Дастин Хоффман Susan George Peter Vaughan McKenna Del Henney Jim Norton Ken Hutchison Len Jones Donald Webster Sally Thomsett Robert Keegan Peter Arne Cherina Schaer Colin Welland
Исполнитель
Ray Simm Ken Bridgeman
Фильм поставлен по роману шотландского
писателя Гордона М. Уильямса (родился в 1934 году), вошедшего за произведение "Сюжеты, подобные этим" ("From Scenes Like These") в главный список из шести претендентов на Букеровскую премию 1969 года.
В 1971 году Гордон Уильямс написал роман "Осада фермы Тренчеров". В том же году калифорнийский режиссёр Сэм Пекинпа (1925 - 1984) снял, ориентируясь на книгу Уильямса, своих "Соломенных псов", принесших ему второй "Оскар" (первый был за сценарий и музыку к "Дикой банде", 1969). И хотя картины Пекинпа получали свои премии, в основном, за работу композитора Джерри Филдинга (1922 - 1980), кстати, награжденного третьим "Оскаром" за музыку к вестерну Клинта Иствуда
("Джоси Уэйлс - человек вне закона"), "Оскар" есть "Оскар", и Пекинпа разом вошёл в число лучших постановщиков Голливуда.
"Стрелок" (1958-1963), "Дикая банда" (1969), "Соломенные псы" (1971), "Побег" (1972, "Золотой глобус"-73 опять же за саундтрек), "Конвой" (1978) - Пекинпа предпочитает снимать жесткие фильмы с применением огнестрельного оружия. Но заканчиваются его работы... хорошо, если не считать какого-то количества убитых злодеев или "попавшихся под руку" обывателей. Вполне-себе крутой Док МакКой (Стив МакКуин) с подружкой (Эли МакГроу), окончательно и бесповоротно разделавшись с
бандой преследователей (в которую, кстати, входили обладатель "Оскара" Бен Джонсон и Соллоццо из "Крестного отца", АльЛеттьери), благополучно достигают Мексики. Кровь и любовь, и движение дыма. Мастерская работа, выдержанные характеры, спокойные сюжетные перемещения. "Соломенные псы" сняты в той
же манере.
Тихая английская деревушка, в которой расположены каменные пенаты героини (Эми, актриса Сьюзен Джордж). Ее герой, умница-"штатовский математик" Дэвид Самнер (Дастин Хоффман), сопровождает молодую женушку на ее родину с целью не столько отдохнуть, сколько поработать над "компьютерными методами в астрономии". И всё бы ничего, да
вот место длянаучных исследований супруги выбрали не совсем удачное. Или Эми ведет себя неподходяще. Ведь всё и всегда происходит из-за Евы. Или нет?
В картине Пекинпа имеются две Евы,
и обе ведут себя вызывающе неразумно. Причём, в романе Уильямса Эми уже имеет ребенка, и этот ребенок присутствует с родителями на ферме. Пекинпа же не вводит никаких детей (разве что вначале - играющих на кладбище, забавная картинка, которая не повторяется) и делает супругу Самнер совсем юной, дабы лишить ее всяческих обязательств перед обществом, а обязательства перед Адамом молодая Ева постичь не в состоянии, по глупости от юности. Но так ли всё просто?
Адам, тихий молодой ученый Дэвид, не белоснежно чист перед обществом. Общество он презирает, даже родное ему, американское. Эми права, когда обвиняет супруга в ханжестве и трусости: Дэвид бежит в сельскую местность и в другую страну с
целью обрести вожделенное им общество самого себя. Только он, Дэвид, сможет создать себе наиболее комфортные условия существования. Но от людей не скрыться: они, к сожалению, везде. А чужие амбалы глухой английской деревушки - потенциальные враги заезжего интеллектуала. Они уже точат свои ножи, желают поразвлечься на ферме Самнеров.
Куда податься? Везде ложь
под маской благочиния. Съёмки "Псов" проходили в Корнуолле, в массовке участвовали местные жители. Они бурно протестовали, когда увидели "кино", заявляли о важности моральных ценностей, исповедуемых в их деревне.
Хоффман согласился на роль по причине неоднозначности характера его персонажа. Самодовольство и замкнутость Дэвида, его стремление "подружиться свысока", этаким гоголем войти в заштатную деревеньку, презирая местные нравы, считая себя гением, а жену - приложением к гению, все
эти "стороны" его натуры приводят к трагедии, и не к одной кровавой развязке, и из всего этого сам Дэвид, по его же собственному мнению, выходит победителем.
Критики в один голос обвиняли Пекинпа в смаковании сцен насилия.