обычных людей.

9.             Желязны Р. «Хроники Амбера»

 

Королевство Амбер нельзя найти ни на одной карте мира. Оно таинственно и загадочно, но очень реально. А остальные миры, как и Земля, только его тени. Исключение – лишь Царство Хаоса. Амбер и Царство Хаоса являются положительным и отрицательным полюсами мира.

Все девять детей исчезнувшего при загадочных обстоятельствах короля Амбера Оберона являются потенциальными наследниками престола. И в борьбе за власть они готовы на все.

 

10.          Мэри Хиггинс Кларк «Папа отправляется на охоту»

 

Автор книги, Мэри Хиггинс Кларк, родилась в Нью-Йорке. Работала секретарем, стюардессой, вышла замуж и начала писать «для себя». В 1956 году продала свой первый рассказ за 100 долларов. В настоящий момент - почетный доктор тринадцати университетов и колледжей. Является автором более сорока бестселлеров в жанре триллер и книг для детей. Ее дочь Кэрол также пишет романы.

 

 

Литература в Сети. Лучшее за неделю

 

Британский писатель-фантаст ирландского происхождения Йен Макдональд (Ian McDonald) был гостем фестиваля "Петербургская фантастическая ассамблея", проходившего под Санкт-Петербургом в середине августа. Несмотря на изобилие жанровых наград, среди которых "Хьюго", "Локус", премия имени Ф.К.Дика и целых пять премий Британской ассоциации научной фантастики, Макдональд до недавнего времени был известен в России только по роману "Река богов" (River of God, 2004), сборнику "Ночь всех мертвецов" и рассказам, щедро рассыпанным по журналам и сборникам. Однако в 2013 году случился прорыв — почти одновременно на русском вышло три новых романа писателя: "Странник между мирами" (Planesrunner, 2011), "Будь моим врагом" (Be My Enemy, 2012) и "Дом дервиша" (The Dervish House, 2010). О том, как живется британским фантастам, почему чудакам необходимо собираться вместе и можно ли провести параллели между современной Россией и Индией ближайшего будущего, писатель рассказал РИА Новости. Беседовал Василий Владимирский.

- Йен, вы в России первый раз. Насколько впечатления от нашей страны совпадают с вашими ожиданиями?

— Когда мне было 13-14 лет, я был очень серьезным молодым человеком и читал много серьезной классической литературы. В том числе русской. Разумеется, Достоевского, Толстого, пьесы ваших классиков, таких как Чехов, прочел "Тихий Дон" Шолохова… Около 17 книг за два года.
Думаю, классики описывали, скорее, собирательный образ русской души, прочно связанной с родной землей. То, что я увидел, в общем и целом вполне соответствует ожиданиям. Надо отметить, что герои вашей классики очень серьезно относятся и к жизни в целом, и к своим поступкам в частности. Это заметно отличает русских от ирландцев. Если в России считается, что жизнь надо прожить серьезно, то в Ирландии жизнь полагают слишком важной штукой, чтоб относиться к ней чересчур всерьез. Кроме того, за последние 100 лет Россия прошла через две очень травмирующие революции — особенно интересно наблюдать, как восстанавливается страна после последнего революционного потрясения, случившегося по историческим меркам не так давно.

- Вы приехали в Россию по приглашению "Петербургской фантастической ассамблеи". Такие конвенты проходят во многих странах, но ни любители детективов, ни поклонники дамских романов ничего подобного не организовывают. По крайней мере, не в таких масштабах. В чем отличие фэнов от любителей других видов массовой литературы?

— Скорее всего, это имеет мировоззренческие корни. Исторически научная фантастика и фэнтези считались несерьезными, второсортными литературными направлениями. Наверное, на многих из нас, поклонников НФ, осуждающе поглядывали бабушки и дедушки, а родители советовали бросить заниматься этой ерундой и взяться наконец за ум. Поэтому для любителя фантастики и писателя-фантаста важно понимать, что ты в этом мире не один, что вас таких много.

- То есть конвент — это объединение чудаков, фриков?

— Ну да, можно сказать, что это сборище чудаков, с которыми мы говорим на одном языке об интересующих нас вещах, насколько бы странными эти вещи ни казались. На самом деле чудаков вокруг полным-полно, просто мы можем об этом не знать — конвент же позволяет людям раскрыться.

Ну а для меня конвент это прекрасный способ отдохнуть. Писательская работа на самом деле каторжный труд. Если я сижу в кресле и смотрю в пустоту, это не значит, что я не работаю. Человеку, далекому от литературы, может показаться, что я бездельничаю, но на самом деле идет напряженная работа мозга. Мы, писатели, как клептоманы, подбираем все, что нужно и не нужно, поэтому наши головы полны непонятных и даже ненужных вещей. Куча времени и сил уходит на то, чтобы из этого хаоса родилась некая новая замечательная идея. И невозможно предсказать, когда это случится. Наши фантастические миры формируются, когда мы сидим и смотрим в стену, только потому, что мы работаем над тем, как разложить все по полочкам.

- Определенные структуры в Советском Союзе относились к НФ достаточно серьезно — как к социально-прогностическому, футурологическому направлению. Сейчас в России отношение к фантастике изменилось, она воспринимается в первую очередь как развлекательное чтиво, легкая литература, не заслуживающая особого внимания. А как чувствует себя фантастика на англоязычном рынке?

— По всей видимости, ситуация на англоязычном рынке еще более депрессивная, чем на российском. Надо понимать, что в наши дни большинство людей впервые сталкиваются с научной фантастикой в том момент, когда видят мощный голливудский блокбастер или какой-нибудь телесериал. Разумеется, значительная часть подобной продукции чрезвычайно низкого качества — по изобретательности сюжета, по новизне идеи… И отношение к провальным фильмам и бездарным телепостановкам автоматически переносится на жанр фантастики в целом. Хотя судить о фантастике по кинофильмам — все равно что пытаться составить впечатление об ирландской литературе, смотря на ирландский фолк-дэнс. Тем не менее ситуация именно такова, и выхода из этого тупика пока не просматривается.

- Может ли вообще фантастическая литература конкурировать сегодня с другими медийными продуктами, использующими те же идеи и антураж, — компьютерными играми, телесериалами, полнометражными фильмами?

— Да, для писателя это серьезный вызов. Традиционные концепции научной фантастики, такие как путешествие во времени, паранормальные явления, "корабли поколений" и так далее, органично легли на киноэкран. Все эти символы отлично визуализируются. В результате писателям приходится искать другие способы выражения мыслей и другие идеи. Я выхожу из этого положения, сочиняя книги, посвященные, прежде всего, будущему стран "третьего мира", возникших в последние десятилетия. Только не подумайте, что все это так серьезно и скучно. Я пытаюсь вложить в свои романы не только серьезные идеи, но и определенный экшен. Чем динамичнее действие, тем интереснее читателю следить за развитием сюжета, за эволюцией персонажей. Так что конкуренция с кино, конечно, вызов, но одновременно и толчок для развития.

- В "Реке богов", первом вашем романе, вышедшем на русском, вы пишете об Индии будущего, распавшейся на штаты, но умудрившейся снова стать региональным лидером. Можно ли провести некую параллель с Советским Союзом, распавшимся в 1991 году на независимые республики?

— Не думаю, что здесь стоит искать параллели. В романе "Река богов" я разделил Индию на несколько государств, которые конкурируют между собой за ресурсы, но сделал это по соображениям, связанным исключительно с сюжетом. В действительности мы знаем, что Индия была разделена до прихода европейских колонизаторов и не представляла собой единого государства. Фактически целостную Индию создали британцы — и после того, как они ушли, страна осталась единой. При этом в Индии всегда была сильна идея культурной и цивилизационной общности, идея объединения полуострова Индостан. После распада СССР образовалось некоторое количество новых независимых государств. Но при этом Российская Федерация, существующая сегодня, по большому счету не утратила позицию лидера в своем регионе.

В романе "Река богов" я описал ситуацию, когда Индия становится не столько мировым лидером, сколько одним из полюсов многополярного мира. Вот здесь действительно просматривается некое сходство с вашей страной. На мой взгляд, это даже хорошо, когда в мире нет одного ярко выраженного лидера, каким были Соединенные Штаты в конце XX века.

Многие считают, что XXI век будет веком Китая. Но я в это не особенно верю, поскольку ситуация, когда на протяжении десятилетий Америка подавляла нас своей технологической мощью, а теперь будет таким же образом подавлять Китай, для многих некомфортна. Скорее всего, появится соответствующее сопротивление. Многополюсный мир, где одновременно существуют крупные региональные лидеры и небольшие страны, балансирующие между этими полюсами, в целом гораздо устойчивее той модели, с которой мы имели дело в эпоху холодной войны.

- В Англии, Ирландии и Шотландии много писателей-фантастов, придерживающихся левых политических взглядов. Покойный Йен Бэнкс, Кен Маклеод, Чарльз Стросс, Чайна Мьевиль… С чем это связано?

— Да, именно так — писатели-фантасты в Великобритании по большей части относятся к левому крылу, а в США — к правому. Причины тут социально-экономические. Я, например, начал писать в период правления Маргарет Тэтчер, когда проводились разрушительные для традиционной британской экономики реформы и настроения в обществе царили такие, что было естественно занимать левую, антиправительственную позицию. В результате большая часть нашего поколения на дух не переносит консерваторов. У нас были очень серьезные причины возмущаться, протестовать и мечтать о совершенно ином общественном устройстве.

- В своих романах вы поднимаете сложные, болезненные социальные темы. Какие приемы вы используете, чтобы донести их до массового читателя, который хочет развлекаться и отдыхать?

— Полагаю, путь к сердцам читателей лежит через образы героев. В той же "Реке богов" я описываю представителей разных слоев индийского общества — советника премьер-министра, человека из среднего класса, выходцев с городского дна… И ставлю их в ситуации, когда они вынуждены вступать в социальное взаимодействие. Одним из главных сюжетообразующих элементов в этой книге стало замужество деревенской девушки, вышедшей за влиятельного полицейского чиновника. Кроме того, я ценю научную фантастику за то, что она позволяет обращаться к гротеску и социальной сатире. В "Реке богов" я обыграл и гипертрофировал такое явление, реально существующее в современном индийском обществе, как селективные аборты. Это когда женщины избирательно прерывают беременность, чтобы рожать в основном мальчиков, а не девочек, поскольку с точки зрения традиционной морали почетнее иметь много сыновей. Я описал ситуацию, при которой в среднем классе индийского общества мужчин оказалось в четыре раза больше, чем женщин. Даже состоятельные люди не могут найти себе спутницу жизни своего положения, в результате высокопоставленный полицейский женится на девушке из деревни — это позволило мне поднять целый ряд социально-экономических проблем.
Вторая тема, которую я проиллюстрировал в книге, связана с изменением климата и с войнами за ресурсы. В XXI веке действительно могут начаться войны за воду — именно одна из них становится фоном, на котором разворачивается действие романа.

Можно сказать, что для раскрытия социальных проблем я использую острый сюжет, ввожу персонажей из разных социальных слоев, вынужденных взаимодействовать друг с другом, а в качестве фона использую панораму жизни Индии в 2047 году. Может быть, это несколько устаревший подход, но он по-прежнему работает, о чем свидетельствует успех "Реки богов".

 

От Жюля Верна до «Стар Трека»: реально ли будущее в научной фантастике??

 

«Мы ждали летающих автомобилей, а получили 140 символов Твиттера», - сказал топ-менеджер из Силиконовой Долины Питер Тиль о том, как научная фантастика контрастирует с реальным будущим человечества. Тиль – один из создателей PayPal и крупный акционер Facebook – считает, что ученые сегодня думают о слишком мелких сторонах жизни, вместо того, чтобы радикально менять нашу реальность. Одной из главных причин такой ситуации он назвал деградацию научно-фантастической литературы с 1960-х годов.

«Тогда многие писали о будущем в положительном ключе, и это вдохновляло. Современная же альтернативная фантастика и другая фантастическая литература по большей части рассказывает о том, какое зло могут принести высокие технологии». Итак, нужны ли ученым и изобретателям фантасты для вдохновения?

Мыслить широко

Обратимся к героям прошлого… Французский классик фантастики Жюль Верн считается автором идеи первых подводных лодок американских ВМС и современных вертолетов. Руководитель исследовательского центра Motorola Мартин Купер назвал «коммуникатор» из сериала «Звездный путь» (Star Trek) прародителем первого мобильного телефона, разработанного в 1970-е. Тазер («электрическая винтовка Томаса А. Свифта»), впервые упомянутый в серии подростковых фантастических романов Эдварда Стратемейера и других авторов, уже изобретен в NASA. Американский физик и фанат этого книжного сериала Джек Ковер уже выпустил первый работающий экземпляр тазера.

Впрочем, не все считают, что сейчас изобретатели стали менее амбициозными. «Летающие автомобили на самом деле уже на подходе», - рассказывает инженер авиации Питер Диамандис,  соучредитель Международного космического университета. Многие в Силиконовой долине готовят свершения научно-фантастических масштабов. Диамандис отметил работу лабораторий Google с их Google Glass и летающими машинами, проект Элона Маска Space X, который нацелен на колонизацию Марса, и свое собственное детище, Фонд X-Prize, который организовывает конкурсы новых изобретений.

Последняя акция X-Prize – поиск изобретателя, который создаст аналог Трикордера из «Стар Трека» - портативного устройства, способного ставить диагнозы в режиме реального времени. Автор изобретения получит от фонда 10 миллионов долларов. «Научная фантастика помогает ученым и технологам мыслить необычно и широко», - говорит Диамандис.

Крупный инвестор Джон Тайсом считает, что фантастика, альтернативная история и другие книги в этих жанрах помогают заранее изучить положительные и отрицательные стороны любой новой технологии. «Научная фантастика всегда идет рука об руку с этическими проблемами, поэтому благодаря ей можно рассмотреть возможные аспекты применения технологий», - говорит он.

 

С Тайсомом согласен главный специалист по технологиям Гарвардского университета Джим Валдо, участвовавший в создании игровой и программной платформы DarkStar для компании Sun Microsystems Laboratories. Он говорит, что его изобретения не имеют корней в литературе, однако альтернативная фантастика помогает ему изучать влияние новых технологий на жизнь.

«Предвидение возможных последствий внедрения технологий поможет их создателям осознать, на что они идут», - объясняет Валдо. – «Понимание этого положительно повлияет на этическую и политическую революцию в мире».

Оглянуться по сторонам

Кроме того, научная фантастика способна спрогнозировать будущее влияние сегодняшних технологических новинок. Например, в дальнейшем может радикально измениться воздействие социальных сетей на человечество. Нейробиолог Сюзан Гринфилд давно изучает эту проблему. Параллельно со своими научными изысканиями, она написала фантастический роман «2121», в котором рассмотрела возможные эффекты социальных медиа. Она отметила, что научные исследования часто могут обречь специалиста на копание в многочисленных деталях. Написание научно-фантастической литературы помогает ей взглянуть на интересующие ее вопросы шире, коснуться большего количества тем.

«Кроме того, литература позволяет рассмотреть моменты, которых не увидишь в сухих научных бумагах – отношения между людьми, вопросы самоопределения и отличия одного индивида от другого», - говорит Гринфилд.

Документалист Джейсон Сильва считает, что научная фантастика отвечает за формирование важнейшей эмоции, ответственной за реализацию творческого потенциала человека и призыв переломных идей, - удивления. Сильва, ведущий шоу «Игры мозга» на канале National Geographic, считает, что удивление не только вдохновляет нас, но и меняет состав мозга, позволяя нам разрушать границы и создавать гениальные изобретения. Он цитирует работу психолога Николаса Хампфри, который утверждал, что состояние удивления «перегружает» наше создание, давая силы жить и идти дальше.

 

Виктор Иванов, по материалам BBC.


В избранное