Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Красота простых вещей

  Все выпуски  

Красота простых вещей 'Лунная соната'


     Иногда всего один беглый взгляд способен оставить в памяти столько ярких впечатлений, которые промелькнут в долю секунды, а затем спокойно дожидаются того момента, когда на них обратят внимание. И сегодняшний день не исключение. Возвращаясь несколько дней назад вечером домой, сосредоточенно размышляя на привычные и неимоверно скучные бытовые и рабочие темы, только краем взгляда зацепил это явление. В доли секунды пронеслись мысли и образы от увиденного и вновь их течение вернулось к прежнему направлению, заставив сознание отсеять якобы ненужное в тот момент. Но не забыть.
    А это была всего-навсего очень яркая, казавшаяся громадной и очень массивной, полная луна. И хотя весь день облачность с переменным успехом боролась с солнцем и под вечер вовсе закрыла все небо, в случайном просвете и выплыла эта жемчужно-белая и сверкающая вечная спутница ночи.
   И весь городской пейзаж моментально изменился. Оранжевый свет фонарей, которые еще недавно вместе с окнами служили единственным источником света, буквально растворились в этом лунном сиянии. Словно стали уже ненужными или просто признали ее главную роль. С этим жемчужным льющимся светом не конкурировали и не прятались, а словно вплетались в него яркие огни фар проезжающих машин, становясь его естественным продолжением. Кажущиеся ранее слитной и единой громадной массой деревья словно выскочили из темноты, проявились очень ярко и ясно, как будто в рентгеновских лучах, поднимая свои голые ветви-руки к небу и приветствуя свою ночную яркую подругу. И оставшиеся на них после дневного моросящего дождя легкие капли заиграли холодным, струящимся, льдистым светом. Им тут же отозвались сверкающие блики луж и ставшие такими глубокими и весомыми ранее невидимые облака.
    Хотя спорить с самим собой чревато и неестественно, все равно - готов поспорить, что в эту самую долю мгновения, когда увиденное еще только осознавалось, в голове промелькнули самые первые аккорды той самой сонаты Бетховена. Чуть тяжелые, басовитые, размеренные, разбавленные немного холодными и печальными высокими тонами. Но что интересно, почти в каждой музыкальной композиции есть второй план, звуковой фон, который создает определенное настроение и подчеркивает основной первый. Но не здесь. В начале этой симфонии нет никакого разделения на первые и вторые роли, каждая нотка главная и несет в себе только ей присущий смысл, создавая вместе немного грустную, печальную и очень-очень живую картину. И хотя оттертые в сторону сиюминутными заботами и мыслями, эти аккорды все равно никуда не делись, незаметно возвращаясь снова и снова, как бы прорываясь сквозь это болото рутины и ненавязчиво напоминая об увиденном. Пока сам не осознал это.
   И что удивительно, точно так же промелькнувшие городские лунные образы нисколько не конкурировали между собой, каждый словно был сам по себе, не стремясь к первенству и не заслоняя других. Когда даже тени от такого яркого ночного светила казались глубокими и насыщенными, наполненными каким-то неведомым смыслом, только подчеркивая погруженный в эту сонную тишину мир. Тихое единство города и лунного света. Удивительное ощущение в нашем построенном на соперничестве мире.
   Как бы не эксплуатировали образ полной луны в фильмах и книгах в сочетании со всевозможными вурдалаками, оборотнями и прочей нечистью, сколько не припоминал, никогда таких ассоциаций она лично у меня не вызывала. То сияющая высоко в небе и кажущаяся такой далекой, то громадная и разбухшая, низко висящая над краем горизонта и такая близкая, что хочется потрогать, она всегда навевала похожие мысли. Идеально подчеркивая ночное безветрие, она символ прохладного, отстраненного, задумчивого и немного мечтательного раздумья. И как порождение ночи, никогда не будет жаркой и согревающей, как ее дневная соседка, это не ее поле игры.
   Хотя не отношусь к любителям классической музыки, есть произведения, которые невозможно слушать без замирания сердца. Конечно же, знатоки Бетховена тут же мне напомнят, что этого названия удостоилась только первая из трех частей этой сонаты, да и то после смерти автора. И написана она была под влиянием неразделенной любви композитора. Можно приводить еще много исторических фактов и реалий прошедшего времени, но все равно - написанные под влиянием истинных чувств произведения, будь то музыка, картины, книги или письма, всегда были и будут истинными шедеврами для тех, кто их понимает и принимает. Как и яркая картина, в одно мгновение созданная такой многозначной и немного одинокой, всегда чуть грустной и задумчивой, навевающей легкую ностальгию, молочно-льдистой луной. И нотки этой живой и бессмертной музыкальной композиции просто идеально подходят к тем чувствам, которые мы испытываем, глядя на нее.

На этой лунной ноте и расстаемся, надеюсь - ненадолго. Ваш Олег Красюков.


В избранное