Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новые лекции Гурудева

  Все выпуски  

Новые лекции Гурудева (Жизнь Шриниваса Ачарьи)


2к-136.  «Жизнь Шриниваса Ачарьи». Индия, Вриндаван, 3 ноября 2012

 

Мы уже говорили о том, как важно медитировать и стараться следовать по стопам возвышенных преданных Кришны, чтобы мы могли следовать их наставлениям и за ними прийти туда, куда они идут – в духовный мир. В Бхагаватам говорится, что существует 2 категории бхагаватам: книга Бхагаватам и личность Бхагавата, которая живет по принципам Бхагаватам. Когда я слышу представителей других духовных традиций, я часто думаю, что нам очень повезло, что у нас есть конкретная философия, очень глубокое понимание и образ жизни, который соответствует этой философии. Пару лет назад я принимал участие в мировом парламенте религий, который проходил в Мельбурне. Там представители различных духовных традиций проводили семинары, занятия, конференции. Я решил походить и послушать, о чем говорят прославленные духовные лидеры, но, честно говоря, я был разочарован, потому что ничто из того, о чем они говорили, даже близко не напоминало то, что нам дал Шрила Прабхупада. В основном, они говорили на сентиментальные темы, и никто из них даже не обсуждал азбуку духовной жизни, даже не сказал, что мы - не тело. Что уж говорить о том, чтобы обсуждать более высокие темы: кто такой Господь, каково служение Ему, где Он живет, как Он выглядит и кто Его спутники. Эта информация необходима для того, чтобы вернуться в духовный мир. Никто об этом даже не заикался. Шрила Прабхупада приходил сюда, и мы могли с ним общаться. И мы теперь можем понять, что движение сознания Кришны совершенно уникально.

 

У нас есть высшее священное писание грантха-радж «Шримад Бхагаватам», который был переведен и прокомментирован Шрилой Прабхупадой. И поэтому трудно переоценить нашу удачу. Шрила Прабхупада дал нам не просто философию Бхагаватам, он дал нам метод, с помощью которого мы можем стать бхагаватами, чистыми преданными. Чистые преданные уже появляются сейчас, и в будущем они также будут появляться. Нам повезло, что нам есть за кем идти по пути сознания Кришны. Философии недостаточно в этом случае, иначе бы Шрила Прабхупада не уделял столько времени своим комментариям. Мы должны обязательно иметь примеры личностей, которые следуют философии и культуре в своей жизни для того, чтобы понимать, как практиковать сознание Кришны в своей жизни. Особенно сейчас эти примеры важны 3 ноября 2012 года.

 

Мы слышим примеры преданных, которые достигли успеха в сознании Кришны. Даже Кришна говорит в «Бхагават-гите», что многие в прошлом достигли совершенства на пути бхакти-йоги. И мы должны следовать по их стопам. Таких примеров множество, и один из таких примеров – это Шринивас Ачарья. Конечно, это была особая душа, он пришел, уже будучи совершенным. Эти личности действуют подобно практикующим преданным, чтобы показать нам пример достижения совершенства. Игры Шринивас Ачарьи начались до того, как он родился. Как чьи-то игры могут начаться до рождения? Послушайте внимательно, я вам расскажу.

 

Его родители были не только благочестивы, но они были в полном сознании Кришны. Его отца звали Ганга-дхара Бхаттачарья. Ганга-дхара Бхаттачарья еще до рождения своего сына стал преданным Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, не видя Его ни разу, просто слушая о Нем от святых и мудрецов, которые посещали деревню. Мы можем подумать, что если бы мы жили в то время, когда Господь Чайтанья присутствовал на этой планете, мы бы обязательно отправились, чтобы получить Его даршан. Ганга-дхара  так и сделал: он отправился в паломничество в Навадвипу для того, чтобы увидеть Господа Чайтанью Махапрабху. По дороге он остановился в Катве, чтобы отдохнуть и сделать перерыв в своем трудном путешествии. Он услышал от жителей Катвы, что в это время там находился Чайтанья Махапрабху. Ганга-дхара Бхаттачарья подумал, что ему очень повезло и не надо идти до самой Навадвипы. Он спросил у местных жителей: что делает Господь Чайтанья? Проводит ли Он семинары, киртаны? Ему ответили, что Господь принимает санньясу. «Что?». «Он принимает санньясу у Кешава Бхарати. И церемония проходит прямо сейчас».

 

Ганга-дхара Бхаттачарья пришел в то место, где Господь должен был принимать санньясу, и один парикмахер должен был побрить Господа, но он не мог себя контролировать, он рыдал, катался по земле и кричал: «Как я могу Его побрить, Он такой красивый?!». За исключением нескольких избранных спутников Господа Чайтаньи, которые знали, для чего Он принимает санньясу, все остальные тоже кричали и плакали, и просили этого парикмахера: «Не сбривай Его прекрасные волосы!». Ганга-дхара Бхаттачарья также думал, что если Господь Чайтанья – это Тот, кому все принадлежит, и Он является высшим наслаждающимся, почему Он должен принимать санньясу? Отчего Ему отрекаться, Ему все принадлежит?! Причина того, почему Господь Чайтанья принял санньясу, заключалась в том, что Его серьезно не воспринимали, думали, что это преподаватель, который не правильно что-то преподает, и Он решил отречься от своей небольшой семьи для того, чтобы сделать весь мир своей семьей. Таким образом, домохозяин Нимай Пандит получил санньясу, Его имя стало Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Услышав  о том, что Господа назвали Чайтаньей, Ганга-дхара Бхаттачарья пришел в экстаз, погрузился в транс  и стал повторять: «Чайтанья, Чайтанья, Чайтанья!». И он не мог остановиться.

 

Мы участвуем в движении сознания Кришны, что означает, что мы должны продвигаться вперед, отказываться от наших материальных отождествлений, что очень нелегко сделать, и мы также должны отождествлять себя со слугами Господа. Мы должны отбросить старое и принять новое. Мы должны быть готовы отвергнуть все свои отождествления, материальные привязанности, желания, ради того, чтобы полностью погрузиться в преданное служение. Если мы это не сделаем, мы будем продвигаться очень медленно. Ганга-дхара Бхаттачарья вернулся домой, и он находился под впечатлением от увиденного. Он ходил и постоянно повторял: «Чайтанья, Чайтанья, Чайтанья», и все жители деревни переименовали его из Ганга-дхара Бхаттачарьи в Чайтанья даса.

 

Он всегда говорил о Чайтанье. В конечном итоге его жена тоже вдохновилась, она сказал: «Ты постоянно говоришь о Чайтанье, киртания сада хари, я тоже хочу Его увидеть, может быть, мы совершим паломничество в Джаганнатха-пури? Туда, где Он находится». И Чайтанья дас согласился. Они отправились в паломничество в Джаганнатха-пури, которое в те времена было очень продолжительным и нелегким. Прибыв в Джаганнатха-пури, они традиционно совершили омовение в океане и затем отправились в храм, чтобы получить даршан Джаганнатхи, Баладева и Субхадры. Долгое время они возносили молитвы Божествам Джаганнатхи. Они провели в Джаганнатха-пури 7 дней, но они могли видеть Господа Чайтанью только издалека, потому что Он был окружен многими тысячами последователей.

 

Однажды Господь Чайтанья позвал Своего слугу Говинду даса и сказал ему нечто интересное и глубокое: «Хотя Чайтанья дас и его жена лично не говорили Мне, но Я знаю, что они хотят иметь ребенка. Они молились Мне в форме Джаганнатхи, чтобы у них родился ребенок, поэтому Я знаю об их желании. В соответствии с Моим планом, вскоре у них появится ребенок. Его должны назвать Шринивас. Через Рупу и Санатану Госвами он будет учить весь мир бхакти-шастрам. Рупа и Санатана Госвами их опишут, а Шринивас их распространит».

 

Один из наших духовных учителей, Шиварама Свами написал замечательную книгу «Нава-Враджа-Махима», прославляющую Новый Вриндаван в Венгрии. Это замечательная книга, и я сказал ему: «Махарадж, это замечательная книга, но не достаточно ее написать, надо ее еще распространить. И распространять вам ее придется самому, так же, как мне приходится распространять «Дневники странствующего проповедника», путешествуя по всему миру, а то бы никто не покупал, если бы я не ездил». Махарадж согласился и стал планировать, как распространять эту книгу. Бхакти-шастры было распространять еще сложнее, для этого нужна была Гаура-шакти, энергия Господа Чайтаньи, которая была вложена в Шриниваса Ачарью.

 

Вчера я написал и опубликовал в Фэйсбук очередную главу из своего дневника, 13 том, 2 глава про мой полет в Македонию. Сегодня утром я посмотрел, и оказалось, что только 2 человека ее прочитали. Для автора это не очень приятно, когда что-то, что он пишет, не читают. Поэтому ачарьи переживали тоже: кто будет читать их произведения?

 

Когда Шринивас Ачарья родился, он был прекрасным ребенком. Он сиял как золото. У него был изящный нос, прекрасная улыбка, лотосные глаза. Его руки были очень длинные, ниже колен. У него была широкая грудь и длинные мочки ушей. Вчера, если вы помните, мы посетили Гирираджа Бабу на Уддхава-кунде. Он пуджари. Ему 75 лет. Я спросил его: «Можете прожить до 120?». Он: «Нет, нет, я хочу на Голоку!». Он очень не вдохновлен долгой жизнью, он хотел на Голоку, но мы его уговаривали, чтобы он пожил подольше, и один преданный сказал, чтобы я не беспокоился, что Баба проживет долго, потому что у него длинные мочки ушей. Если у вас длинные мочки ушей, значит, вы будете долго жить. Но невозможно обмануть, надев тяжелые сережки.

 

Когда Шринивас рос, он проявил себя как удивительный ребенок. Он учился у самых знаменитых ученых того времени, одного из них звали Дхананджая Видьячаспати. Однажды Богиня учености, Сарасвати, явилась во сне Шринивасу Тхакуру. Она благословила его быстро освоить все знание и науку Дхананджаи Видьячаспати. И особенно быстро освоить произведения, которые описывали Кришну и сознание Кришны. Через несколько месяцев Дхананджая предложил Шринивасу покинуть школу, почему? Потому что, как он сам говорил, «этот мальчик знает больше, чем я могу изучить за всю свою жизнь». Какой смысл учить того, кто знает больше, чем вы? Но его выдающимся качеством было то, что он хотел все свое свободное время посвящать слушанию об играх и качествах Господа Чайтаньи. Он всегда хотел слушать об играх Чайтаньи Махапрабху, он искал тех, кто знал Его, Его преданных.

 

Когда он стал подростком, он захотел так же, как и его отец отправиться в путешествие, увидеть Господа Чайтанью. Он приготовился к многомесячному путешествию. Также, как многие из вас готовились к приезду во Вриндаван. Верно ли, что вы воспевали больше кругов, читали «Источник вечного наслаждения», молились, чтобы получить максимальное благо от парикрамы? Поднимите руки те, кто готовился к приезду во Вриндаван. А если бы вы хотели получить даршан Чайтаньи Махапрабху, как бы вы готовились?

 

Шринивас был настолько погружен, что в конечном итоге он стал, как и его отец, постоянно повторять: «Чайтанья, Чайтанья, Чайтанья!». Господь Чайтанья был объектом его любви. Если я чувствую себя уставшим после принятия прасада, я хочу, чтобы кто-то помассировал мои стопы, я спрашиваю: «Где Уттама? Потому что он может лучше всех массировать». По пути в Джаганнатха-пури Шринивас постоянно повторял «Чайтанья» и не мог дождаться, когда он увидит Господа своей жизни. Он даже не хотел спать, потому что сон означал забвение. Он не мог позволить себе забыть о лотосных стопах Господа Чайтаньи. Это лаульям, жадность – это то, к чему мы должны стремиться, это то, чего мы должны достичь до прихода смерти. Самое большое разочарование в старости – это не то, что тело болеет и разваливается, а то, что мы так и не смогли далеко продвинуться в сознании Кришны.

 

Этот юноша не мог даже спать, чтобы не забывать о Господе Чайтанье даже на мгновение. В одно прекрасное утро он оказался всего в нескольких шагах от Джаганнатха-пури, он принял омовение, поставил тилаки, оделся лучшим образом и спросил одного прохожего: «Где я могу видеть Господа Чайтанью?». Это был брахман, и, услышав вопрос, он побледнел. Он спросил: «Ты разве не слышал новость?». Шринивас удивился: «Какую новость?». «Чайтанья Махапрабху завершил Свои земные игры и вернулся в духовный мир». Шринивас, услышав, что объект его любви, Господь Чайтанья, ушел из этого мира всего лишь за один день до того, как он пришел в Джаганнатха-пури, был настолько сражен этой новостью, что упал без сознания подобно подрубленному баньяновому дереву, которое падает резко из-за своей тяжести. Как только он приходил в сознание, он вспоминал этот кошмар. Обычно кошмары снятся ночью, но для него это был кошмар наяву, и как только он его вспоминал, он снова терял сознание, и так прошел целый день. Ночью ему приснился сон. Во сне ему явились Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда, которые сказали ему: «Не переживай ни о чем, это часть нашего плана. Ты должен пойти в Джаганнатха-пури и найти нашего близкого спутника Гададхара Пандита, он даст тебе все наставления о сознании Кришны. Я оставил свой Бхагаватам Гададхаре Пандиту, и он даст тебе наставления на основе Бхагаватам».

 

Шринивас последовал этому наставлению, отправился в Джаганнатха-пури, нашел там Гададхара Пандита и попросил его обучению Бхагаватам. Когда Гададхара Пандит открыл рукопись Бхагаватам, которую ему лично дал Господь Чайтанья, оказалось, что большинство страниц были пустыми. Шринивас Ачарья спросил Гададхару, почему в этом манускрипте ничего не написано? Гададхар Пандит ответил, что причиной того, что здесь нет никаких букв, является то, что когда Господь Чайтанья читал Бхагаватам, Он плакал над этими страницами, и его слезы смыли все чернила. Шринивас Ачарья получил наставления от Гададхара Пандита отправиться в Навадвипу и принести новый экземпляр рукописи Бхагаватам, для того, чтобы тот мог обучать его. Но также Гададхар предупредил, что он не долго еще проживет в разлуке с Господом Чайтаньей, и поэтому Шринивас должен поторопиться. Шринивас поспешил, как мог, но по пути он общался с еще несколькими великими преданными и к тому моменту, как он вернулся в Джаганнатха-пури, Гададхар Пандит только что оставил этот мир. Шринивас стенал, что он потерял общение не только с Господом, но теперь и с Его великим преданным. И теперь никакой надежды нет.

 

Несколько лет он просто скорбел, пока, в конце концов, не решил, что надо найти еще какого-нибудь великого преданного, который бы обучил его сознанию Кришны. Он решил отправиться во Вриндаван и там получить общение Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Он отправился в долгое и опасное путешествие во Вриндаван. Незадолго до прибытия во Вриндаван он встретил группу вайшнавов, которые покидали Вриндаван, их лица были вытянувшимися от горя. Они горько плакали. Шринивас спросил, что случилось. Они ответили ему: «Неужели ты не слышал новость?». Шринивас: «Какую новость?». Вайшнавы: «Рупа и Санатана Госвами только что ушли в духовный мир».

 

Это настоящая жизнь в разлуке. Все мы развиваем любовь в разлуке с Кришной, но этот бедный юноша прошел через очень суровую школу разлуки. В «Бхакти-ратнакар» пишется, что он сел под дерево и стал молиться о смерти. Возвышенные души считают боль смерти пустяком по сравнению с болью разлуки с Господом и Его преданными. Он, превозмогая боль, пошел и увидел строящиеся усыпальницы Рупы и Санатаны Госвами, зашел в храм Говиндаджи. Но к счастью, Господь все планирует для Своих преданных. Он говорит: «Я даю то, что им не достает и сохраняю то, что у них есть». И Господь так устроил, что Шриниваса ждал еще один великий преданный, Шрила Джива Госвами. Шринивас был настолько уставшим, что сразу уснул, во сне перед ним появились Рупа и Санатана Госвами. Они сказали ему: «Шринивас, ты являешься воплощением любви Махапрабху. Оставайся здесь во Вриндаване, обучайся у Дживы Госвами, а дикшу прими у Гопал Бхатты Госвами».

 

Иногда преданные в ИСККОН также встают перед выбором, не могут выбрать, кого принять гуру. Иногда преданные говорят, что столько много великих духовных учителей у нас в ИСККОН, и они не могут определиться с выбором. Было бы не плохо, если бы Рупа и Санатана Госвами пришли к вам во сне и сказали, кто ваш духовный учитель. На следующий день Джива Госвами встретил Шриниваса, выразил ему соболезнование, что у него не представилось возможности пообщаться с Рупой и Санатаной Госвами.

 

Затем Гопал Бхатта Госвами отвел Шриниваса к себе домой на даршан своего Божества Радха-Рамана. И поскольку это была воля Господа Чайтаньи, которая проявилась через Рупу и Санатану Госвами во сне Шринивасу, Гопал Бхатта Госвами дал ему посвящение в одной из тихих рощ Вриндавана. Это описывается в «Према-вилас». На этой церемонии не было огненной ягьи, повторения мантры и всех других формальностей. Это было личное общение гуру и ученика. Это была инициация одни на один. Гопал Бхатта Госвами открыл Шринивасу его сиддха-деху, сказал ему, кто он на Голоке Вриндавана. Он прошептал ему на ухо, что он является Мани-манджари. Он помогает Гуна-манджари в ее служении в духовном мире. Шринивас спросил, что если он – Мани-манджари, то кто тогда Гуна-манджари? Гопал Бхатта Госвами улыбнулся и сказал: «Это я!».

 

Джива Госвами открыл толу, школу, где он обучал бхакти-шастрам. Он стал лидером всех вайшнавов после ухода Господа Чайтаньи и всех членов панча-таттвы. В его школе учились самые возвышенные души, в один прекрасный день к нему пришли на обучение двое особенных юношей – Нароттам и Шьямананда. В школе развернулись игры Нароттама дас Тхакура, мы завтра будем праздновать день его ухода. Мы будем говорить втроем об играх Нароттама даса Тхакура. Матаджи Ситала будет говорить о ранних играх Нароттама, я буду говорить о его юношеских играх, а Дина-бандху прабху будет говорить об его уходе, поэтому многие моменты, связанные со школьными годами я освещу завтра. Сегодня мы их опустим.

 

Закончив обучение, ученики должны были отблагодарить учителя, шикша-гуру, они должны были вывезти священные писания на повозке в Бенгалию для того, чтобы бенгальские вайшнавы сделали копии с этих книг, чтобы эти книги были размножены. Наверняка, вы слышали, как эти книги были украдены, об этом я расскажу завтра. Шринивас Ачарья нашел эти книги, и он остался в этом городе, Вишну-пуре, у него там было множество учеников. Затем он возобновил путешествие и проповедь послания Чайтаньи Махапрабху.

 

В один прекрасный день он встретил одну святую личность, которой он полностью доверился. Эта личность имела практическое видение насчет того, как должна разворачиваться проповедь и миссионерская деятельность. Как это не удивительно, он дал наставление Шринивасу прервать брахмачарью и жениться. Он сказал, что сейчас очень много отреченных личностей и есть нехватка домохозяев, поэтому нужно, чтобы был хороший пример того, как в Кали-йугу вайшнавы живут семейной жизнью, поэтому Шринивас должен пожертвовать своей брахмачарьей и жениться. Шринивасу пришлось предаваться. Прабхупада говорил, что в отличие от своего гуру Махараджа, у которого была армия санньяси, у него будет армия домохозяев, которые будут проповедовать сознание Кришны по всему миру и, действительно, во многих ярких эпизодах развития нашего движения принимали участие активные пары домохозяев.

 

Шринивас женился сразу на двух девушках, у него было множество детей, и одна из его дочерей стала возвышенной преданной. Ее звали Хималати Госвами, у нее были не только ученицы, но и ученики. Конечно же, и у самого Шриниваса было много учеников. Один из его самых известных учеников /здесь рядом находится его самадхи/ - это  Рамачандра Кавирадж. Интересно то, как он стал его учеником. Неподалеку отсюда Шринивас повторял джапу, мимо проезжала свадебная процессия. Свадьба – это очень веселое событие. Свадебная процессия сопровождается музыкантами, певцами, очень много приглашенных гостей. Жених и невеста сидели на колеснице, они отправлялись в новый дом. Все бросали цветы, радовались и благословляли молодую пару. Но когда свадебная процессия проезжала мимо места, где сидел Шринивас Ачарья, он сказал достаточно громко, чтобы жених услышал, что черная змея смерти обвила его.. (к сожалению конец аудиозаписи лекции не сохранился).

 


В избранное