← Март 2015 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://kinshik.ru/
Открыта:
29-12-2014
Статистика
0 за неделю
Письма бунтующего сценариста Скорочтение для сценаристов
Александр
Молчанов
Скорочтение
для сценаристов Мини-книга
Сценарная
мастерская А.Молчанова 2015
год
Отмазки типа «Чукча не читатель, чукча писатель»
нынче не канают. Сценарист должен много читать. Сценарии, учебники,
нон-фикшн, художественную литературу, а когда идет сбор материала для сценария
– огромное количество источников. Да и
договоры, которые подписываете, иной раз не худо бы прочесть, чтобы потом не
иметь неприятных сюрпризов. Читать сценаристы не умеют и не любят. Злоупотребление соцсетями приучает к
нерациональному, невнимательному чтению. Мы привыкаем к тому, что текст редко
дает нам что-то ценное и приучаемся извлекать из текста не ценное, а
интересное. Поэтому я бы не ставил вопрос о скорочтении. Скорее о
рациональном или, еще точнее, эффективном чтении. Чтении, которое позволяет
максимально быстро находить в тексте ценную информацию, выделять ее,
фиксировать, осмысливать и запоминать. Прочитал у одного гуру, что нужно читать 500 книг в
год. На мой взгляд, это очень глупая задача (а если прочитаешь 499 – год не
удался?). Правильная задача – получить, осмыслить и применить знания, которые
изложены в 500 книгах и не абы каких, а самых лучших. Как осваивать скорочтение (давайте для удобства
называть его так)? Можно нанять преподавателя. Можно сходить на курсы. Можно
приобрести онлайн-тренинг. И можно заниматься самостоятельно. Мне кажется,
наиболее эффективным будет онлайн-тренинг или самостоятельные занятия.
Преподаватель или курсы – это еженедельная история, а для того, чтобы навык
скорочтения возник и зафиксировался, нужны ежедневные занятия. По большому
счету, научиться скорочтению можно, занимаясь всего десять минут в день в
течение месяца. И в этой статье вы получите все, что вам для этого нужно. На всякий случай – сам я скорочтению не обучаю, у
меня другая епархия, кому интересно, зайдите на сайт www.kinshik.ru. Что
читаем Разные тексты читаем по-разному. К художественной
литературе подход совсем другой, чем к деловой или научной. Представьте, что вы на совещании. Вы начальник. Ваш
подчиненный начинает доклад. Идет
длинное-длинное вступление, которое вы слушаете вполуха. Наконец вам надоедает,
вы обрываете докладчика и задаете ему вопрос. Он отвечает. Вы задаете еще пару
вопросов. Спрашиваете только то, что вас интересует и выслушиваете ответ. И
все. Двухчасовой доклад вам не нужен. Вам нужна информация, которую вы
получаете за пять минут, задав три
конкретных вопроса. Теперь представьте, что вы сидите с приятелем у
камина и выпиваете (допустим) лимонад. Он рассказывает вам какую-нибудь историю
из своей жизни. Вы можете оборвать его и, задав пару вопросов, вытянуть из него
суть истории. Но вы терпеливо сидите и слушаете два часа. Почему? Потому что
это ваш приятель и вам нравится сидеть с ним у камина, пить свой (допустим)
лимонад и слушать его бесконечную историю. Вам нужен не результат, а процесс. Совещание – это чтение деловой и научной литературы.
Вы можете потребовать от автора перестать лить воду и перейти к делу. Беседа у камина – это
художественная литература. Если вам неприятно проводить время с этим автором,
никто не мешает вам захлопнуть книгу и поставить ее на полку. Но если приятно –
зачем лишать себя удовольствия и читать «на быстрой перемотке». Как
они пишут Если вы понимаете, как устроены книги, вам проще
иметь с ними дело. Речь, конечно, идет не о переплете, а о том, как книга
написана. Очень многие современные нон-фикшн книги устроены
так. Берется одна мысль, которую вполне можно изложить в виде статуса в ФБ, а
иногда и в виде твита – и размазывается на целую книгу. Одна и та же мысль
повторяется много раз, разжевывается и иллюстрируется многочисленными
примерами, старыми анекдотами и историями из жизни автора. Вот, например, «Китайское исследование». Бестселлер о
здоровом питании. 300 страниц – описание исследований, доказывающих вред
животного белка. На 300-й странице – список полезных и вредных, по мнению
автора, продуктов. Потом еще сто страниц о том, почему власти скрывают от
народа правду о вегетарианстве. Вся полезная информация в этом 400-страничном
томе легко укладывается в 140 знаков: «Китайское исследование доказало, что
животный белок способствует инициации и развитию различных болезней, в том числе
рака». Таких книг в книжных магазинах – кубометры. Как их
читать? Очень просто! Просматривать оглавление, потом
пролистывать книгу по диагонали, находя те несколько страниц, на которых
действительно есть ценная информация, всю воду – пропускать. Есть некоторые авторы, которые очень много пишут. 10
книг в год, 20 книг. Читать их все – бессмысленно, поскольку содержание в них
дублируется на 70-80 процентов. Даже иллюстрирующие мысль автора анекдоты
кочуют из книги в книгу. В этом случае можно быстро пролистывать книгу, находя
те 20-30 процентов нового контента, которые вам нужны. И из этого нового
контента «отжимать» те несколько страниц, которые по-настоящему ценны. Очень
часто по-настоящему ценная информация – это всего одно предложение. Но если это
такое предложение, которое полностью меняет вашу жизнь – не грех и потрудиться
немного, чтобы его найти в толстой книге. Теперь что касается чтения сценариев. Обычно их читают
так: описание действия просматривают по диагонали, диалоги читают. Это неправильный
подход. Лучше делать наоборот – внимательно читать «кирпичи» описания действия,
а диалог просматривать по диагонали. Большая часть событий в сценарии
излагается именно в «кирпичах».
Знакомство
с книгой Прежде чем начать читать книгу, я всегда стараюсь
что-то узнать об авторе. Хотя бы прочитать статью о нем в википедии. Очень
часто информация об авторе дает ключ к книге. Например, если я узнаю, что автор
писал эту книгу двадцать лет, я буду читать ее не так, как книгу, написанную за
один уик-энд. Смотрим на название и обложку. Оформление, переплет и
даже название издательства имеет значение. Понимаем, про что книга и принимаем
решение – продолжать знакомство с нею или поставить ее обратно на полку. Затем просматриваем оглавление. И опять – осмысляем то,
что мы видим и принимаем решение – иметь дело с книгой дальше или нет. Очень
важно не только читать книги, которые нужно читать, но и не читать книги,
которые читать не нужно. Затем заглядываем в предисловие и пролистываем книгу.
Время от времени останавливаемся и читаем пару абзацев. Оцениваем содержание и
стиль. И снова – принимаем решение, иметь дело с этой книгой или нет. Если нет – ставим книгу обратно на полку. Если да –
пытаемся сразу найти в книге то, что нам нужно. Проглядели оглавление, зафиксировались
на том, что, на ваш взгляд, кажется самым важным в книге, находим интересующую
вас главу и читаем несколько абзацев. Дальше происходит следующее: 1)Видим, что текст не имеет ценности. Закрываем книгу
и ставите на полку. 2)Видим, что текст имеет ценность, но вся нужная нам
информация изложена в нескольких абзацах. Прочитываем нужную информацию,
осмысляем, запоминаем, ставим книгу на полку. 3)Видим, что текст имеет ценность и имеет ценность
ВЕСЬ текст. Читаем книгу целиком. Есть еще четвертый вариант действий – когда в руки
попадает книга, которая так плотно насыщена ценной информацией, что приходится
останавливаться каждые десять страниц для того, чтобы осмыслить или внедрить
прочитанное. Но таких авторов и таких книг очень мало. Наткнуться на такую –
большая удача. Тут уж не до скорочтения. Подготовка
к чтению Очень много зависит от того, как чтение подготовлено.
Никто не должен прерывать вас во время чтения. Я лютый враг прерывания. Я
считаю, что читать час в день вполне достаточно, если никто не прерывает вас во
время этого чтения. Если за этот час вас прерывают даже на одну секунду, или вы
сами отвлекаетесь на одну секунду – считайте, час прошел впустую. Поэтому – никаких соцсетей. Никакого
радио-телевизора, никакой музыки, никаких разговоров и никакого мобильного
рядом, когда вы читаете! Читать нужно сидя. Спина должна быть прямая. Книга
должна находиться на расстоянии около 50 сантиметров от глаз (это чуть дальше,
чем то, как вы обычно держите книгу). В детстве нас учили тому, что свет должен быть
направлен на книгу, но вот недавно я наткнулся на утверждение, что часть света
должна быть направлена в глаза читающего. Проверил на себе – реально, глаза
устают меньше. Незнакомые
слова Самые большие потери скорости (и внимания) при чтении
возникают в том случае, если вы не понимаете, что вы читаете. Здесь есть разные
подходы. Некоторые специалисты советуют читать текст, отмечать непонятные
слова, потом «оптом» смотреть их в словаре. Мой опыт показывает, что такое
чтение неэффективно. Если вы не понимаете текст, вы начинаете «защищаться» от
него, отключаться. Книга в руках, глаза бегают по странице, страницы
переворачиваются, но мысли ваши далеко. Эффективность такого чтения равна нулю.
Если вы встречаете непонятное слово, нужно
остановиться и посмотреть в словаре. Да, прерывание замедлит ваше чтение. Но
новое слово – это прожектор, который осветит ваш путь в темноте. Каждое
узнанное вами новое слово – это очень ценное приобретение. К тому же вы увидите
это слово сразу в контексте, а значит, скорее всего, вы его уже не забудете. Если книга помогла вам узнать всего лишь одно новое
слово – вы уже не зря потратили на нее время. Итак, если видите незнакомое слово –
останавливайтесь, смотрите в словаре, запоминайте. Регрессии Регрессии – это возвратные движения глаза по строчке.
Любой курс по скорочтению начинается с рекомендации: «читайте без регрессий». Ага, легко сказать, да сложно сделать. Как ни
старайся, глаз все равно возвращается назад к началу строки. А вы попробуйте сделать вот что: проведите пальцем
снизу под строчкой, которую читаете. Слева направо. Пусть ваш взгляд движется
вместе с пальцем. Попробуйте прямо сейчас на этом самом тексте. Видите, сразу стало легче фиксировать взгляд. И вы
можете регулировать скорость чтения. Можете читать быстрее, можете медленнее. Лучше, конечно, быстрее. Поначалу вы будете хуже понимать текст, но это быстро
пройдет. Делайте это упражнение 10-15 минут в день. Через неделю вы забудете о
регрессиях. Артикуляция Когда мы читаем, мы проговариваем текст вслух. То
есть, конечно, этого никто не слышит, но мы все равно его проговариваем. Наши
язык и губы двигаются. Это чуть заметные движения, которые мы не осознаем, но
они все равно значительно тормозят скорость чтения. Совсем избавиться от
артикуляции невозможно, но ее можно уменьшить. Самый простой способ – это старое доброе
простукивание. Садитесь с книгой. Правой рукой ведете по странице (долой
регрессии!) а левой отстукиваете ритм. Ритм должен быть сложный, чтобы вам
приходилось фиксироваться на нем. Например, такой: раз, раз-два, раз-два,
раз-два-три. Когда получится держать ритм, добавьте внутренний
счет. Просто считайте про себя: «раз, раз-два, раз-два, раз-два-три». Опять же, поначалу будете ничего не понимать из
прочитанного, но через неделю понимание вернется. Артикуляция уменьшится.
Скорость чтения увеличится. Поле
зрения Следующий этап овладения скорочтением – это
увеличение поля зрения. Мы читаем медленно потому, что видим только одно-два
слова. Люди, которые владеют скорочтением, видят сразу строку, а наиболее
продвинутые – несколько строк. А есть джедаи, которые видят всю страницу
целиком. Есть несколько методик расширения поля зрения. Причем
пресловутое созерцание зеленой точки – не самый очевидный способ, верный, действенный,
но оч-чень медленный. Гораздо лучше в этом деле помогают клиновидные
таблицы и таблицы Шульте. Клиновидная
таблица выглядит вот так:
Р
1 Щ М
2 К Ы 3
Ю С 4 Х П 5 Ц Ч 6 Г Г 7 В Й 8 О О 9 С Д 10 А Б 11 И Я 12 И З 13
Й Б
14 Э О
15 А Н
16 Г Ж
17 К А
18 Ж Г
19
Ъ Н
20
Я Л
21
З Ъ
22
Д Щ
23 Щ Е
24 З Ж
25 Ь Ж
26 Ч П
27 Э Е
28 З Щ
29 Г В 30
Т Ь
31 Ф Ж
32
О Й
33 Ф Э
34
Щ В
35 В К
36
Ф Д
37 Е Х
38
Ъ
Закрываете таблицу листом бумаги, оставляете только
верхнюю строчку. Смотрите на цифры и стараетесь увидеть буквы слева и справа.
Теперь ведете лист бумаги сверху вниз, открывая следующие цифры одну за другой.
Смотрите только на цифры, но стараетесь при этом увидеть буквы слева и справа!
С каждой следующей строкой буквы становятся все дальше. Будете прорабатывать
пять клиновидных таблиц в день – за неделю ваше поле зрения расширится
неимоверно. Таблицы
Шульте - это таблицы со случайно расположенными объектами
(обычно числами или буквами), служащие для тестирования и развития быстроты
нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами
позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие Вот как это выглядит: Смотрите в квадрат, который находится в центре. В
данном случае – на цифру «19». Смотрите только на нее! И стараетесь, не отводя
от нее взгляд, увидеть остальные цифры – от 1 до 25. Поначалу это будет получаться очень медленно. Потом
скорость увеличится. Тогда можно добавить сложности, взять вот такую, 80 lvl: Прорабатывайте 5 таких (то есть не вот таких, а тех,
что попроще) таблиц в день в течение недели. Найти их можно в интернете, их там великое множество
разных на любой вкус. Есть даже онлайн-генератор таблиц, который специально для
вас создаст новую, ни разу не надеванную таблицу Шульте. Чтение
скачками Теперь давайте вернемся к тому, с чего мы начинали –
к книге. Выберите какую не жалко и проведите по линейке вертикальную черту по
середине страницы. Возьмите книгу в руки и читайте так: глаз падает в
точку слева от черты – глаз падает в точку справа от черты. Следующая строка. Точка слева – точка справа. Следующая строка. Точка слева – точка справа. То есть глаз движется не плавно по странице, а
скачками, из точки в точку. Читайте так десять минут в день. Через неделю можно переходить к последнему этапу.
Берете книгу с точно так же разлинованными страницами и читаете страницу сверху
вниз. Глаз движется по черте в середине страницы. Еще через неделю читаете неразлинованную книгу.
Сначала можно помогать себе – вести пальцем по странице сверху вниз. Потом
убираете палец – и вуаля, вы читаете страницу за десять секунд, все понимаете и
все запоминаете. Следующий этап. Ставите три красных точки на
странице: в середине первой строчки, в середине средней строчки и в середине
последней строчки. И читаете каждую страницу, бросив на нее три взгляда –
сверху вниз. Три секунды на страницу. И наконец – одна точка в центре страницы. Смотрите на
нее одну секунду и видите за эту секунду ВСЮ СТРАНИЦУ. Поздравляю вы джедай скорочтения! Всю эту программу можно выполнить за месяц, занимаясь
всего 10-15 минут в день. PS.
На самом деле совсем не так важно, сколько книг ты прочитал. И даже не то, что
из прочитанного понял. Важно, что сделал. Я в каждой книге прежде всего ищу,
что можно применить в моей жизни. Если это художественная книга – ищу
впечатление, эмоцию, или прием, который могу использовать в своей работе. А
иной раз и образ (да, здесь воруют!) Если это нон-фикшн, деловая или научная
книга – ищу только то, что могу внедрить немедленно. И записи делаю не в
блокнот, а в ежедневник – внедрить завтра же. Опыт показывает – если не сделал
что-то в течение суток – не сделаешь уже никогда. Результат любой прочитанной
книги - действие. А никак не мысль. Мысли бесплодны. Плоды приносят только действия. Дополнительно: Лучшая
книга о скорочтении, нержавеющая классика: Андреев
О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать» Об
авторе: Александр Молчанов, драматург, сценарист и
преподаватель сценарного мастерства. Написал несколько пьес, одна из которых
(«Убийца») поставлена более чем в тридцати театрах в России и Европе.
Участвовал в работе над многими популярными телесериалами («Захватчики»,
«Кости», «Побег», «Черчилль», «Салам, Масква») и анимационными фильмами
(«Золотые яйца»). Преподавал во ВГИКе, Московской школе кино, киношколе
«Синемоушен лаб» и Мастерской индивидуальной режиссуры. Также написал учебник
«Букварь сценариста», который входит в список рекомендованных учебных пособий
всех основных московских киношкол. Нашей сценарной мастерской на днях исполнилось шесть
лет. В ноябре 2008 года, когда все вокруг рушилось и взрывалось, а доллар
стремительно рвался к психологически важной величине в 30 рублей за штуку, я
решил объявить личную войну упадническим настроения в жж (да, тогда ведь еще
все там обитали, фейсбука-то не было!) и устроил открытый мастер-класс по
сценаристике. За сутки на него записалось полторы тысячи человек, которые
следующие семь месяцев честно читали лекции, которые я выкладывал два раза в
неделю и выполняли задания. В итоге все это превратилось в книгу «Букварь
сценариста». Потом были открытые мастер-классы, которые мы вместе с гильдией
организовывали в Доме ветеранов кино и Доме кино. Алиев, Агишев, Бородянский,
Володарский, Инин - все лучшие сценаристы участвовали в наших мероприятиях.
Тогда же была запущена первая мастерская. Конкурс был семь человек на место. Из
этой мастерской вышли Олжас Жанайдаров, Женя Колядинцев, Володя Батрамеев.
Потом были три года фестиваля «Кино без пленки», который наша мастерская
проводила в «Театре.doc». Там впервые были показаны «Я не вернусь» Ярославы
Пулинович и «Спитак» Марины Сочинской. В ноябре 2014 года начала работу моя сценарная
онлайн-мастерская. Наша задача - практическое обучение сценарному мастерству. Кто участники? Прежде всего – это взрослые, состоявшиеся и уверенные
в себе люди, которые почувствовали, что занимаются не своим делом и хотят
попробовать что-то другое. На мой взгляд, 25-30 лет – лучший возраст для
того, чтобы освоить творческую профессию, стать писателем, сценаристом или
режиссером. К этому возрасту у вас есть жизненный опыт, четкое понимание своих
приоритетов и способность к упорному труду для достижения своей цели. Но есть
одна проблема: к этому возрасту вы уже связаны многочисленными обязательствами
перед другими людьми, семьей, коллегами и самим собой. Где взять 2-3 свободных
года, чтобы снова сесть за парту и освоить новую профессию? А если еще при этом
вы живете не в Москве? Сегодня нам доступны практически любые научные
знания. В интернете можно без труда найти лекции лучших преподавателей,
прочитать рефераты и диссертации на любые темы. Однако просмотр лекций на
youtube еще никого не сделал профессионалом в какой бы то ни было области.
Важно систематическое освоение знаний и навыков с постоянным контролем и
закреплением пройденного материала. А также практическое применение этих
навыков под присмотром опытного наставника. Именно это и даст своим участникам
наша мастерская. Чем мы отличаемся от других киношкол? 1)Практика. Этот критерий я поставил на первое место.
Очень важно ориентироваться на обучение профессионалов, которые будут работать
в индустрии. Не кинозрителей, не людей, которые могут со знанием дела говорить
о кино, а специалистов, которые будут это кино делать. 2)Доступность. Вся работа мастерской проходит онлайн.
Все материалы и задания доступны участникам в любое время. Они занимаются по
индивидуальному графику, который выбирают для себя сами. 3)Качество. У нас установлены четкие стандарты и
налажен постоянный контроль качества. 4)Экономия. Отсутствие затрат на аренду помещений
позволило сделать цены намного (в разы) ниже, чем в других киношколах. ПРОГРАММА МАСТЕРСКОЙ Все материалы доступны всем участникам процесса в
любое время. Вы сможете работать по индивидуальному, удобному для Вас, графику,
получая онлайн-консультации мастера. 1.БАЗОВЫЙ СЦЕНАРНЫЙ КУРС Цель - написание сценария короткометражного фильма.
Продолжительность курса - 3 месяца (январь-апрель).
Программа: 1. Написание сцены без диалога (немой этюд). 2. Написание
диалога (звуковой этюд). 3. Написание короткометражного сценария (не менее
двух сцен). 4. Выбор рассказа для адаптации и подготовка
питчинга. 5. Синопсис адаптации. 6. Написание сценария адаптации в диалогах. 7. Написание второго драфта адаптации. 8. Выбор темы для киноновеллы. Подготовка питчинга
сюжетов киноновеллы. 9. Написание синопсиса киноновеллы (4-6 сцен). 10. Киноновелла – написание сценария в диалогах. 11. Киноновелла – написание второго драфта сценария. 12. Киноновелла – разбор второго драфта 2. СЦЕНАРИЙ ТЕЛЕСЕРИАЛА Цель - написание заявки и пилотного сценария
телесериала. Продолжительность курса - 3 месяца (апрель-июнь). Программа: 1. Рождение и развитие жанра от Шехерезады до «Сынов
анархии». Процедурал, ситком, телероман. Кабельное и эфирное ТВ. 2.Герой сериала. Частные случаи: герой-одиночка,
напарники, коллективный герой. Специфика создания группы героев ансамблевой
драмы. 3. Структура сценария – почему не 3 акта? Сюжетные
линии. Устройство сцены. «Крючки» внимания. 4. Герои, сюжетные линии, поворотные точки и границы
актов. 5. Классификация реплик персонажей. 6. Сцена. 7.Редактура. 8. Пилот. 9. Пилот(продолжение) 10. Пилот (продолжение) 11. Заявка 12. Стратегия продвижения заявки сериала. На что
нужно обращать внимание при подписании договора с каналом или производящей
компанией. 3. СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА Цель – написание сценария полнометражного фильма. Продолжительность курса - 3 месяца (июль-сентябрь). Вы узнаете: Что такое тема, идея, атмосфера фильма. Какие бывают жанры, каковы секреты создания сценариев
в разных жанрах. Каковы особенности драматургии полнометражного
фильма. Система персонажей. Построение сюжета. Какие существуют структурные модели сценариев . Как работать с ожиданиями аудитории. Как организовать продвижение проекта. Вы научитесь: Находить интересные идеи, выбирать из нескольких идей
ту, которая «выстрелит». Придумывать героев, которые вызовут отклик у
зрителей. Разрабатывать устойчивые к изменениям сюжета системы
персонажей и находить нестандартные сюжетные повороты. Писать живые и запоминающиеся диалоги. Редактировать сценарий. Продавать свой сценарий, добиваясь лучших условий. Взаимодействовать с продюсером и режиссером во время
производства фильма. 4. КАК ПРОДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ Цель курса – научить сценаристов продавать свою
работу за достойные деньги Сценаристы – народ
нелюдимый. Некоторым из них даже просто встать лишний раз из-за письменного
стола и выйти из дома – уже проблема. Кроме того, сама профессия, связанная с
получением и внесением множества правок, приучает сценаристов избегать споров,
требований, давления и конфликтов. В результате сценаристам зачастую не удается
добиться адекватной оплаты своего труда. Вы узнаете: Почему позитивное мышление не спасает сценаристов. Как заинтересовать продюсера своим проектом. Что на самом деле важно в договоре. Как вести себя за столом переговоров, чтобы добиться
лучших условий. Как перестать беспокоиться о куске хлеба и начать
зарабатывать настоящие деньги сценарным ремеслом. Как добиться творческой и финансовой независимости. Более 50 способов повысить свои доходы, не увеличивая
объем своей работы. Вы научитесь: Писать продающие письма и заявки, которые нельзя не
купить. Вести переговоры. Налаживать длительные отношения с заказчиками. Добиваться лучших условий при заключении договора. Находить дополнительные источники дохода. Строить надежную основу своего финансового
благополучия. Продолжительность курса - 3 месяца (октябрь-декабрь).
ОТЗЫВЫ
УЧЕНИКОВ А.МОЛЧАНОВА О СВОЕМ МАСТЕРЕ «Твоим ученикам везет» - сказала моя жена, когда
очередной мой выпускник выиграл очередной престижный сценарный конкурс. Я
сначала посмеялся, а потом понял, что мудрая женщина, как обычно, права. Мои
ученики всегда оказываются в нужное время в нужном месте и делают то, что
нужно. И не потому, что я их туда направил и сказал, что делать. А потому, что
дал им систему, которая помогает всегда оказываться в нужное время в нужном
месте и делать то, что нужно. (На самом деле
секрет состоит в том, что всем выпускникам я шепчу на ухо заклинание, которое
прибавляет и +10 таланта, +10 скорости и +10 выносливости).
Олжас
Жанайдаров (пьесы "Беруши", "Душа подушки"): "С удовольствием вспоминаю обучение в сценарной
мастерской у Александра Молчанова (той первой, бесплатной – можно уже сказать,
легендарной). Больше всего мне нравилась та творческая свобода, которая
ощущалась на занятиях в течение всего периода обучения. Ведь зачастую мастер
затачивает своих студентов под себя, вольно или невольно навязывая свой творческий
стиль и манеру, придавливая своим "эго". Главное достоинство Саши –
умение раскрыть в человеке собственный потенциал, развить личные склонности.
Причем это происходит тактично и незаметно, так что у ученика может сложиться
полное впечатление, что это потому, что он сам такой умный. :) Не сомневайтесь
– если у вас есть талант, он обязательно проявится. А еще Саша обладает
ценнейшим качеством для педагога – он учит не только профессии, но и попутно
каким-то важным околопрофессиональным вещам. Этого вы не найдете ни в одном
учебнике. Свой прогресс я ощутил почти сразу – со своей пьесой
"Беруши", написанной после окончания сценарной мастерской, сходу
выиграл драматургические конкурсы "Евразия" и "Свободный
театр". То обучение для меня было сродни режиму турбо-скорости в
профессиональном развитии. Если бы не попал к Молчанову, то сейчас бы писал,
наверно, хуже, либо улучшил свое мастерство намного позже. И самое главное: Саша – не только мастер своего дела,
но и человек светлый, на занятиях по-настоящему уютно. Могу подписаться: ни
один человек никогда не будет жалеть о том, что учился у Молчанова, даже если
потом выберет другую профессию". Ольга
Собенина ("Невеста с заправки"): Я училась у Александра Молчанова несколько лет назад
в киношколе Cinemotion. Он научил нас многим важным вещам: как можно более
изощрённо мучить главного героя, прятать в бухгалтере самурая, правильно и
быстро выговаривать «полицейский процедурал», подслушивать разговоры прохожих и
не опаздывать на занятия. А если серьёзно… Удивительно, насколько гармонично
могут сосуществовать – и помогать друг другу - творчество и системность.
Наверное, это главное, чему я научилась у Александра. Теперь у меня за спиной
ряд проектов в разных жанрах, для разных телеканалов. Но я никогда не забуду,
как Александр разбирал мой первый в жизни (и, признаться, очень наивный)
поэпизодный план. Спасибо ему за аргументированную критику, любовь к кино и
веру в своих студентов. Владимир
Батрамеев ("Пятницкий", "Страна 03", "Карпов",
"Бессонница"): В 2010 году мне посчастливилось стать одним из
учеников первой сценарной мастерской Александра Молчанова. К Александру я попал
человеком, мечтающим «писать кино», а вышел из его школы сценаристом – с
профессиональной точки зрения. Это талантливый внимательный педагог, который
любит кино и телевидение, любит свою профессию и с удовольствием делится
громадным багажом знаний и опытом. Онлайн-киношкола – прекрасная
возможность под руководством опытного мастера, в халате и тапочках перед
монитором потягивая горячий кофеек, постигать ремесло. Я бы однозначно выбрал
эту форму обучения, будь она доступна в то время. И я бы обязательно выбрал
школу Александра Молчанова... Стоп, тут редактор меня попросит убрать условное
наклонение, ведь я уже выбрал школу Александра Молчанова. Евгений
Колядинцев ("Лицо"): В свое время мне посчастливилось изучать сценарное
мастерство у Александра Молчанова. Пожалуй, этот опыт можно сравнить с
обучением вождению, когда сначала ты пытаешься тронуться с места, затем
переключаешь передачи, еще через какое-то время выезжаешь в город.... А рядом
все это время сидит инструктор, который терпеливо объясняет и показывает, что
нужно делать и в какой последовательности. А еще этот инструктор прекрасно
знает устройство автомобиля (то есть, сценария). Знает, для чего нужна та или
иная деталь, и как она работает. Учиться у Александра Молчанова, да и просто
общаться с ним, было одним удовольствием. С того момента, как обучение
закончилось, прошло уже больше четырех лет. И я по-прежнему применяю полученные
знания. Ведь они работают. Светлана
Васильева: Когда я пришла учиться, страшно было делать все:
писать, читать свои работы вслух, давать комментарии к сценариям других ребят.
Вечно боялась сделать ошибку, не так написать или сказать. Но чем больше
занимались с Александром Молчановым, тем легче становилось в себе этот момент
преодолевать. Как будто негласным девизом наших занятий было: «Единственное что
может случиться страшного - это вы испортите лист, все остальное исправить
можно», тем более что «как исправить» нам Александр регулярно рассказывал. Я,
откровенно говоря, свято верю, что только благодаря этой установке Я нахожу в
себе силы продолжать писать и развиваться. Конечно, отдельной строкой хочу
выразить свое восхищение начитанности, насмотренности, внутренней интеллигентности
и масштабом личности Александра. Таких людей вообще очень мало, поэтому когда
встречаешь их на своем пути, появляется ощущение, что тебе улыбнулась фортуна. Юлия
Идлис ("Авантюристы"): Мне кажется, Александр Молчанов научил меня главным
принципам кинодраматургии. Принципы эти просты: В каждый момент времени зрителю (и тебе самому)
должно быть интересно, что будет дальше. В каждой сцене зрителя надо чем-то удивить. Сценарий должен быть сдан в срок, даже если он не
получился. Плохой сценарий можно обсуждать и исправлять, а ненаписанный –
нельзя. Собственно, изложить эти принципы студенту любой
киношколы может кто угодно за пять минут. Другое дело – показать и рассказать
на примерах, как им следовать. И вот это то, что Александр Молчанов делает лучше
и интереснее многих других преподавателей сценарного мастерства. Когда учишься писать сценарии – новые, неведомые,
непонятные тексты, которые работают по каким-то своим тайным законам, - нет
ничего важнее наличия у тебя внимательного и (главное) доброжелательного
читателя, который обсудит с тобой каждое слово, удачное и нет, каждый поворот
сюжета, каждую ремарку и каждую запятую в ней. Александр Молчанов как раз и был
таким читателем, который прочитывал наши ученические работы вдоль и поперек и
разбирал с нами буквально каждое слово – до тех пор, пока каждое слово в
сценарии не начинало работать. Именно этому и стоит у него поучиться – работать над
сценарием, переписывать его по много раз, шлифовать каждое слово, пока оно не
станет единственно верным именно в этой сцене, в этой реплике, в этой ремарке.
Профессия сценариста в силу большого количества дедлайнов, которые к ней
прилагаются, а также в силу нерушимости третьего принципа кинодраматургии, не
располагает к такой вдумчивой и кропотливой работе над текстом, но именно такая
работа делает из среднего сценария хороший, а из хорошего – гениальный. Конечно, всему остальному Александр Молчанов нас тоже
научил – находить тему и идею для сценария, придумывать сюжет, разрабатывать
героев, писать внятный поэпизодник, который можно показать заказчику, не
испугав его насмерть. Но главное, чему он нас научил, - это работать. Писать
каждый день и переписывать написанное. А потом опять переписывать. И еще раз. И
снова. Когда начинаешь работать в индустрии, понимаешь, что
это и есть самый ценный навык. И с благодарностью вспоминаешь почти два года
обучения у Молчанова – из-за этого и еще из-за того, что все эти два года
каждый день было интересно, что будет дальше. Прямо как в хорошем кино. Елена
Вежновец: C большим удовольствием вспоминаю занятия Александра
Молчанова, на которых я и мои школьные коллеги постигали азы драматургии. Это
один из тех преподавателей, который не только заражает профессией сценариста
серьезно и навсегда, но также заставляет постоянно совершенствоваться и не
останавливаться на достигнутом в этом нелегком ремесле. Александр обладает широкими познаниями и огромным
опытом в сценаристике, которыми он с большим энтузиазмом делиться со своими
учениками и коллегами, приводя много личных примеров. Лично мне он помог
понять, что надо искать и находить в любой истории что-то личное, не выдумывать
то, чего не знаешь, а делиться тем, что близко именно тебе, благодаря чему твоя
история становится живой и самобытной. На занятиях Александра всегда царит доверительная
атмосфера. Помню, вначале учебы мы очень боялись читать первые этюды, сгорая от
страха, что наши сочинения будут осмеяны, и все поймут, что на самом деле мы
бездарны. Поэтому мы предваряли свои истории извиняющимся вступлением - мол, не
судите строго, то, что я написал конечно ужасно, у вас это получилось гораздо
лучше и т.д. и т.п. В какой-то момент Александр не выдержал и возмутился:
«Запомните! Все, что вы написали, вы должны уважать и любить, и ни в коем
случае не принижать того, что вы сделали».Эти слова меня как-то взбодрили и
дали уверенность в обучении на следующих этапах. Александр уделяет большое внимание практике – он
разбирает истории глубоко и детально, замечает казалось бы мелочи, а на самом
деле выявляет самую суть затаившейся в истории проблемы. При разборе работы он
всегда честно говорит то, что думает, дает полезные советы по существу. Надо
сказать, иногда его комментарии «убивают», но такая прививка правдивости
полезна и дает результат! Хочется идти дальше и достигать мастерства, переписывая
и подыскивая все новые лучшие варианты выражения твоей идеи. Отдельно хочу выразить огромную благодарность
Александру за его чисто просветительскую деятельность, которую он добровольно
взял на себя и благодаря которой многие узнают последние тенденции в
сценаристике и не только. Он пристально следит за последними тенденциями в
мировой драматургии, в сериальной продукции и щедро делится узнанным со своими
коллегами, предвосхищая будущие тренды.
ЧАсто
задаваемые ВОпросы Вопрос: Как проходят занятия в мастерской? Ответ: Все занятия проходят онлайн. Раз в неделю
выкладывается новый подкаст с теорией и практическое задание. Поскольку все
работают с разной скоростью, каждый ученик выполняет задание в удобное для него
время. Ученики читают и обсуждают работы коллег. Затем мастер дает свои
комментарии. Вопрос: Я могу быть уверен в том, что мои работы
будет читать именно Александр Молчанов? Ответ: Да. Вопрос: Выдаете ли вы выпускникам какой-то документ о
том, что они закончили вашу мастерскую? Ответ: Да, красивый сертификат с печатью, который вы
сможете повесить на стену или показать работодателю. Вопрос: На какой срок рассчитаны курсы? Ответ: В сценарной мастерской четыре блока по
три месяца - короткий метр, сериал, полный метр и блок, в котором сценаристы
будут учиться продавать свои сценарии. После годового курса человек должен
уметь практически все, что нужно для работы в нашей индустрии. Вопрос: Кого вы набираете – начинающих или уже
практикующих (продолжающих) специалистов? Ответ: Начинающих. Наша мастерская – это скорее ПТУ,
чем ВУЗ. Здесь вы осваиваете ремесло. Однако у уже работающих сценаристов тоже
есть потребность в повышении квалификации. Например, человек пишет для дневного
эфира, а хочет писать для прайма. Для таких авторов у меня есть программа
индивидуального творческого коучинга. Термин «коучинг» у нас немного
дискредитирован, но более точного слова нет. Сейчас у меня два человека
занимаются по этой программе. Это индивидуальные занятия, один на один. Вопрос: Помогаете ли вы в трудоустройстве своим
ученикам? Ответ: Я дружу со многими продюсерами, редакторами и
режиссерами и мне часто звонят с просьбой порекомендовать сценариста. Такие
рекомендации даю редко и каждую очень тщательно взвешиваю - если порекомендую
не того человека, в следующий раз к моим рекомендациям не прислушаются.
Разумеется, продвигаю своих учеников. Но, конечно, не всех, только самых
лучших. Не хочу хвастаться, но, кажется, это работает - у некоторых
выпускников моих предыдущих мастерских уже вполне приличные фильмографии. Вопрос: Смогу ли я работать сценаристом после вашей
мастерской? Ответ: Если вы талантливы, трудолюбивы и
добросовестны, если будете выполнять все задания, прислушиваться к
рекомендациям мастера и применять их в своей работе – то сможете. Вопрос: Можно ли присоединиться к курсу, который уже
идет? Ответ: Нет. Вопрос: Как поступить в мастерскую? Ответ: Подайте заявку на сайте kinshik.ru. Или просто
напишите письмо на адрес amolchanov@yandex.ru.
Торопитесь! Мест осталось уже совсем немного!
ВАША
ЛИЧНАЯ КИНОШКОЛА Если вы слишком круты (или слишком застенчивы), чтобы
садиться на парту, пусть даже и виртуальную, мне все равно есть что вам
предложить. Я готов обучать лично вас по разработанной специально для вас
программе. Если вы новичок – вместе со мной вы очень быстро
освоите все необходимые для сценарной работы навыки. Если вы уже работаете в
индустрии – я помогу вам значительно повысить ваш уровень. Вот примеры ситуаций, с которыми мне приходилось
иметь дело – и результаты, которых мы добились: - Сценаристка никак не могла довести до конца
сценарий, над которым мучительно работала в течение семи месяцев – через два
месяца совместной работы сценарий закончен и запущен в производство. - Автор детективных романов давно и безуспешно
пытался переквалифицироваться в сценаристы, но никак не мог продвинуться дальше
дневного «мыла» - получен (и уже выполнен!) заказ на 8-серийный сериал для
прайм-тайма. - Редактор получил назначение на высокую должность в
одной из крупных кинокомпаний, но не был уверен в том, что справится с новыми
обязанностями – стресс «первых ста дней» успешно преодолен, редактор обрел
уверенность в себе и авторитет в глазах коллег. Среди авторов, с которыми я работаю, есть довольно
высокопоставленные сотрудники кинокомпаний и телеканалов, у которых просто нет
времени и возможности отправиться на два года в киношколу. Поэтому мне
приходится, по сути, стать для человека персональной киношколой. Встречи с мастером проходят онлайн, по скайпу, обычно
раз в неделю в удобное для вас время. Сразу оговорюсь, входные условия
различаются: у разных людей разный опыт, разная скорость и разные условия. К
сожалению, я не могу взять всех желающих из-за ограничения, могу одновременно
вести не более трех человек. Может оказаться так, что придется подождать своей
очереди несколько недель или месяцев. Напишите мне на amolchanov@yandex.ru и
мы договоримся о первой (бесплатной!) консультации. Прочитаю
ваш сценарий Да, я в самом деле готов прочитать ваш сценарий! И
объяснить вам, что в нем не так. И подсказать вам, как сделать, чтобы было
«так». Сразу хочу предупредить: помогу не всем и не каждому.
Точно не смогу вам помочь, если вы: 1)Бездарность. Без комментариев. 2)Вам нечего сказать. Если сценарий «пустышка» - я не
смогу наполнить его смыслом за вас. 3)Вам на самом деле нужна не помощь, а одобрение. За
этим, пожалуйста, идите к своей маме. Я с клиентами не деликатничаю. 4)Вы не умеете слушать. Я не собираюсь никого ни в чем убеждать. 5)Вы не хотите работать. Если вы будете защищать свой
сценарий от меня вместо того, чтобы вместе со мной работать над его улучшением
– продолжайте думать, что дело не в вас, а во всех остальных и искать того,
кому ваш сценарий понравится. Бог в помощь. Если это все не про вас и вам нужна профессиональная
консультация по вашему сценарию – пишите на amolchanov@yandex.ru. Стоимость одной консультации – 20 тысяч рублей (при
объеме сценария 90 страниц). Серия из пяти консультаций (консультационное
сопровождение сценария от идеи до финального драфта) – 95 тысяч рублей. Ваша
карьера в кино начинается здесь: www.kinshik.ru |
В избранное | ||