Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Светлана Крючкова: Мне, конечно, приятно, что меня, наконец, хвалят


В БДТ имени Товстоногова выпустили премьеру Игрок по роману Достоевского. Московский режиссер Роман Мархолиа поставил спектакль-бенефис Светланы Крючковой к 40-летию работы актрисы в труппе БДТ. Народная артистка России исполняет роль Бабуленьки Антониды Васильевны Тарасевичевой, богатой русской помещицы, а еще и роль крупье.

Светлана Крючкова

Светлана Крючкова

Светлана Николаевна, вот цитата из одного вашего интервью: Я ничего не боюсь никакого авангарда, никакой формы, от психологически-реалистического театра до безмолвного

Верно, не боюсь. И не думаю о том, что обо мне скажут. Никогда не заботилась о своем имидже. Тем более вставши с того света пару раз. Считаю, что пока ты жив, нужно все пробовать. И нужно идти за режиссером. Если ты поверил ему, делай то, что он просит. Как говорил Станиславский: Трудное надо сделать привычным, привычное легким, а легкое приятным. Вот такой путь.

Игрок. Выбор материала, режиссера ваш?

У меня надвигались два юбилея: собственное 65-летие и 40-летие службы в БДТ. Я давно смирилась с тем, что не играю ничего нового. Ни от кого ничего не жду, существую отдельной планетой. Моя работа в моем доме, сама все делаю (у меня много поэтических программ, сольных творческих вечеров). Да, несправедливо: три роли в театре за 26 лет после ухода из жизни Георгия Александровича Товстоногова. Андрей Анатольевич Могучий, придя в 2013 году в БДТ на должность художественного руководителя, заговорил о том, что надо обязательно поставить что-то для меня. Пожалуйста. Предлагайте материал, ответила я. Но ни одного названия за два года мне не предложили. Режиссера предложила я, а он предложил Игрока. Я сказала, что я русский человек и хочу играть русский характер на русском материале.

С чего начали работу?

С того, что Роман Мархолиа сказал: Мне бы хотелось избежать бабушки Островского. А текст тянет на это. Ну что ж ты, батюшка, стал предо мною, глаза выпучил! Аль, может, не узнал? И напрягаться мне особо не надо бы было: попудрилась и вышла. Нет, у нас сделанная и отточенная режиссером и артисткой роль.

Говорят, что Крючкова увидела в Александринском театре спектакль Валерия Фокина Литургия ZERO, где Эра Зиганшина играет Бабуленьку, и тоже решила взяться за этот материал.

Я не видела Эрочку в том спектакле. Ну, что мне соревноваться с ней? Она прекрасная артистка, у нее своя ниша, у меня своя, у Нины Усатовой своя, мы никак не пересекаемся. И, простите, находимся в таком статусе, что нам уже никому ничего доказывать не надо. У каждой свои поклонники. Одним из главных толчков для написания моей автобиографической книги Разное счастье нам выпадает было вранье, которое создавали вокруг меня.

Я дважды смотрела ваш спектакль и заметила: когда на поклонах зал встает, вам устраивают овацию, кричат браво!, корзины цветов дарят вы просто светитесь! Это и есть настоящее актерское счастье?

Абсолютная правда. Я счастлива, свободна, раскованна, стою рядом со своими молодыми прекрасными партнерами. У нас чудесные ребята. В спектакле существует ансамбль, то, чем всегда отличался театр Товстоногова и чего долгие годы не было в нашем и в других театрах. Мы друг друга слышим, подхватываем. Игрок очень тонко выстроен музыкально и в смысле текстов, интонаций, и подхватывания одного партнера другим. О каждом могу долго говорить. Все музыкально одарены, замечательно поют. Музыканты, которые смотрели спектакль, отмечают потрясающее многоголосие, спрашивают, чье пение мы записали. Нет, ребята сами поют!

Мы очень любим этот спектакль, ждем его, и когда встречаемся, то сразу бежим друг к другу, обнимаемся, говорим, как соскучились! И главный показатель: этот спектакль любят все службы, которые работают на него: звуковики, осветители, каскадеры, костюмеры, гримеры, реквизиторы. Давно не видела, чтобы в кулисах стояли и смотрели сцены.

Игрок дает потрясающий заряд. Удивительно, что в финале мы, артисты, не устаем, а, наоборот наполняемся новой энергией и жизненной силой. И зал подтанцовывает под музыку на аплодисментах. И даже когда зрители выходят из театра на Фонтанку, то улыбаются и признаются: Жить хочется!


Работа шла замечательно. Не терплю разборок в театре: и режиссер не тот, и материал плохой, и партнеры слабые Мы репетировали с удовольствием, с наслаждением. Я благодарна ребятам: они ждали меня (я заболела), верили, что все у нас получится, и два месяца репетировали без меня, с коллегами, которые произносили мои реплики. На банкете они мне говорили: А нас так вами пугали! Сказали, что у вас очень тяжелый характер! (Рассмеялась). Конечно, говорю, мой характер проявляется там, где заканчивается профессионализм тех, кто работает на спектакле. Я считаю, что каждый должен быть на своем месте. И такие разговоры по театру шли: Зачем вы репетируете? Крючкова все равно играть не будет.

Критики в голос ругают режиссера Романа Мархолиа за Игрока, только про вас говорят: Крючкова гениальная, выдающаяся, великая!

Мейерхольда всю жизнь пинали, и надо было умереть, чтобы стать великим. Мархолиа еще не начал работать в БДТ, а его имя уже стали склонять, поливать грязью

Мне, конечно, приятно, что меня, наконец, хвалят. Потому что 26 лет после смерти Товстоногова наша питерская критика меня оплевывала, пинала. Обливали грязью или игнорировали. И вдруг стали хвалить. Хотя я все это не воспринимаю всерьез, делю на двести. Критики пишут: Мы знали, что Крючкова умеет все и без режиссера Это неправда. Именно с этим режиссером в его спектакле я проявилась именно так. И зрители этого не знали. Да я сама про себя этого не знала.

В 2003 году мы работали с Романом Михайловичем в Москве, ставили спектакль Квартет в его переводе (пьеса Харвуда). Главным героем был Его Величество Театр, а не жалобы, болезни и сожаления заканчивающих свои дни в доме престарелых бывших корифеев сцены. Играли Кахи Кавсадзе, Игорь Дмитриев, Барбара Брыльска, я и четыре молодых оперных артиста. Спектакль прошёл в центре Галины Вишневской 26 раз. Но Что такое судьба? Продюсер нашего спектакля оказался игроком, проиграл много денег и куда-то удрал из Москвы. Кто знал, что через столько лет мы опять придем к теме игра?

Роман Мархолиа открыл во мне в Квартете новые краски. Потом мы все время говорили о том, что надо еще какую-то пьесу поставить. Но как-то не срасталось, все упиралось в деньги. Это сейчас уже поняли: черт с ними, с деньгами, жизнь уходит! Будут деньги, а не с кем будет работать.

Режиссера обвиняю


В избранное