Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новые лекции Гурудева

  Все выпуски  

Новые лекции Гурудева (Наставления Прахлады Махараджа-1)


1к-467. 2013.09.17 Украина. Евпатория. Фестиваль «Бхакти-Сангама». Семинар Индрадьюмны Свами Махараджа «Наставления Прахлады Махараджа». (Лекция 1)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Добро пожаловать всем на семинар «Наставления Прахлады Махараджа».

Это очень легкая тема для выбора, т.к. это была любимая тема Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я уже упоминал, что большую часть лекций по Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада дал именно по седьмой песне. Особенно то, что исходило из лотосных уст Прахлады Махараджа. Прахлада Махарадж - великий наставник науки сознаний Кришны. Хотя в этих лилах он пятилетний мальчик, тем не мене он – полностью осознавший себя преданный. Он - не начинющий преданный, а нитья лила правиштха. Он вечный спутник Господа, участвующий в Его играх.

Сегодня утром Его Милость Шеша прабху задал вопрос по Бхагаватам Его Святейшеству Девамрите Свами о том, относится ли слово «джива» только к обусловленным или и к освобожденным душам. И наш возвышенный наставник по вопросам шастр Его Святейшество Бхану Махарадж объяснил что слово «джива» относится не только и обусловленным, но также к освобожденным душам. Нет сомнений, что мы принадлежим к категории обусловленных душ. Но иногда великие души приходят в этот мир для того, чтобы напомнить нам о наших отношениях с Богом. И это вечно освобожденные души, нитья сидхи. Также как и явление Господа, их явление очень редко в этом мире. Говорится, что Кришна является в этом мире один раз в день Брахмы раз в миллиарды и миллиарды лет. Но хотя Освобожденные души является чаще, чем Господь, их явление также редко.

В 1972 году Прабхупада на одной из лекций в Лондоне объяснял, что Иисус Христос пришел с одной из высших планет этой вселенной для того, чтобы освободить падшие души, из сострадания к ним.

И Прахлада Махарадж не просто редкая личность, которая относится к категории вечно освобожденных душ. Даже среди освобожденных душ он является возвышенной личностью. Он 1 из 12 махаджан, главных наставников науки преданности. Даже средин них он является особенным. Сам Господь явился, чтобы защитить его. Освобожденная душа, приходящая в этот мир для проповеди, уже само по себе достаточно редкое явление. И поскольку он является одним из 12 махаджан, он – еще более редкая личность. Нрисимхадев пришел исключительно для того, чтобы защитить Прахладу Махараджа. И как только Он выполнил Свою миссию, Он сразу же вернулся назад. Обычно Господь находится здесь несколько дольше, не так ли? Потому что у него много обязанностей. Он приходит для того, чтобы защитить преданных, наказать демонов, и для того, чтобы восстановить дхарму, которая часто разрушается. Поэтому у Господа много задач. Сам Кришна свайам бхагаван, провел на планете 148 лет, Господь Чайтанья провел здесь – 48 лет. Сколько же провел здесь Господь Нрисимхадев? Я не слышал, сколько Он точно время провел, но Он мы можем понять, что Он явился из колонны дворца, убил Хираньякашипу, посадил себе на колени Прахлада Махараджа, выслушал его молитвы и вернулся на Вайкунтху. То есть провел здесь около часа. Его основная задача была защитить Прахлада. Он также дал демонам понять, что преданных лучше оставить в покое. Он также дал всем преданным гарантию, что Сам будет защищать их.

Поэтому Прахлада – очень особый преданный. Поэтому мы должны слушать от него. Если какая-то влиятельная личность начинает говорить, мы слушаем его. Когда говорит обычный человек, это никому не интересно, но когда начинает говорить президент или премьер-министр, то все слушают вне зависимости от того, нравится ли людям то, что они говорят или нет.

И кто же самая важная личность во всем творении и за его пределами? Кришна!!! Нитьйо нитьянам четанас четанам эко баханам йо видидати камам. В Упанишадах говорится, что среди всех живых существ есть единственное, которое поддерживает всех остальных. И это Кришна. Поэтому, когда Кришна говорит, Его надо слушаться.

Когда Кришна обращался к Арджуне, тот немного отвлекся и поэтому Кришна сказал ему: «Слушай Меня внимательно. Тат шрину. И Арджуна ответил: «Да, сэр».

Как например, отец всегда мне говорил, когда я не хоте слушать: «Послушай, сынок». «Да, папа».

Какое благо мы можем получить, слушая Кришну? Кришна говорит: тот, кто поймет природу Моего явления и деяний, больше не родится здесь. Он вернется в духовный мир. Если мы слушает то, что говорят нам родители, это может нам принести какие-то финансовые блага, они могут нам деньгами помочь. Когда мы слушаем то, что нам говорят учителя, мы можем получить мирские знания. Но если мы слушаем то, что говорит Бог в Бхагавад-Гите, мы сможем получить не только мокшу, освобождение. Более того, мы можем вернуться в духовный мир и получить преданное служение. Если мы слушаем Верховную Личность Бога, то получаем благо намного больше, чем когда мы слушаем всех остальных. Даже если мы не до конца понимаем, о чем Он говорит, о чем говорит духовный учитель или лектор, все равно мы должны слушать, потому что это очистит наше сердце. Веды говорят, что звук может нас обусловить и освободить. Поэтому из 9 процессов преданного служения (шраванам, киртанам, вишнох смаранам, пада севанам, арчанам, ванданам, дасйам, сакхйам, атма ниведанам) первый и самый важный процесс – это слушание, шраванам, погружение в знание. Это может нас освободить, поможет вернуться домой, назад к Богу. Просто слушайте, все остальное придет.

Ведическая культура основана на слушании. Мы проводим много времени, слушая, что нам говорят Хари, гуру, вайшнавы. На мангала-арати мы слушаем молитвы Гуру, мы слушаем и воспеваем славу Вринда-деви, которая появилась в этом мире как Туласи. Затем мы садимся и воспеваем и слушаем славу Святого Имени, что является юга-дхармой для нашего века. Затем мы слушаем грантха-радж Шримад Бхагаватам - главное из всех произведений. Грантх означает большой, радж – царь. Мы слушаем лекцию час или два. ЕС Радханатха Свами может давать лекцию 4 часа подряд. Это его стандарт лекции. Может быть не здесь, но в других местах так.

Мы слушаем свою джапу в течение дня. Минимум 16 кругов. Прабхаупада говорит, если есть время - повторяй Харе Кришна.

Вечером в храмах проводим сундара-арати, читаем Бхагавад-Гиту, книгу «Кришна», затем пьем молоко и идем спать. Мы проводим очень много времени в течение дня, слушая.

Есть отдельная глава в «Нектаре преданности», которая называется «Техника слушания и памятования». Это переведено именно так потому, что нам нужны технические методы, для того, чтобы сосредоточиться на слушании, т.к. наш ум через 5 минут начинает летать по всему творению. И снова сосредотачивается только тогда, когда заканчивается класс. Конечно, если лектор рассказывает множество историй, тогда никто не спит. Когда я приехал в Россию в первый раз, я рассказывал много историй. По прошествии некоторого время Уттама Шлока спросил у меня: «Гурудев, что случилось? Вы уже не рассказываете столько историй». Я надеялся, что русская ятра немного продвинулась, что им не надо рассказывать столько историй, и они смогут понять философию. Но он сказал, что нужно рассказывать больше историй. Хорошая лекция должна состоять в основном из философии нескольких аналогий, 1-2 историй. А не наоборот.

Как же мы может научиться контролировать ум? Как его можно тренировать?

Когда Кришна обучал Арджуну практике йоги, Арджуна сказал, что для него это невозможно, так как ум неистов и упрям и контролировать его сложнее, чем контролировать ветер. Но Кришна ответил, что все возможно при помощи должной практики и отречения. Мы также йоги. Бхакти-йоги. Наша йога – это йога преданности. Сюда включается также контроль ума и чувств. Кришна говорит, что для того, кто научился контролировать ум, Сверхдуша уже достигнута. Мы можем контролировать свой ум. Ум может быть лучшим другом и злейшим врагом. Если мы слушаем Кришна-катху , когда говорит гуру, и ум сосредоточен – он наш друг. Но если он начинает убегать, потому что у нас пост до 12 часов, он голоден, тогда он становится злейшим врагом. Мы должны схватить его и вернуть обратно. Куда ты? Я побежал. Куда побежал? Стой, обратно, сидеть!!!!

Контроль ума напоминает иногда попытку распрямить собачий хвост. Как только мы отпускаем его, он снова закручивается. Наш ум такой же. Это означает обусловленность. Мы долго жили в этом мире, мы обусловились. Какое-то время мы встаем, идем на мангала-арати, служим Туласи-деви, повторяем джапу, слушаем лекцию. Но в другой день даже с кровати выбраться не можем. Хвост снова закручивается.

Надо прикладывать усилия в Сознании Кришны. Это процесс описывается как простой и возвышенный, но не дешевый. Суровых аскез и покаяний совершать не надо, но сидеть и слушать нужно. Пусть на нас воздействует звуковая вибрация.

У Джона Леннона есть песня «Дайте миру шанс». Сознанию Кришны тоже надо дать шанс. Тат шрину . «Арджуна, слушай!» « Да, сэр! Я слушаю». Эта звуковая вибрация очень могущественна. И содержание и мелодии, как говорит Шрила Прабхупада, пришли с Голоки, чтобы полностью искоренить все материальные привязанности, сжечь все последствия грехов, и полностью пробудить в сердце Кришна-прему. Для этого нужно сидеть и слушать.

Есть садху в Индии, которые посвящают слушанию 22 часа в сутки. Это личности, которые могли бы выполнять любые виды деятельности. Они могли бы быть политиками, учеными, исследователями и т.д. Но зная важность воспевания и слушания, они едут во Вриндаван, Пури и другие места и посвящают этому все свое время.

Я уже упоминал о своей духовной сестре Малати, у которой была желтуха, и ей было очень плохо. Гепатит действует так, что вы теряете все свои силы. Печень контролирует 27 функция в теле. В аюрведе большое внимание уделяется печени. Если печень здорова и у человека хорошее пищеварение, он вообще не болеет. Малати даже не могла пошевелить пальцами. Хотя обычно она очень активная преданная. Единственное, что она могла делать это сидеть в кровати и читать джапу. На это у нее уходил весь день. Прабхупада навестил ее в больнице. Он очень любил Малати. Однажды он сказал: «Она за меня кому угодно глотку перережет. И я тоже самое сделаю для нее. Она очень преданная ученица». Она сожалела, что не может заниматься служением. Может только читать джапу. Прабхупада сказал, что это прекрасно – сидеть целый день воспевать славу Господа. Но поскольку вы западные юноши и девушки такие беспокойные, я вынужден выдумывать вам разные виды занятий.

Совершенство джапы – читать всю джапу, как первые несколько мантр, повторенных на четках. Они очень бодрые и сосредоточенные. Затем у неофита фокус теряется. У продвинутого преданного взлетов и падений не бывает. Он повторяет джапу сосредоточенно вначале, в середине и в конце. Все очень стабильно. Экеха куру нандана.

Некоторые люди, которые понимают ценность воспевания, просто отправляются во Вриндаван и повторяют Святое имя. И когда они оставляют тело, они отправляются в духовный мир.

У меня был один друг, пожилой садху, который принадлежал к шри-сампрадае, которая поклоняется Господу Вайкунтхи. Мне было 29 лет, когда я получил санньясу в 1979 году. Я был очень смелым и путешествовал сам по Индии с небольшой сумкой. Прабхупада говорил, что брахмачари и саньяси все свое имущество должен быть способен повесить на крючок. Было время, когда у меня не было камеры, компьютера, и ходил я босиком по Индии. Какой был нектар. Ни учеников, ни ответственности. Нет проблемJ. В своих путешествиях я встретил этого саньяси и он сказал, что очень опасно в таком молодом возрасте принимать саньясу. Я ответил, что нет никакой опасности, если Харе Кришна повторять. Я процитировал ему шлоки из Священных писаний. Он спросил, где я всему этому научился. Я ответил: во Вриндаване. В результате он отправился во Вриндаван и стал носить тилаку гаудия-вайшнавов. Три года спустя я встретил его во Вриндаване. Я посещал его так каждый год. Но в один год я его не нашел там. И спросил: где Рам-дас? Все сахду сделали жест непонятный мне. Я пришел в Кришна-Баларам мандир и спросил у Дина-бандху, что он означает. Тот отвели мне, что садху вернулся на Голоку. Мой друг улетел. Так что мы должны слушать.

История. Поскольку я в Украине, мне прийдется истории рассказывать)).

Однажды я совершал парикраму по Радха-кунде. Я столкнулся с одним садху. Я на него натолкнулся. И он начал извиняться. Я был в недоумении. Я подумал: вот это смирение. Я на него натолкнулся, а он извиняется. Я спросил, почему Вы это делаете? Со мной было все в порядке, но ему было 90 лет. И я спросил, все ли у него в порядке. Сахду ответил, что его очистило прикосновение к моему телу. Я сказал: «Подождите. Я родился в млеччха-деше, а Вы в Бхарата-варше». «Нет-нет, Вы садху». «Я не сахду». Он говорит – преданный развивает все качества полубогов. И из него полился поток шлок, воспевающий преданных. Преданные развивают удивительные качества, воспевая Святые имена. 15 минут он говорил эти шлоки . а потом еще полчаса говорил шлоки прославляющие Кришну, как Верховного Господа. Его слуга сказал, что я могу спросить его любой текст любой главы «Чайтанья-чаритамриты». Я так и сделал. И он процитировал его. Все, что у него было, это набедренная повязка и мала. У него не было ничего материального, но духовные сокровища его безграничные. Я спросил его еще один текст, и он процитировал его. Слуга сказал: лучше поклонись ему и принеси свои извинения. Он знает наизусть все 18 000 шлок из Шримад Бхагаватам. А также Риг-веду, Сама-веду и Яджур-веду. Кто это? Слуга сказал. Раньше он был верховным судьей Верховного суда Индии на протяжении 45 лет. Но потом он отправился во Вриндаван и стал жить здесь. Чем же он занимается? шраванам, киртанам, вишнох-смаранам. Но в основном он просто слушает Святое имя и шастры. Я предложил ему поклоны, дандават. И попросил прощения. Он спросил – ты не ушибся?

Таково могущество слушания. Это человек отказался от всего. Оно избавляет нас от всех последствий грехов, дает нам освобождение и развивает любовь к Богу. Конечно, нужно еще действовать в соответствии с услышанным.

Прабхупада говорил на похожую тему в одной из лекций в Калькутте. Там присутствовало 10-15 чел. В Индии обычно Прабхупада чувствовал себя дома и у нас были более близкие отношения, чем на Западе. Он обучал нас, как жить в Индии. Он говорил: «Мой Гуру Махарадж , Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, говорил настолько сложно, что вначале я не понимал, что он говорил». Но у него была вера в шраванам и киртанам. Поэтому он остался и слушал.

Однажды была враджа-мандал-парикрама. Изначально эту традицию заложил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который и проводил эти парикрамы. Старший садху объявлял: сегодня мы посетим очень редкий храм, где Божество обычно не показывают посетителям. Все были рады. Он также сказал что нужно будет выбрать - получить даршан или слушать лекцию Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которая проходила одновременно с парикрамой. Только 10 человек пошли слушать лекцию. Прабхупада был рал послушать духовного учителя. Гуру Махарадж отметил, и когда ему предоставили список на инициацию. Он утвердил кандидатуру Абхая, потому что помнил его любовь к слушанию.

Шукдаев Госвами говорит Махаджу Парикшиту, что у обусловленных душ столько тем для разговора, но они не включают сюда разговоры о Кришне. У нас нет к этому вкуса. Каждый читает газеты с утра. Эти новости говорят о проблемах других людей. Будто у нас своих проблем не хватает. Почему бы не почитать Бхагаватам? Потому что у нас нет к этому вкуса. Материалисты подобны мухам, которые летят на испражнения. Преданным должны быть подобны пчелам, которые собирают нектар. Нам нужно трудиться упорно и очищаться. Тогда придет вкус. Сознание Кришны это приобретенный вкус.

Когда я был ребенком, я был в летнем лагере. Сверстники 12-13 лет пили вино и предложили мне тоже. Они говорили какое вино вкусное. Я ответил – папа запрещает мне пить его. А где твой папа сейчас? Ты мужчина или мальчик? Мужчина. Тогда я взял это вино и попробовал и сразу же выплюнул. Тогда мальчик сказал, что к этому вкусу надо привыкать. Когда привыкнешь, начнешь ценить. Это аналогия. Сознание Кришны – приобретенный вкус. К нему также надо привыкать. И затем мы чувствуем вкус. Махапрабху говорит об этом. «О мой Господь, только твое Святое имя может даровать все благословения живым существам. Поэтому у Тебя сотни и миллионы имен таких, как Кришна, Говинда. И во все имена Ты вложил полное трансцендентное могущество». Кришна становится легко доступным благодаря Святому имени. Все равно, что вы подойдете к Кришне и скажете: «Привет, Кришна». Махарадж, это не очень подходящая аналогия – пожимать руку Кришне. Но если вы почитаете Бхагаватам, то увидите, что был случай, когда Брахма с Кришной друг другу руки пожимали. И воспевание Святого имени это также процесс, с помощью которого мы приветствуем Кришну. Это очень могущественный привлекательный процесс. И в этой молитве Господь Чайтанья говорит: «К сожалению, воспевание не привлекает меня, не смотря на то, что я понимаю, что это для меня хорошо».

Какая же у нас надежда? Чайтанья Махапрабху говорит, что в неофитов вкуса нет, что же делать? Бросить все? Нет. Есть спасительная милость - наш разум, который помогает нам делать то, что правильно даже если мы не хотим. Однажды в Лондоне Шрила Прабхупада показал, что душа и разум переплетены. Кришна говорит – тот, кто читает Бхагавад-Гиту, поклоняется мне разумом. Прабхупада говорил: беда моих учеников в том, что они не читают моих книг. Распространяют, но не читают. Вкуса нет. Но надо привыкать к этому вкусу. Продолжать читать, и вкус придет.

Прабхупада однаджы дал даршан на хинди в индийской деревне. Вначале он говорил на английском. Но там жарко, мы сидели под баньяновым деревом. Он спросил: есть вопросы? большая матаджи спросила : почему Рама явился в этом мире? Прабхупада мог ответить все что угодно. Причин Его появления много. Но он ответил: чтобы показать, сколько сложностей у человека, который решил жениться. После этого все вопросы у нее отпали. Затем Прабхупада заговорил на хинди. Чтобы всем было легче. Мы ехали на поезде в вагоне 2 класса без кондиционера. Было очень жарко, когда мы доехали до Хайдарабада, я был полностью вымотан. Я видел даже, что один из моих дух братьев даже заснул, во время лекции. Мы смиренно ждали 15 минут. После этого все 60 преданных прокашлялись. Но он был настолько хорошим лектором, что продолжил с того места, где начал. Он даже не заметил, что заснул. Я спросил его потом: «Ты заметил, что заснул во время лекции?» «Я не заснул. Докажи». Мы дали ему видео. И он его не вернул. Так вот, когда Шрила Прабхупада говорил на хинди, я заснул. Очень крепко. И сквозь сон я услышал, что Прабхупада говорит: «Как ты можешь спать, когда духовный учитель говорит?!»

Одна из обязанностей гуру – ругать учеников. Так, например, когда мы проходили таможню по дороге сюда Шринам Ванамали попытался помочь преданному, у которого возникли проблемы. При этом у него в руках был чемоданчик с Божествами. И это означало, что он поставил их под угрозу. Я отругал его очень сильно. Он задрожал и сказал: раньше Вы меня так не ругали. Я ответил, что он не был готов к этому раньше. Как Уттама, если бы утром он появился на 10 секунд позже, я бы ему жару задал. Он, видите ли, пуджу совершал. А служением духовному учителю пренебрег. Но он оказался сообразительным и прибежал почти вовремя. На этот раз ему повезло.

Прабхупада говорит, что иногда Гуру ругает учеников просто так, чтобы место знал. Он ругал меня несколько раз очень серьезно, но в следующий момент становился добрым. Он просто выполнял свой долг.

Детей нужно ругать так: иди сюда, сейчас я буду ругать тебя за твой поступок. Прабхупада говорил, что пожалеть палку значит испортить ребенка. Но затем нужно позвать его, сказать, что я тебя все равно люблю, но вынужден был это сделать. То же самое с учениками. Нужно сказать ученику: я отругал тебя, чтобы ты стал хорошим учеником.

Так и Прабхупада отругал меня. Потом спросил, почему я заснул? Я ответил – я не знаю хинди. Прабхупада ответил: это не имеет значение – это шабда-брама. Ты все равно очищаешься – чето дарпана марджанам. Даже если ты не понимаешь, сиди и слушай. Ты очищаешься.

Позже Прабхупада рассказал историю. Его гуру давал лекцию. Во время лекции зазвучала раковина. Началось арати. И несолько его учеников встали и пошли на арати. И когда они вернулись, гуру продолжил говорить. Он спросил у учеников, где они были. Те ответили, что ходили на арати, чтобы получить даршан Кришны. Он ответил: «Кришну вы не увидели. Вы увидели только камень. Если вы хотите по-настоящему увидеть Кришну, сидите и слушайте меня. Потому что садху видит ушами, а не глазами».

Как мы можем понять славу преданных? Слушая славу преданных. Например, почетные гости сидят на сцене, и мы слушаем их славу от Ниранджана Махараджа. Так же и славу Господа мы можем понять, слушая ее от преданных. Как один преданный сказал: «О, мой Господь, ты не статуя. Ты сын Махараджа Нанды. Поэтому мы не хоти перепрыгивать через первых шаг в преданном служении, через слушание. Как сказал Конфуций: долгое путешествие начинается с первого шага. Если мы должным образом слушаем, мы можем хорошо говорить, и помнить Кришну 24 часа в сутки. Когда у нас есть возможность слушать о Кришне, мы должны использовать эту возможность. Контролировать мошенник ум. Возвращать его к слушанию Святого имени. И слушать мы должны так, чтобы развивать преданность Кришне. Для этого внимательно прочитайте эту главу в «Нектаре преданности» «Техника слушания и памятования»

Завра мы продолжим тему. Спасибо большое. Харе Кришна!

-------------------------------------------------------------------------

Скачать эту лекцию в формате мр3-аудио можно по ссылке:

http://files.mail.ru/F1B6783FD1FB43D0BA2444FED788DFE2

 


В избранное