Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литературный портал Литгеп

  Все выпуски  

Литературный портал Литгеп Выпуск №2


Елена Бондаренко, "Дома плывут..."

Вы пришли к морю. Однажды оно придет к вам.


…чумазый ангел молится за нас,
Прижав к земле копченые колени.

…встрепенется, вдохнет печаль
В прах лежащих на дне Итак.
Ну, не хочешь – не отвечай,
Я и так – твоя, я…и…так…

Мы – пасынки, найденыши. Молись
Тому, кто по ночам отводит море
От берегов, стучится в каждый дом.
Шаги всё ближе, ближе, под окном…

Дома плывут…

Идиллия с дождем и Мураками.
…………………………….автопортрет.
В домах, обезображенных цунами,
………………………….танцует свет.

От елей вдоль дороги – до елея,
……………………в распутный март,
Туда, где ты « …не любишь, не жалеешь»,
………………………………..плывут дома,

Вдоль берега, и музыка играет,
……………………………..шаманит Бах.
Из-под обломков, крадучись, по краю,
……………………………..ко мне, впотьмах

Торопишься? Мерцаешь? Бредишь? Светишь?
……………………………………...готовишь иск?
Подопытный Fish - бог, мой финиш, фетиш,
………………………………………...секс - обелиск

Над мокрой мордой моря меж коленей…
…………………………………………не прайс, не прайд,
…си- до- ре- мо - ре, вдох и…вдохновенье,
……………………………………………ещё, играй

Плач местной Ярославны по Иуде
…………………………………………из Кариот.
Светильник в алебастровом сосуде
………………………………………..сквозь толщу вод

Смотрю кино, укутавшись с ногами
………………………………………….в овечий плед.
Любимый, подари мне попугая
………………………………………….на двадцать лет.

Я научу его ругаться матом,
………………………………………….дразнить кота.
Бессонница…зачет по сопромату.
………………………………………….уста в уста:

Аз есмь? И без ответа…без ответа…
…………………………………………Иуда, Брут,
Крещеные нездешним, теплым светом,
………………………………………….блаженно врут,

Невыносимо пахнущие гнилью
…………………………………………..из-под газет,
Чужие, с мясом вырванные крылья.
…………………………………………...тушите свет.

«Помилуй мя» - тихонько подвываю
…………………………………………..Вlack stone…sto…
Там судорогой вывернуты сваи
……………………………………………твоих мостов,

Где наважденье поднятых намедни
……………………………………………..со дна, монет,
Мы, словно паруса в открытом небе,
………………………………………………как на войне.
Покойники в смирительных рубахах
……………………………………………в сырых гробах
Кричат от удовольствия и страха.
……………………………………………всё круче…бах!

Постанывая, палуба кренится
………………………………………………на правый борт,

А на земле – измученные птицы,
……………………………………………..и ты – не Бог.

Источник: litgep.ru

 

Татьяна Гайдай, "Река"

как много воды утекло с тех пор, как мне не хотелось жить
как много губами на молоко и вот беспросветность лжи
коснулась каждой моей руки
волнистой строкой по лбу
куда, скажи мне, господь, бежим
зачем, господин, бегу
иссохшим руслом больной реки
все воды которой вспять
и тех, которых на берегу так много, едва ль понять
увы сумею, увы смогу – паучий свой крест - неси!
из рук, распахнутых на бегу,
сквозь сети, ячейки сит, струясь
сквозь тонкое решето – не я ли твоя вода –
река – пронзительное ничто и горькое никогда
назад, к истоку, свернувшись в жгут,
закручиваясь в спираль
спеши – не нас в этом мире ждут
не в нас измеряют даль
обратным ходом вовнутрь теки
река заполняй сосуд
покуда стены его крепки и то ли ещё снесут
и дальше, выше
заполнив плоть по горло – последний рим
смотри, создавший меня господь, на реку свою смотри

Источник: litgep.ru

 

Б.Л.Пастернак, "Охранная грамота", выдержки

Так ли надо, чтобы всегда и везде говорил человек?

И вот в искусстве ему зажат рот. В искусстве человек смолкает и заговаривает образ. И оказывается: только образ поспевает за успехами природы.

По-русски врать значит скорее нести лишнее, чем обманывать. В таком смысле и врет искусство. Его образ обнимает жизнь, а не ищет зрителя. Его истины не изобразительны, а способны к вечному развитью.

Только искусство, твердя на протяженьи веков о любви, не поступает в распоряженье инстинкта для пополненья средств, затрудняющих чувство. Взяв барьер нового душевного развитья, поколенье сохраняет лирическую истину, а не отбрасывает, так что с очень большого расстоянья можно вообразить, будто именно в лице лирической истины постепенно складывается человечество из поколений.

Все это необыкновенно Все это захватывающе трудно.

Нравственности учит вкус, вкусу же учит сила. (...)

Удивительно, что я не тогда же уехал на родину. Ценность города была в его философской школе. Я в ней больше не нуждался. Но у него объявилась другая.

Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок.

Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим, состояньем. Помимо этого состоянья все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство.

Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи. Впервые во всем объеме я это понял в описываемое время. (...)

Если бы при знаньях, способностях и досуге я задумал теперь писать творческую эстетику, я построил бы ее на двух понятьях, на понятьях силы и символа. Я показал бы, что, отличье от науки, берущей природу в разрезе светового столба, искусство интересуется жизнью при прохожденьи сквозь нее луча силового. Понятье силы я взял бы в том же широчайшем смысле, в каком берет его теоретическая физика, с той только разницей, что речь шла бы не о принципе силы а о ее голосе, о ее присутствии. Я пояснил бы, что в рамках самосознанья сила называется чувством.

Когда мы воображаем, будто в Тристане, Ромео и Юлии других памятниках изображается сильная страсть, мы недооцениваем содержанья. Их тема шире, чем эта сильная тема. Тема их - тема силы.

И этой темы и рождается искусство. Оно более одностороннее, чем думают, Его нельзя направить по произволу - куда захочется, как телескоп. Наставленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого смещенья. Оно его списывает с натуры. Как же смещается натура ?

Подробности выигрывают в яркости, проигрывая а самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства ее состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность.

Когда признаки этого состоянья перенесены на бумагу, особенности жизни становятся особенностями творчества. Вторые бросаются в глаза резче первых. Они лучше изучены. Для них имеются термины. Их называют приемами.

Искусство реалистично как деятельность и символично как факт. Оно реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и свято воспроизвело. Переносный смысл так же точно не значит ничего в отдельности, а отсылает к общему духу всего искусства, как не значат ничего порознь части смещенной действительности.

Фигурой всей своей тяги и символично искусство. Его единственный символ в яркости и необязательности образов, свойственной ему всему. Взаимозаменяемость образов есть признак положенья, при котором части действительности взаимно безразличны. Взаимозаменимость образов, то есть искусство, есть символ силы.

Собственно, только сила и нуждается в языке вещественных доказательств. Остальные стороны сознанья долговечны без замет. У них прямая дорога к воззрительным аналогиям света: к числу, к точному понятью, к идее. Но ничем, кроме движущегося языка образов, то есть языка сопроводительных признаков, не выразить себя силе, факту силы, силе, деятельной лишь в момент явленья.

Прямая речь чувства иносказательна, и ее нечем заменить.

Источник: litgep.ru


В избранное