Продолжаем изучать труд
Марка Туллия Цицерона «О ПРИРОДЕ БОГОВ»
XX. (52) Такого бога по справедливости можно назвать
счастливейшим, вашего же - сущим мучеником. Ибо если бог - это сам мир, который
с поразительной скоростью вращается вокруг небесной оси, не останавливаясь ни
на мгновение, то можно ли представить себе более беспокойную жизнь? Ведь
невозможно быть блаженным, не имея покоя. А если в самом мире заключен некий
бог, который правит, руководит, соблюдает порядок в передвижении звезд, в смене
времен года, заботится о регулярности перемен в природе, печется о землях и морях,
о жизни и жизненных благах людей, то поистине этот бог запутался в весьма
неприятных и тягостных хлопотах.
(53) Мы же полагаем, что счастливая жизнь - это, когда на
душе покой и нет никаких обязанностей. И тот, кто научил нас всему, что мы
знаем, преподал нам также, что мир создан природою. Для нее это не составило
никакого труда. Для природы сотворение мира, которое, как вы считаете, не могло
состояться без божественного мастерства, - это было настолько легкое дело, что
она будет создавать, создает и создала бесчисленные миры. Но вы, так как не
видите, каким образом природа без некоего разума может это сотворить,
прибегаете к богу по примеру поэтов, авторов трагедий, которые поступают таким
образом, когда не знают, как довести действие до развязки.
(54) Конечно, вы бы не прибегали к содействию бога, если бы
представили себе всю безмерность, беспредельность, огромную во все стороны
протяженность пространства, в которое дух устремляется и проникает и
странствует по нему, пересекая его вдоль и поперек, и, однако, не видит
никакого края, берега, к которому он мог бы пристать. И вот в этой безмерности
ширины, длины, высоты носится бесконечная сила (vis) бесчисленных атомов,
которые, хотя между ними пустота, все же сцепляются и, хватаясь один за
другого, сплачиваются. От этого и образуются те тела различных форм и видов,
которые, по вашему мнению, никак не могли быть созданы без кузнечных мехов и
наковальни. Так вы посадили на нашу шею вечного господина, которого мы должны
бояться днем и ночью. Ибо кто же не будет бояться бога, который все провидит,
обдумывает, замечает, который считает, что ему до всего есть дело, который во
все вмешивается, весь в хлопотах?
(55) Отсюда у вас появилась, во-первых, та фатальная
необходимость, которую вы называете είμαρμένη, так что, что бы ни случилось, вы
говорите, что это проистекало от извечной истинности и вызвано неразрывной
последовательностью причин. Но чего же стоит эта философия, которой, точно
старухе, да и то необразованной, кажется будто все происходит от судьбы. Отсюда
же и ваша μαντική (искусство прорицания), что по-латыни называется
"дивинация" (divinatio), и от которой, если бы мы захотели к вам
прислушиваться, то заразились бы таким суеверием, что должны бы были почитать
[за святых] и гаруспиков, и авгуров, и прорицателей, и толкователей снов.
(56) Избавленные Эпикуром от этих страхов и получившие через
него свободу, мы не боимся тех, которые, как мы понимаем, ни себе не причиняют
никаких неприятностей, ни другому их не доставляют. Мы благочестиво и
благоговейно поклоняемся богам из-за превосходной и совершенной их природы.
Однако же опасаюсь, как бы мне, увлекшись, не затянуть
слишком мою речь. Трудно было рассмотрение столь большого и столь важного
вопроса оставить незаконченным. И все же разумнее было бы с моей стороны не
столько говорить, сколько слушать.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.