Но, если и после ухода человека из жизни, близкие ему люди
отмечают день его рождения, значит, для них он все еще рядом, в сказанных
когда-то метких фразах, значимых предметах, памятных событиях и, конечно, в его
дочери Женьке, поразительно на него похожей, и, по народной примете, просто
обязанной быть счастливой.
Родился Александр Абдулов в Тобольске. Он третий сын
режиссера театра Гаврилы Даниловича и гримера того же Ферганского драматического
театра Людмилы Александровны. Еще пятилетним мальчишкой на сцену вместе с отцом
Саша вышел в постановке «Кремлевские куранты». Вообще, для Александра общение с
отцом было самым важным в детские годы, а память о нем стала воплощением всего
прекрасного и душевного в жизни. Отношение А.Абдулова к театру как к Храму
сформировалось тоже, благодаря отцу.
Александр увлекался
музыкой («Beatles» - любимая группа), а, так как семья была не особо
обеспеченной, первые его гитары были самодельные, за что удостоился у ребят во
дворе звания «пятого битла». Саша серьезно занимался фехтованием и даже получил
звание «Мастер спорта СССР», что позже позволило ему сцены поединков на шпагах
проходить без помощи дублеров.
Но учился будущий артист средне, зато, обладал потрясающими
организаторскими способностями и сам был активным участником в любом
неординарном событии (драка или футбол с голом, забитым в окно вместо ворот).
Однажды старший брат, пытаясь оставить неугомонного братишку дома, чтобы он,
наконец, уделил внимание школьным предметам, выстриг у Саши часть длинных «под
Битлов» волос. Но даже эта «воспитательная» мера не помогла.
Нельзя сказать, что благодаря рождению в театральной семье
актерская стезя А.Абдулова была предопределена, но желание родителей, чтобы
хоть один сын стал артистом, было обоюдным (попытки старших братьев поступить в
театральные ВУЗы окончились провалом на экзаменах). Поэтому после школы
Александр едет в Москву, где пробует свои силы на вступительных экзаменах в
театральном училище им.Щепкина.
Но, увы, возвращается домой не студентом. Мать, чтобы Сашу
не забрали в армию, настояла на его поступлении в педагогический институт, где
он и проучился 2 семестра, параллельно подрабатывая в театре рабочим сцены.
Так прошел год, и А.Абдулов снова приехал в Москву. Эта
попытка увенчалась успехом. Александр стал студентом ГИТИСа на курсе
И.М.Раевского. Как и многим, приехавшим в столицу из провинции, ему пришлось по
ночам подрабатывать, разгружая вагоны; 5 лет он жил в общежитии на Трифоновской
улице, а потом еще 8 - на Бауманской.
Имея возможность заниматься любимым делом, Александр считал
все эти условия жизни вполне нормальными. К тому времени он в качестве одного
из массовки уже участвовал в съемках кинофильмов, вспоминая о которых,
рассказывал, что больше половины фильмов уже не помнит, но отчетливо помнит,
что все время бегал, то в атаку, то от погони.
Но, человек, по его глубокому убеждению, «не имеет права
сидеть и ждать чуда», необходимо действовать.
Действия Александра Абдулова в дипломном спектакле заметил
Марк Захаров и пригласил выпускника в театр им.Ленинского Комсомола, и не
просто в массовку, а на главную роль в постановке «В списках не значился». Роль
лейтенанта Плужникова принесла А. Абдулову премию «Театральная весна».
С театром «Ленком» и постановками М.Захарова у Александра
был плодотворный творческий союз длиною в жизнь, а самая известная работа
связана со спектаклем «Юнона и Авось». С безвременным уходом артиста многие из
труппы сошлись во мнении, что театр осиротел, а Марк Захаров, назвавший
Александра Гавриловича «солнце нашего театра», снял с репертуара «Варвар и
Еретик» и «Плач палача», сказав, что Абдулов в них незаменим.
В 1973 году период массовок в кино для А.Абдулова, наконец,
закончился, благодаря приглашению на роль десантника Козлова в дипломной работе
«Про Витю, про Машу и морскую пехоту» М.Пташука, затем была эпизодическая роль
жениха в киноленте «Москва - любовь моя». Таков был старт в большое кино, а
дистанция состояла из более 100 удачных работ.
Александру Абдулову были подвластны разноплановые роли в
кинолентах различных жанров. Он замечательно срабатывался с разными режиссерами
и легко устанавливал взаимоотношения, нередко перерастающие в дружбу,
практически с любым актерским составом.
Он гениально мог сыграть: пылкого влюбленного Ивана Пухова,
ироничного афериста Ненашева, романтичного Принца, несчастное Чудище,
самоуверенного и вальяжного вора в законе Лавра, несколько примитивного
помещика Ноздрева, нерешительного академика Каштанова, саркастичного Коровьева
с глумливой улыбкой.
Причем, Александр Абдулов часто обходился без грима,
накладных усов и клееной бороды. Ему был нужен лишь костюм, соответствующий
изображаемой эпохе, надев который он, буквально на глазах, преображался в
создаваемый образ, в реальности которого уже никто не мог усомниться.
Но Александр Абдулов был не только актером. Талантливый
человек талантлив во всем. В 1990 году он снимает документальный фильм
«Задворки-3, или Храм должен стать храмом», а спустя 10 лет состоялся его
режиссерский дебют в полнометражном кино. Им был снят самый дорогостоящий
проект в отечественном кино «Бременские музыканты и Ко», съемки которого
проходили не только в России, но и в Азербайджане, ЮАР, Египте и на Бали.
В фильме, конечно, отражен классический сюжет, но еще и преклонение
режиссера перед творчеством «Beatles», и намек на свою судьбу, и личное
отношение к актерскому братству, и низкий поклон уходящему веку.
Что касается личной
жизни, то Александр Абдулов был кумиром многих, но считал, что личные отношения
не должны становиться достоянием общественности, несмотря на публичную
профессию. Был случай еще в студенческие годы, когда из-за измены девушки
Александр перерезал себе вены, и, если бы не вернувшийся раньше сосед по
комнате, потеря была бы грандиозна, хотя и неосознанна.
Позже у молодого актера театра «Ленком» был роман с
американкой, но после вызова его на Лубянку и объяснения, что его возлюбленная
является шпионкой, отношения вынужденно прекратились, а Александр Абдулов стал
«невыездным».
Затем были серьезные отношения с Ириной Алферовой и
счастливый брак, скрепленный венчанием, а Александр стал заботливым и любящим
отцом, несмотря на то, что Ксения, дочь Ирины, не была ему родной. Эта
супружеская пара считалась самой красивой актерской семьей. Но разрыв стал,
все-таки, неминуемым.
Потом был восьмилетний гражданский брак с балериной Галиной
Лобановой, а последние четыре года рядом с артистом была Юлия Мешина. В декабре
2006 года они официально зарегистрировали свои отношения, а 21 марта следующего
года родилась их дочь. Это был счастливый брак, и Юлия до последних дней была с
Александром.
В 2007 году у Александра Гавриловича была масса проектов:
роли в театре, съемки в фильмах «Капкан», «Ленинград», «Артистка». Как режиссер
и сценарист он начинает экранизацию романа «Гиперболоид инженера Гарина»,
которому не суждено быть стать законченным.
Страшный приговор медиков был неожиданностью и жутким
совпадением (годом раньше в картине «Ниоткуда с любовью или веселые похороны»
А.Абдулов играл художника-эмигранта, умирающего от рака). Медики, к сожалению,
не ошиблись; миллионы людей надеялись на чудо, но утром 3 января Александр
Абдулов ушел из жизни, а 29 мая 2008 года в загородном домике во Внуково
накрывались столы…
«Если не знаешь, как играть, то играй странно и прослывёшь
гением», - как-то пошутил Александр Абдулов. Но, в каждой шутке, как известно,
только доля шутки...