Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История и Культура СПб

  Все выпуски  

История и Культура СПб Билет 1


Глава первая.  Культура города и пути ее изучения (М.С. Каган, учебник, есть на диске)

1. О содержании понятий «культура», «город», «культура города»

       Слово «культура» и в обыденном, и в научном  употреблении имеет ряд  значений - сюда относятся «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т.п. Это понятие  охватывает всю полноту различных форм человеческой деятельности и поэтому равно масштабно самому человеку. Культура –это то единство, которое отличает человека от животного, что противостоит природе как «вторая природа». Следовательно, человек является и творцом, и творением культуры: он ее создает, и он несет ее в себе, потому что он существо биосоциокультурное.

      Культура охватывает:

а) специфически человеческие качества самого человека;

б) способы человеческой деятельности, поскольку они не являются врожденными, а обретены индивидом в процессе обучения и воспитания;

 в) результаты человеческой деятельности (и духовные, и вещественные, и художественные);

     Задача историка культуры Петербурга  состоит в рассмотрении взаимодействия духовной, художественной и материальной сторон культуры в целостности.

        Культура города  трехмерна: одно ее измерение — духовно-человеческое, другое — процессуально-деятельностное, третье — предметное, а ее реальная жизнь состоит из культурного потенциала людей, способов  их деятельности и поведения.

       Город — особое и необыкновенно значительное явление в истории культуры. Его возникновение рассматривают обычно как один из основных признаков перехода от варварства к цивилизации, и с ним связаны в дальнейшем все прогрессивные процессы в развитии культуры. Вместе с тем прогресс этот имел и свою оборотную сторону — разрыв человека с природой, но такова уж сложность развития человечества: ему ничего не дается даром.

       Однако этот разрыв не привел к полной независимости города от природных условий, и потому первым исходным фактором, определяющим особенности реального бытия города, является географический фактор. Он включает в себя и характер ландшафта, в который вписан город (наличие или отсутствие рек, моря),  и климатические условия его существования.                                                                                                                             Роль природы в практическом и духовном бытии города очевидна, она отразилась  на его пластическом облике и на психологии горожан, сказалось расположение Петербурга на равнинном берегу Финского залива и по берегам величественной Невы, холодный и сырой климат, завораживающие белые ночи...

        Второй фактор, определяющий своеобразие каждого города, — его социальный статус и основная направленность деятельности его обитателей; различия в характере повседневной жизни столицы и провинциальных городов.

       Третий фактор, особенно важный показатель культуры многих городов, — их архитектурный облик. Одно упоминание Парижа или Лондона, Венеции или Рима, вызывает в воображении прежде всего представление о его архитектурном образе, значение которого не только эстетическое, но и психологическое.

       Поскольку культура складывается во взаимопереходах трех ее проявлений — человеческого, деятельностного и предметного, — задача историка состоит в том, чтобы описать не только и не столько каждое из них в отдельности, но и их связи и взаимные опосредования.

          В кругу культурологических источников, необходимых при изучении жизни города, особое место занимает искусство во всем многообразии его видовых, родовых и жанровых форм.

 

2. Петербург  как предмет культурологического исследования

       Русская культура чрезвычайно разнообразна по своим региональным модификациям, но Петербург отличается, прежде всего,  тем, что он является умышленным, а «умысел» его создателя состоял в том, чтобы сделать этот город носителем новой — просветительской — модификации русской культуры. Создание Петербурга означало, что в истории нашей страны произошел второй радикальный поворот России к Европе: первый был осуществлен киевским князем Владимиром, приобщившим народ к западному типу религии — христианству, Петр же подтвердил эту ориентацию, осуществив европеизацию России на светском — просветительском  уровне.

 

Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность его бытия: политическую роль столицы, функцию главного российского морского порта, высокий промышленный потенциал, активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан.

       Первостепенное значение имели, конечно, перипетии обретения и утраты Петербургом столичного статуса. Как и у столицы любого другого государства, положение главного города России — места пребывания правительства страны — определяло уникальные возможности его политического, хозяйственного, дипломатического, архитектурно-эстетического, художественно развития.

      Столичное положение Петербурга объясняет, в частности, особенно значительное место художественной культуры в его жизни: достаточно обратить внимание на то, что это единственный город, целые периоды в истории которого называют по именам художников слова — «пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока»...

       В классической русской литературе, в рисунках и гравюрах, в живописи и скульптуре, в сценическом искусстве создано много замечательных образов как самого города в XVIII, XIX, XX веках, так и его обитателей — сцены уличного быта, типы горожан, формы общения представителей разных слоев общества.

      Роль искусства в воссоздании «души» каждого конкретного типа культуры — исторического, национального, городского — объясняется тем, что оно (искусство) обладает уникальной способностью моделировать духовную жизнь людей, проникать в глубины психических процессов, показывать человека не только извне, но и изнутри; поэтому ответ на вопрос о том, что представляет собой петербуржец, надо искать прежде всего в его художественных портретах, созданных А.Пушкиным, Н.Гоголем, И.Тургеневым, Ф.Достоевским, Л.Толстым, П.Чайковским, И.Крамским, И.Репиным, В.Серовым, Ю.Анненковым, Ф.Стравинским, А.Блоком, А.Ахматовой, Д.Шостаковичем, Г.Улановой, И.Смоктуновским...

         В статье  В.Белинского «Петербургская литература», поднимается вопрос о влиянии духовной атмосферы города на характер создаваемого в нем искусства.

3. Об историческом подходе к изучению культуры Петербурга—Петрограда—Ленинграда—Петербурга

       В большинстве случаев города на земле возникали и развивались стихийно, а иногда деградировали и погибали под влиянием стихийных природных или социальных сил. Но история знает случаи, когда город становился своего рода «социальным изобретением», то есть реализацией определенного замысла, идеи, плана. Именно так возник Санкт-Питербурх, «придуманный» Петром Великим в ходе преобразования России. Необходимо проникнуть в замысел Петра, проследить напряженный процесс реализации его проекта и раскрыть логику исторического развития этого уникального российского города.

        Мы сталкиваемся здесь с проблемой периодизации культурно-исторического процесса, не разработанной в нашей науке, где  господствует представление, будто процесс этот не имеет собственных движущих сил, а является простым отражением экономического и политического развития общества или же, как саморазвитие открытой системы в условиях ее взаимодействия с природной. История культуры Петербурга нужно рассматривать, исходя из ее внутренних импульсов, порожденных  выходом из состояния средневековой, религиозной культуры в культуру креативно-инновационного )))) типа, приобщенную к цивилизации

         В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап - «петровский Петербург», охватывающий всю первую половину XVIII века, от основания города до начала царствования преемницы Петра — Екатерины Великой. В это время город лишь начинал формироваться как поселение особого, нетрадиционного для Руси типа. Не копируя облик какого-либо европейского города, но, используя градостроительные и архитектурные принципы разных европейских столиц ,претворялись традиционные для русской культуры и  местных природных условиях замыслы.. Петербург активно и целеустремленно осваивал опыт развития западноевропейской культуры XVI, XVII и начала XVIII столетий.

       Вторая половина XVIII века — время утверждения в Петербурге культуры русского Просвещения; поскольку вдохновлялся этот процесс самой императрицей, считавшей себя преемницей и продолжательницей дела Петра, правомерно и понятие «екатерининский Петербург».

      Первая половина XIX века выделяется как следующий период истории культуры Петербурга, который может быть наиболее точно назван «пушкинским Петербургом». Творчество А.Пушкина приобрело значение, выходящее далеко за пределы одной только литературы, определив характер всей национальной русской культуры в ее петербургской модификации .

       Первая половина XIX века в истории Петербурга — время окончательного формирования его облика — и архитектурного, и ментального, и психологического, и идеологического; свидетельство тому — осознанная в это время проблема «Петербург—Москва», конкретизировавшая полемику западников и славянофилов.

         Вполне естественно, что постепенное расширение и углубление культурных контактов между старой и новой столицами, начавшееся уже в XVIII веке, развивавшееся в XIX и ставшее особенно значительным в XX столетии, все последовательнее стирало черты неповторимости обоих городов; и все же черты эти оказывались достаточно устойчивыми, сохраняясь и в архитектуре, и в поведении горожан, в их психологии, вкусах, даже в речи, в особых — петербургском и московском — типах произношения. Своеобразие Петербурга во многом определялось, конечно, его столичным статусом, который сделал остро противоречивым все его бытие и порождал особое к нему отношение. Вот почему ни один город России, в том числе и Москва, не был предметом столь постоянного и противоречивого внимания отечественной философии, публицистики, литературы, искусства, как Петербург (характерно для Петербурга слиянием противоположных качеств).

        Вторая половина XIX века — новый период в истории культуры города, который можно с полным правом назвать «Петербургом Достоевского». С точки зрения влияния на культуру социальных процессов это было время вытеснения дворян разночинцами не только из революционного движения, но и из культуры в целом. Противоречия буржуазной цивилизации, определили драматический характер этого этапа истории петербургской культуры; его символическим выражением может послужить конфронтация вначале «Базаров — Кирсанов», затем «Мышкин — Рогожин», сменившая былой символический конфликт «Медный всадник — Евгений».

      Начало ХХ века — новый этап истории культуры Петербурга, доведший противоречия российского бытия до трагического накала трех революций и Гражданской войны, длившихся на протяжении пятнадцати лет и потрясших всю страну, но прежде всего ее столицу. Вошедшее в обиход в последние годы понятие «серебряный век» характеризует культуру этого времени односторонне, целостная же его характеристика должна отразить смертельную схватку непримиримых противников — «серебряного» и «железного», революционного и антиреволюционного, религиозно-этически-эстетического, включая многообразие промежуточных духовных движений, рождавшихся и исчезавших в воцарившемся в стране духовном, мировоззренческом, политическом хаосе...

         Завершение Гражданской войны и полная победа советской власти обозначили начало нового этапа истории России и развития отечественной культуры, и в частности культуры Петрограда—Ленинграда. Для нее особое значение произошедшего определялось тем, что в 1918 году столица страны была возвращена в Москву, и Петроград оказался рядовым областным городом, который государство диктатуры пролетариата чтило как «колыбель революции», но отторгало от себя как носителя враждебной аристократической и интеллигентской культуры, предпринимая все возможные усилия для искоренения в Ленинграде петербургского духа. В противостоянии этим усилиям, в подспудной неравной борьбе с ними сохранявшегося несмотря ни на что содержания и стиля петербургской интеллигентности и состоял внутренний нерв развития культуры града Петрова в советское время.

       Новый рубеж в ее истории — начало в середине 80-х годов тотальной «перестройки» сложившейся при советской власти социальной системы и освобождения культуры от гнета тоталитаризма. Для Ленинграда это означало возможность духовного возрождения, то есть восстановления связи с петербургской традицией. Возвращение городу его первоначального имени, произошедшее в результате референдума, оказалось символическим выражением потребности большинства ленинградцев чувствовать себя петербуржцами. Полтора десятилетия — небольшой срок для реализации этой потребности, особенно в тяжелых экономических условиях, в которых оказалась страна в этот переходный период и учитывая сильные пережитки старой идеологии и психологии, укоренявшейся десятилетиями в сознании масс; и все же произошедшее в городе за это короткое время говорит о том, что «Петербург — культурная столица России».

С.Маршак:

    Давно стихами говорит Нева,                       О Блоке вспоминают острова,

   Страницей Гоголя ложится Невский,          А по Разъезжей бродит Достоевский

   Весь Летний сад — «Онегина» глава,

.


В избранное