Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нескучные факты о литературе, писателях и русском языке Рождение Муми-тролля Туве Янссон


Knigostock

Рождение Муми-тролля

Однажды Туве Янссон поспорила о чём-то со своим братом Ларсом и, дразнясь, нарисовала на стене маленького бегемотика. Она и не знала тогда, что зовут его Муми-тролль и что со временем он станет знаменитейшим сказочным персонажем.

Сколько помнит себя, Туве всегда рисовала всяких странных существ. Её мать — Сигне Хаммарстен — была художницей, отец — Виктор Янссон — скульптором. Удивительно ли, что их дочь решила избрать своей профессией живопись?

А ещё у Туве была замечательная тётушка, на редкость энергичная и деятельная особа, буквально заражавшая всех своим оптимизмом и непоседливостью. Она ужасно любила лепить из гипса разные причудливые фигурки. Кто знает, может быть, с лёгкой руки этой тётушки и появились на свет обаятельные герои книг Туве Янссон?

Что и говорить, с такими родителями и тётушкой детство Туве было, конечно же, безоблачным (она так и не смогла расстаться с ним, когда стала взрослой и даже состарилась). В ту радостную пору семья Янссон пять месяцев в году жила на большом острове в домике рыбака. Как же здорово было гулять по лесу, где отовсюду слышатся шорохи и шелест крадущихся шагов, из-за стволов деревьев выглядывают маленькие светящиеся глаза, а на ветвях сидят древесные феи, расчёсывая свои длинные волосы! Как здорово было жечь костры, собирать грибы, в поисках новых приключений совершать морские прогулки по Финскому заливу, с тоской вглядываясь в туманный горизонт, — туда, где прозрачная вода сливается с тёмным небом. Ну что ещё нужно озорной девчонке с неуёмным воображением? Как-то раз сказочница даже призналась, что «...без счастливых детских лет, проведённых у моря», она «никогда не начала бы писать».

Поначалу она и не собиралась этим заниматься. Окончив среднюю школу, Янссон изучала искусство в Хельсинки, Стокгольме, Флоренции, Париже. Её живописные работы были представлены на выставках Финляндии и Швеции, она много работала для театра, который был всегдашней её страстью, и, разумеется, иллюстрировала книги. Пока ещё чужие. Янссон любила английскую литературу и потому с особым воодушевлением трудилась над рисунками к книгам Л.Кэрролла и Дж.Р.Р.Толкина.

А в 1938 году написала и проиллюстрировала собственную книгу — сказочную повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» — и наконец-то «обрела ощущение подлинной свободы, когда сама стала выполнять оба вида работы». Как и все последующие произведения, повесть была написана на шведском языке. Да-да, не удивляйтесь! Туве Янссон, родившаяся и прожившая всю жизнь в Финляндии, принадлежит к шведоязычному меньшинству этой прекрасной северной страны...

Так вот. Прежде чем первая книга ещё никому не известной писательницы увидела свет, прошло довольно много времени. И как только это случилось (в 1945 году), Янссон поняла, что просто не в силах навсегда распрощаться с муми-троллями, к которым прониклась искренней симпатией. И она написала ещё одну книгу — «Муми-тролль и комета». А потом ещё одну — «Шляпа Волшебника». И так целых двенадцать удивительных книг, снабжённых тонкими, оригинальными рисунками. Настоящее пиршество — для тех, кто понимает!

Сказочный мир Муми-дола, рождённый фантазией Туве Янссон, не похож ни на какой другой. Это поистине райское местечко, полное беззаботного веселья, любви и домашнего уюта, где всегда рады гостям и терпимы к чужим причудам и слабостям. Существа, его населяющие, все эти муми-тролли, снорки, сниффы, хомсы, снусмумрики, хемули и прочие филифьонки, совсем не похожи на людей, но ведут себя, как люди. Они чрезвычайно добры и обаятельны, даже вредина и жадина Снифф, похожий на маленького кенгурёнка. Часто на их головы сваливаются всяческие напасти, их жизнь вовсе не бедна приключениями, но, кажется, ничто не способно нарушить мир и заведённый порядок вещей, царящие в Муми-доле. «Именно там хемули, филифьонки и хомсы пытаются спастись от одиночества, ужиться друг с другом, найти общий язык» (Л.Ю.Брауде). «Вымышленный мир моих муми-троллей — это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас», — писала Янссон.

Популярность писательницы очень скоро вышла за пределы её родной Финляндии. Книги про муми-троллей были переведены на 25 языков и теперь известны во всём мире. Именно они обеспечили ей всеобщее признание: на ничего не подозревающую Янссон посыпался настоящий «золотой дождь» из разнообразных премий и наград, включая самую главную — Международную Золотую Медаль имени Ханса Кристиана Андерсена (1966).

...В её поздних книгах про муми-троллей заметно поубавилось искромётной весёлости, присущей «Шляпе Волшебника» или «Мемуарам Муми-папы». Всё более в них слышались печаль и меланхолия; эти повести уже нельзя назвать в полной мере детскими, скорее, они адресованы читателям всех возрастов. Было время, когда писательница, устав от муми-троллей, попыталась писать книги совсем не сказочные: она рассказала о своём детстве в автобиографической повести «Дочь скульптора» (1968), опубликовала несколько сборников рассказов («Слушательница», 1971; «Игрушечный дом», 1978), роман «Город Солнца» (1974). И снова имела успех: её реалистические произведения были признаны «значительным явлением современной скандинавской прозы».

И всё-таки...

И всё-таки Туве Марика Янссон не без гордости вспоминала тот день, когда она нарисовала на стене одинокого маленького бегемотика — Муми-тролля.

Knigostock — литературный форум


В избранное