Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Светлана Немоляева: В театре ориентировалась, как кошка!


Светлана Немоляева

Светлана Немоляева

В Театре имени Маяковского на двери ее грим-уборной висят разноцветные игрушечные шляпки подарок изумительных костюмеров. Меня зовут шляпной артисткой, улыбается Светлана Немоляева. Распахивает дверь в гримерку. На стенах фотографии с ее спектаклей: Вон шляпа, вон шапочка, вон шляпка! Я их очень люблю! В этой волшебной комнате и начинается монолог актрисы о счастье, когда до спектакля остается менее часа

Цветной сахар и прыгающий мячик

У меня тоже было детское счастье. Но наше детство выпало на войну. Мой муж Саша (актер Александр Лазарев-старший) блокадник, он помнит голод. И я вспоминаю, как просила у мамы хлеб. Но детство это такое время, когда ты радуешься всему. У меня не было игрушек, и, когда мне подарили прыгающий на резинке мячик, это было для меня большим счастьем! Во время войны мы жили в Алма-Ате, куда был эвакуирован Мосфильм, на котором работали родители. К нам домой часто заходила Марина Ладынина, близко дружившая с моей мамой. Мне было четыре года, брату Коле три. Марина Алексеевна всегда нам приносила буханку хлеба и цветной сахар зеленый, малиновый, голубой. Мне, ребенку, он казался невероятно красивым!

В 44-м году мы возвращались из эвакуации в Москву. В поезде ехали месяц. Бабушка жила с нами в Алма-Ате, а с дедушкой-ученым мы оказались в разлуке. Я помню счастливый момент, когда он встречал нас в Москве на вокзале. Я смотрела в окно, и, как только остановился поезд, дедушка меня увидел и не стал ждать, пока мы выйдем из вагона он вытащил меня через окно! В школу я пошла в 44-м, а в 45-м начала сниматься в кино. Сначала у Константина Константиновича Юдина в картине Близнецы, на которой работала звукооператором моя мама Валентина Ладыгина. У меня был маленький эпизодик я играла девочку, которая утаскивает близнецов.


 

Для меня в семь лет было большой радостью поехать с мамой на кинофабрику. По Ленинградскому проспекту ходил высокий двухэтажный троллейбус! И если нам с мамой удавалось подняться на второй этаж вот для меня, маленькой девочки, это было счастьем! Мы, послевоенные ребятишки, были плохо одеты, а тут мне на киностудии сшили огромный бант в горох, больше моей головы! Потом мы с братом Колей сыграли в картине у папы (кинорежиссер Владимир Немоляев) Счастливый рейс. Раньше без детишек кино не снимали: послевоенная жизнь проходила во дворах, для детей они были пристанищем. Самым большим счастьем был даже не процесс съемок, а то, что не надо было идти учиться в школу. Тебя сажали в грузовик и везли на Мосфильм!

Шестидесятники

Бабушка знала три иностранных языка, мама умела играть на рояле, а у папы был литературный талант. Он писал сценарии, любил читать и нас с братом приучал к чтению. У меня есть книги, когда я физически чувствую, что хочу снова и снова перечитать эти страницы. Такой для меня Булгаков. Я очень люблю поэзию, больше всех Пушкина! И обожаю слушать, когда хорошо читают стихи! Изумительно их читал Миша Козаков, замечательно Вася Лановой и потрясающе читал Маяковского мой муж Саша! Когда мы с братом стали студентами, Коля ВГИКа, я Щепки, а родители уезжали в киноэкспедиции, у нас на Плющихе набивалась целая квартира гостей: художники, актеры, Колины друзья-кинооператоры Это был прекрасный мир мир шестидесятников!

В 21 год моей первой большой работой в кино стала роль Ольги в фильме-опере Евгений Онегин. Ее партию исполняла Лариса Авдеева, солистка Большого театра. Но мы, актеры, тоже должны были выучить все фонограммы и петь! Поэтому фильм снимали долго с весны до весны. Он мне очень дорог но после него меня перестали звать на кинопробы! Я тогда была толстенькой девочкой с незамысловатым выражением лица, да еще близорукой

Хотя в театре ориентировалась, как кошка! Спустя семнадцать лет Эльдару Александровичу Рязанову, которого я считаю своим крестным отцом в кино, настолько понравилась моя работа в спектакле Родственники, что он решил взять меня в Иронию судьбы Но я сама этому помешала: так сильно хотела попасть в эту картину, что провалилась на кинопробах. У меня еще не было линз, и я все время смотрела вниз на отметку оператора, куда надо встать, чтоб не помешать свету Через два года, когда Рязанов дал мне прочесть сценарий Служебного романа и спросил, понравился ли он мне, я сказала: Очень понравился. Но вы же опять меня будете пробовать? Я опять провалюсь. Нет, ответил он. Я буду снимать вас без проб! Это было счастьем попасть в мой любимый фильм!

Игра до смерти

Я была очень молодая и в Театре имени Маяковского еще играла в спектаклях девочек и вдруг, за месяц до премьеры Трамвая Желание, режиссер Андрей Александрович Гончаров объявил, какой состав будет репетировать, и назвал четверых: Светлана Мизери, Армена Джигарханяна, Игоря Охлупина и меня! Мне это казалось несбыточным! Репетиции были очень трудные: Гончарова не устраивало, как действуют актеры, и он все время разговаривал вместе с ними. И вот мы со Светой репетируем первую, очень сложную сцену, когда я, Бланш Дюбуа, приезжаю к сестре Стелле, и сразу начинается трагедия со слез и описания того, как я осталась одна. Мы ведем сцену, Света говорит, я говорю и всё это в тишине. Тогда я останавливаюсь и спрашиваю: Свет, а что, Андрея Александровича нет? Я здесь! заорал Гончаров. Продолжайте! Тишина значила, что он принял наш и репетиции, перестав играть за нас.

Трамвай Желание главный спектакль в моей жизни. Утром после премьеры мне позвонил корифей нашего театра Максим Максимович Штраух, который знал меня с пеленок: он снимался у моего папы в Ялте в картине Доктор Айболит и был свидетелем того, как я в год и месяц научилась ходить на съемочной площадке. Он позвонил и сказал: Света, я тебя поздравляю! И через паузу: А теперь вот это все тебе нужно будет играть. Я играла этот спектакль 24 года без второго состава. Играла до смерти. И каждый раз, идя на спектакль, я вспоминала его слова. Армен Джигарханян однажды сказал про меня: Мы все 24 года ждали ее смерти на сцене и она нас ни разу не обманула

Два платья, голубое и черное

В фильме Яхонты. Убийство у Рустама Хамдамова, где я снималась, великий князь, супруга которого наняла меня фрейлиной, спрашивает у меня: А вообще, есть ли в жизни счастье?.. На что я ему, выпив стакан водки и закусив черным хлебом, говорю: Да! Счастье было у всех. В детстве. В четыре года моя внучка Поля (актриса Полина Лазарева) стала играть в спектакле Кошка на раскаленной крыше когда мы начали репетировать, я узнала, что нужны будут дети, и притащила ее в театр! Когда взялись за Мертвые души, Сергей Николаевич Арцибашев придумал, что в мечтах около Чичикова будут его детки и я привела в театр внука Сережу. Поэтому можно сказать, что я отравила детей святой пылью кулис (смеется). У меня в Мертвых


В избранное