Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем вместе!

  Все выпуски  

Читаем вместе! О чем роман М. Булгакова 'Мастер и Маргарита'


О чем роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Первое впечатление: роман очень пестрый! Тут и древность, и современность, и нечистая сила, и чистая любовь, всякая чертовщина и множество сошедших от нее с ума, и еще куча мелкого и разного, описанного мимоходом, но все равно – незабываемо. И поневоле возникают вопросы: С какой целью появился в Москве загадочный специалист по черной магии? Кто автор великолепного романа в романе про Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри? Почему несчастный Мастер не заслужил Света? Почему поэт Иван Бездомный перестал писать стихи? И последний вопрос, чисто технический: как все сюжетные линии уживается друг с другом? Что придает им цельность? 1. Начнем отвечать на первый вопрос. Те читатели, которые в состоянии осилить драму Гете, и не засыпают от оперного пения, догадываются быстро: специалист по черной магии, профессор Воланд – это сатана. Другим читателям, столь же девственным и невежественным, как пролетарский поэт Иван Бездомный, это имя называет Мастер. И тогда становится совсем интересно: что нужно сатане(!) в современной Москве? Неужели он и его шайка появились в городе, чтобы только немного пошалить? Ответ на этот вопрос дается, но он дается не сразу, и многие читатели, увлеченные калейдоскопической пестротой и скоростью происходящих событий, его проглатывают, «не разжевав». А сатана прибыл в Москву по делу. Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. … Да, специалист по черной магии, профессор Воланд появился в Москве, чтобы дать ежегодный бал Сатаны. Но причем тут председатель правления МАССОЛИТа Берлиоз, которого так эффектно лишили головы? А притом, что господин Воланд нипочем не желает жить в гостинице, а жить он привык просторно. … Не любит он гостиниц! А квартира, которая Воланду понравилась, настолько просторна, что ее занимают 2 человека: Михаил Берлиоз и Степа Лиходеев. Берлиоз с помощью Воланда погибает, а после визита Воланда из квартиры исчезает и Степа, который в одно мгновение оказывается в Ялте. До бала у Воланда со свитой есть некоторое свободное время, и Воланд решает провести сеанс магии в Варьете. Немного от скуки, и еще с одной целью, о которой он говорит так. –Я … вовсе не артист, а просто мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. И в самом деле, сам Воланд никаких фокусов на сцене в Варьете не показывал, (если не считать кресла, появившегося по его приказанию неизвестно откуда). И еще одна деталь примечательна: ни зрители, ни работники Варьете не видели лица артиста: прибывшая знаменитость … явилась в черной полумаске . Свое мнение о москвичах Воланд огласил всему залу, беседуя на сцене с членом своей свиты, Фаготом. – Скажи мне, любезный Фагот, – осведомился Воланд… – как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? – Точно так, мессир, – негромко ответил Фагот-Коровьев. – Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили... – Автобусы, – почтительно подсказал Фагот. – Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... аппаратура, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? – Да, это важнейший вопрос, сударь. – Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их… Тут я бы добавила, что Воланд не понаслышке знает, на что приходится идти из-за квартирного вопроса. Ради квартиры, которая стала из-за него нехорошей, он сам убил одного жильца и далеко забросил второго! Но в словах Воланда проскакивает и вторая мысль, полезная для понимания того, как связаны разные пласты повествований в романе. Мы можем сами сравнить, как изменилось народонаселение с древнейших времен. И, возможно, придем к тому же выводу, что и Воланд: обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... После сеанса магии Воланд возвращается к основной цели своего визита – организации бала. А для бала нужна хозяйка: Так вот-с: мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. Но нужна хозяйка… Установилась традиция … – хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы, как изволите видеть, … в данное время находимся в Москве. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и, верите ли, – тут Коровьев с отчаянием хлопнул себя по ляжке, – ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба... В лице возлюбленной Мастера Воланд находит такую Маргариту, которая согласится стать хозяйкой бала: у Воланда есть приманка, который делает сговорчивой эту сто двадцать первую Маргариту! Коровьев процитировал ей отрывок из романа Мастера, и, побелев лицом, Маргарита вернулась к скамейке. – Но вы что-нибудь знаете о нем? – моляще шепнула Маргарита. – Ну, скажем, знаю. – Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте. – Ну, жив, жив, – неохотно отозвался Азазелло. – Боже! … – Я приглашаю вас к иностранцу… – Что за иностранец такой?! – в смятении воскликнула Маргарита … – и какой мне интерес идти к нему? Азазелло наклонился к ней и шепнул многозначительно: – Ну, интерес-то очень большой... Вы воспользуетесь случаем... – Что? – воскликнула Маргарита, и глаза ее округлились, – если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем? Азазелло молча кивнул головой. – Еду! – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, – еду, куда угодно! Бал состоялся, и Воланд со свитой покидает Москву. Как видим, Воланд не имел намерений устраивать в Москве ничьих дел, кроме своих собственных. Но хозяйка бала с именем Маргарита была ему нужна, и он ее нашел. А Маргарита была хорошей хозяйкой бала. Она выполняла все, что от нее требовалось, она претерпела все обряды, а когда ночь кончилась, она, понимая, с кем имеет дело, не решается заикнуться о награде, ради которой так старалась. Маргарита обратилась к Воланду и робко сказала: – Пожалуй, мне пора... Поздно. – Куда же вы спешите? – спросил Воланд вежливо, но суховато. Остальные промолчали, делая вид, что увлечены сигарными дымными кольцами. – Да, пора, – совсем смутившись от этого, повторила Маргарита … Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный халат, а Коровьев набросил его Маргарите на плечи. – Благодарю вас, мессир, – чуть слышно сказала Маргарита и вопросительно поглядела на Воланда. Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно. Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты. Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. …. Попросить, что ли, самой, как искушающе советовал Азазелло в Александровском саду? «Нет, ни за что», – сказала она себе. – Сядьте-ка, – вдруг повелительно сказал Воланд. ... – Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье? – Нет, ничего, мессир, – с гордостью ответила Маргарита, – кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, – Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами. – Верно! Вы совершенно правы! – гулко и страшно прокричал Воланд, – так и надо! – Так и надо! – как эхо, повторила свита Воланда. Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. Маргарита неожиданно для самой себя просит помиловать детоубийцу Фриду! В ответ Воланд еще более неожиданно заговаривает о каких-то тряпках. - Остается, пожалуй, одно – обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни! – Вы о чем говорите, мессир? – изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова. – Совершенно с вами согласен, мессир, – вмешался в разговор кот, – именно тряпками... – Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд... – Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках. Говоря с Маргаритой, Воланд опять употребил то же самое слово, такое необычное в устах сатаны, которое, однако, он произнес в Варьете. Помните? --…И милосердие иногда стучится в их сердца... Маргарита выдержала и второе испытание сатаны: она не согласилась признать себя человеком исключительной доброты, высокоморальным человеком, наоборот, Маргарита так характеризует себя Воланду: – Я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. (Защищая себя, она воспользовалась тем же словом, что было сказано Воландом в его речи в Варьете! Но Маргарита в Варьете не была.) Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. Но мы-то знаем, что Маргарита лжет, ведь чуть раньше, когда ей показалось, что ее не отблагодарят, она думала совсем другое: «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь». Я уверена, что Воланд Маргарите не поверил (он-то прекрасно умеет читать чужие мысли), но он оценил ее старания откреститься от милосердия, он оценил, как изобретательно Маргарита выдала свое несвоевременное милосердие за желание козырнуть своим могуществом. – Ну что ж …– заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, – он повернулся к Маргарите, – итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя? Наступило молчание, и прервал его Коровьев, который зашептал в ухо Маргарите: – Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть! Теперь Маргарита называет свое настоящее желание, и Воланд его исполняет. Таким образом, мы видим, что Мастер оказывается в круге внимания Воланда только благодаря Маргарите. И на Патриарших прудах Воланд цитирует роман Мастера, который он знает потому, что, выбирая себе подходящую хозяйку бала, он изучает жизнь каждой кандидатки. Вникая в жизнь данной Маргариты, он, конечно, узнает, что у нее был любовник, Мастер, который сжег свой роман несколько месяцев тому назад. Но в царстве Воланда рукописи не горят, и он этим пользуется исключительно в своих целях. Воланду и его свите роман Мастера помог дважды. Цитируя главу из романа Мастера, Воланд самым победительным образом участвует в споре Берлиоза и Ивана Бездомного на Патриарших прудах; цитируя строки из романа Мастера, Коровьев - Фагот соблазняет Маргариту стать хозяйкой сатанинского бала.

В избранное