Драматические актрисы России Галина Волчек: Я хочу радоваться, пока Господь помогает мне быть живой
Известный режиссёр, руководитель театра Современник Галина Волчек рассказала, каким необычным способом она переключается с работы на отдых.
Галина Волчек
Курс наоптимизм
Галина Борисовна, немогу удержаться откомплимента, увидев вас такую летнюю, яркую вэтом бирюзовом наряде! Вмодных солнечных очках, благоухающую редким парфюмом… Досих пор, кстати, помню, какой навас был платок впрошлый раз! Огненно-оранжевый…
Наверное, яраба света ицвета. Мне нравится, чтобы было светло, полумрак наменя плохо влияет. Люблю иногда даже доболезни подбирать гармоничное сочетание цветов водежде… Может, уменя это генетическое отпапы, который был кинооператором иочень чётко искрупулёзно отличал вэтом смысле гармоничное отнегармоничного. (Отец Борис Волчек, известный кинорежиссёр, лауреат трёх Сталинских премий, оператор фильмов Пышка, Ленин вОктябре, Убийство наулице Данте.)
Конечно, янемогу уделять столько внимания свету ицвету, сколько отец, уменя нет наэто времени, новлияние папа оказал наменя очень сильное.
А стрессы выкак снимаете?
Мой образ жизни, постоянная экстрема, вкоторой япребываю, иногда требует разгрузки. Чтобы переключиться, придумываю фасоны одежды вголове… Смоделирую пару ярких нарядов имозг переключается. (Улыбается.)
А ещё вчём позитив черпаете?
Мне кажется, это отчасти врождённое свойство человека… Яхочу радоваться, пока Господь помогает мне быть живой. Кто-то срождения смотрит нато, что происходит, сприщуром, акто-то открытым глазом. Так вот, я несприщуром. Сейчас слово оптимизм как-то ужочень затёрто, нотем неменее именно так оптимистично яистараюсь смотреть нажизнь илюдей.
Жить сегодняшним днём
Галина Борисовна, уже много десятков лет вывозглавляете знаменитый навсю страну театр Современник. Какова ваша главная цель заставить зрителя задуматься или дать ему возможность просто развеяться, хорошо ивесело провести время?
Хорошо ивесело провести время можно надискотеке. Ясчитаю, что настоящий русский психологический театр тем иотличается, что заставляет человека задуматься, что-то проанализировать, иначе посмотреть насобытия своей жизни. Только втаком театре яивижу смысл.
Важноли для вас, чтобы каждый зритель остался доволен спектаклем?
Конечно, мывсегда стремимся кэтому, волнуемся зарезультат. Ноэто невозможно, наверное, чтобы каждый зритель, вышедший изнашего зала, спектакль хвалил. Онинедолжен этого делать необязательно, чтобы ему всё подходило инравилось. Ночегобы янехотела никогда, так это того, чтобы хоть один человек ушёл изтеатра агрессивно, злобно настроенным. Агрессия инетолерантность всегда создают нездоровую ситуацию ипорождают страшные последствия. Нельзя озлобляться. Когда вынастроены агрессивно,
вынеможете выслушать вторую сторону, неможете вести диалог.
Сейчас многие ваши коллеги ностальгируют побылым советским временам. Мол, тогда были нравственные устои, тогда культура поддерживалась, неточто сейчас… Аувас бывает это чувство ностальгия попрошлому?
Я предпочитаю жить сегодняшним днём, здесь исейчас. Непонимаю смысла вностальгии. Если всё время вспоминать прошлое, это значит, что сегодняшнюю свою жизнь тынеживёшь. Так получается?
Ямогу только срадостью, теплотой вспоминать нашу юность, борьбу, которую мывели совсех сторон… Ноговорить, что тогда было лучше, чем сейчас, тем более вплане культуры… Нет, нет, такого янескажу нивкоем случае.
Тяжело вам пришлось всоветские времена?
До сих пор помню, как было соспектаклем Эшелон… Худсовет непринимал его пятнадцать раз! Олег Табаков, который был втовремя директором Современника иприсутствовал натом пятнадцатом прогоне, когда члены приёмной комиссии, отправленные решать, жить или нет спектаклю, вочередной раз встали имолча пошли, возмущённо навесь зал заорал: Если увас нет мнения, товпечатление увас есть? Вот такую судьбу имел этот спектакль, который потом суспехом прошёл почти повсему
миру… (Галина Волчек первый советский режиссёр, которого пригласили поставить спектакль вСША, причём всамый пик холодной войны в1978году. Успех Эшелона был грандиозный, оспектакле писали все газеты.)
Сила интуиции
Галина Борисовна, ваш театр всегда слыл театром остросоциальным. Время сейчас непростое, тоидело подбрасывает новые сюжеты… Нужноли театру отражать сложные реалии сегодняшнего дня?
Такого, чтобы утром вгазете вечером вкуплете, добиться невозможно при всём желании быть современным, даже такому театру, как Современник, где уже одно название говорит само засебя! Театр это нежурнал, негазета. Когда событие ещё нестало явлением, асуществует науровне случая, яневижу смысла ставить спектакль. Надо, чтобы прошло время, чтобы этот случай, который нас взбудоражил, возмутил или, наоборот, возвысил куда-то высоко иповлиял нанас невероятно положительно, стал явлением. Тогда это
предмет театрального искусства.
Помню, водном изинтервью высказали: когда квам вкабинет заходит новый человек, выуже заранее онём очень многое можете сказать.
Такие качества, как режиссёрская интуиция, развиваются сгодами. Явсегда интересовалась тем, что такое интуиция, психология, отношения между людьми… Нужно учиться находить общий язык сдругим человеком.