Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Письма бунтующего сценариста

  Все выпуски  

Как написать сценарий Делегирование для сценариста


На первый взгляд сама тема может показаться немного… э-э, странной. Что за бред, что сценарист может делегировать? Сценарист должен сидеть в тишине своего кабинета (или где там еще вы сидите) и не поднимая головы писать сценарии. Но делегирование – это очень сильный инструмент, который позволяет сценаристу значительно  повысить свою продуктивность. В разы. А то на порядки. Поэтому нужно стараться преодолевать свою интровертность, вылезать из своей башни из черного дерева и – делегировать, делегировать, делегировать.

Ниже – список помощников, которые за очень короткое время сделают вашу жизнь намного лучше и освободят вашу голову и руки для более важных вещей. Например, для творчества.

1.Агент

На западе ни сценарист, ни писатель не может работать без агента. С ним просто никто не будет разговаривать. Редакторы в издательствах и кинокомпаниях не читают рукописи, которые им присылают авторы. Присылать должен агент. Таким образом происходит первичный отсев графоманов и неадекватных авторов. За автора должен кто-то поручиться. Первый порог, который должен преодолеть сценарист – это найти агента.

У нас пока все гораздо проще. Агент – не обязательный член команды сценариста. Но желательный. И дело даже не в том, что агент приносит заказы. Это далеко не единственная задача агента.

Агент читает договоры. И видит там то, что сценарист, привыкший читать по диагонали все тексты, где нет диалогов, ни за что не разглядит.

Агент ведет переговоры.  Бывают ситуации, когда сценарист не может «нажать» на заказчика или наоборот, сопротивляться нажиму. А агент может жать куда угодно - у него ведь не болит то место, на которое он жмет.

Сценаристу нередко случается оказаться за столом переговоров, за которым со стороны заказчика – сам заказчик, его зам, редактор, режиссер, юрист, финансист, да еще пара стажеров, а с его стороны – он один. В таком случае неплохо, когда рядом с тобой сидит хотя бы один человек, на которого ты можешь опереться.

По моему опыту сам факт участия агента в переговорах почти автоматически поднимает сумму гонорара на 30-40 процентов. Да, с агентом приходится делиться гонораром. Это немалые деньги – от 10 до 20 процентов гонорара. Но это того стоит.  

Сценарист, который сам ведет свои дела, похож на доктора, который сам себе делает операцию, чтобы сэкономить на медстраховке.

Не можете найти агента – найдите хотя бы юриста, специализирующегося по авторскому праву, который будет читать перед подписанием ваши договоры. Иначе можно так влипнуть, что останетесь не только без гонорара, но и без последних штанов.

2. Учитель

Учеба не заканчивается никогда. Как только говоришь себе – я все знаю, мне не нужны учителя – с этого момента начинаешь деградировать.

Можно пытаться учиться самому. Набивать шишки, совершать ошибки, терять время, здоровье и деньги. Гораздо проще найти учителя, который поможет если не избежать ошибок, то по крайней мере, увидеть направление движения.

Учитель не приходит сам. Его нужно искать. Каждый встреченный вами человек – это потенциальный учитель. Как-нибудь напишу об этом отдельную статью, а пока вот самые простые способы найти учителя: поступить в киношколу, пройти курсы или тренинг, попросить старшего коллегу чему-то научить, прочитать книгу, статью, посмотреть фильм.

Но опять же по моему опыту – час разговора с опытным мастером дает больше, чем тысячи часов просмотра фильмов и чтения книг. Вы получаете знание в концентрированном виде. Найдите учителя, который сократит вам опыты быстротекущей жизни. Тем самым вы делегируете ему большую часть своего процесса обучение и сэкономите кучу времени.

3. Соавтор

Разные сценаристы по-разному относятся к соавторству. Кто-то приходит в ужас от одной мысли о том, что чужой человек заглянет в его творческую кухню. А кто-то наоборот, не может работать один. Есть авторы, которые очень сильны в чем-то одном - например, в структуре, или наоборот, в диалоге. Кто-то любит начинать проект, набрасывать десяток идей, а доводить их до ума – не хватает терпения. А кто-то, наоборот, плохо генерит новые идеи, но может, как бульдог, вцепиться в одну и довести ее до ума. Также есть сценаристы – «витрины», которые умеют себя преподнести, продать, произвести впечатление на заказчика. А есть интроверты, которые продавать себя не умеют, но пишут втихаря гениальные тексты, которые никто и никогда не увидит. Таким сценаристам лучше работать в паре, делегируя друг другу то, что у коллеги получается лучше. Это повышает эффективность обоих авторов.

Бывают ситуации, когда без соавторов обойтись невозможно просто по производственным причинам. Например, в свое время я получил заказ на сценарий второго сезона сериала «Побег» в начале декабря. А в начале апреля уже должны были начаться съемки. Понятно, что написать 16 серий за четыре месяца невозможно просто физически. Поэтому была набрана команда из пяти сценаристов, которая работала под моим руководством. Сценарий был сдан в срок.

4. Бухгалтер

Мало кто из сценаристов дружит с цифрами. Мало кто умеет составлять отчеты. И нет ни одного, кто любит общаться с налоговой инспекцией. И совершенно зря. Налоговую инспекцию не нужно бояться. Нужно просто отдать свою бухгалтерию на аутсорс. Пусть ваш бухгалтер вовремя платит все налоги и взносы и подает куда надо все отчеты. Это стоит совсем недорого. Ваше спокойствие и чистая совесть стоит дороже.

5. Няня

Если в доме маленький ребенок, возможности для работы у сценариста сильно сокращаются. Можно писать рано утром, пока ребенок спит, можно днем, пока ребенок спит и ночью – пока ребенок спит. Тем более, что жены обычно в этом случае к мужьям-сценаристам относятся так: «все равно ты дома сидишь, посиди с ребенком». Ну и вообще,  дети – они прикольные. Сидишь себе, пишешь, а он там проснулся, надо выйти, поздороваться, потискать, потутушкать, смотришь – два часа прошло, ни строчки не написано.

Нанимаешь няню, выгоняешь ее с ребенком на улицу, а сам пишешь. Только так. Еще хорошо в этом случае помогает бабушка.

6.Сантехник

Когда сценаристу нужно починить кран, единственно правильный способ действий в этом случае следующий: найти в интернете какого-нибудь «мужа на час», который все починит за десять минут. Неправильный: бросить свою работу, сорвать дедлайн, простоять полдня по колено в воде, залить соседей, и в конце концов все равно этот чертов кран будет капать.

7.Уборщица

Вы думаете, вы хорошо убираете и чисто моете? Попробуйте хоть раз вызвать специалиста из клининговой компании. Разницу вы увидите сразу. И перестанете ненавидеть воскресенья, когда вы делаете уборку. Вызвали уборщицу и ушли с ребенком в кино. Вернулись – дома чисто и уютно, ребенок устал и доволен, быстро уснет - можно садиться писать сценарий.

8.Курьер

Вам звонят из кинокомпании и просят «подъехать на минутку, подписать акты». Знакомая ситуация? Это для компании «минутка», а для вас – минус полдня и не написанные десять страниц. Требуете от компании , чтобы к вам прислали курьера. Если компания не может это сделать, найдите курьера сами. Это стоит не очень дорого, гораздо дешевле, чем стоит ваше время.

9. Компьютерщик.

Одно неловкое движение руки – и архив со всем написанным за десять лет превращается в мертвый кусок железа. Сломался интернет, глючит компьютер – не пытайтесь справиться сами. Вызывайте специалиста.

10. Фрилансер

Если нужно сделать какую-то механическую работу – обработать фотографии, залить торренты на трекер, расшифровать диктофонную запись – можно без труда найти фрилансера, который сделает это для вас за небольшие деньги. В интернете полным-полно сайтов, на которых предлагают такие услуги.

11.Стояльщик в очереди

Да, есть такая профессия. Помните очередь на выставку Пикассо в Пушкинский музей? Можно было потратить полдня, простояв под дождем. А можно было заплатить 500 рублей и купить место в очереди поближе. Считайте сами, стоят ваши полдня 500 рублей или нет. Есть множество мест, где вы можете столкнуться с очередью – в госучреждениях, на техосмотр и так далее. Не тратьте на это свое время, потратьте чужое.

12. Жена

Добавляю этот пункт, чтобы дать вам повод пооттачивать в комментах свое остроумие.  А те, кто считает, что жена сценаристу не нужна, пусть сами гладят себе рубашки и готовят обед.

13. …

Здесь вы можете добавить свой пункт. На что вы тратите слишком много своего времени? Нет ли возможности потратить на это чужое время? Самому идти в посольство получать визу или сделать это через турфирму? Самому ремонтировать машину или отогнать ее в сервис? Самому вставлять пластиковые окна или вызвать специалистов?

Делегируйте. Освобождайте свое время. Посвятите это время тому, что у вас получается лучше всего. Пишите сценарии.

Ваш

Александр Молчанов

Остальное здесь: 

 http://kinshik.ru/

 


В избранное