Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Зинаиа Кириенко: Герасимов был режиссёр-психолог, причём тонкий


Всенародная любимица Зинаида Кириенко вспоминает о перипетиях на съёмках Тихого Дона и своей большой и единственной любви длиной во всю жизнь..

Зинаида Кириенко, Валерий Тарасевский и Римма Маркова

Зинаида Кириенко, Валерий Тарасевский и Римма Маркова

Я как начала кричать на Герасимова: Ну и не надо! не нужнымне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш Тихий Дон, и ваша Наталья! — вспоминает народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко.

Быстрицкая рыдала от обиды

- Герасимов был режиссёр-психолог, причём тонкий. Знал, как актёра задеть, пробудить, расшевелить, кому взбучку устроить, а с кем по душам поговорить. Сергей Аполлинарьевич не останавливался, пока не добивался результата. Когда в Тихом Доне снимали сватовство моей Натальи, уДаниила Ивановича Ильченко, игравшего Пантелея, никак не получалось хромать так, как хотел Герасимов. Поэтому снимали аж 19 дублей, пока актёр не захромал по-настоящему… Ещё была сложная сцена, когда Степан бьёт Аксинью. Она выбегает из дома, удирает от него, он её лупит на ходу…

Элина Быстрицкая, игравшая Аксинью, забилась под телегу. Следующий кадр: она выглядывает и смотрит на драку Степана и братьев Мелеховых. Лина должна была сыграть нечто я в шоке, как теперь модно говорить. И вот Быстрицкая высовывает личико, а потрясения-то на нём нет! И Герасимов, невзирая на многочисленное окружение и всю съёмочную группу, такой ей выдал раздолбай! Так на неё понёс… Он никогда не позволял себе мата, но у него находились вполне цензурные слова, которые ранили сильнее, чем отборная брань… Лина разрыдалась-разревелась из-за оскорблений этих…


 

Герасимов и Рапопорт подождали, пока она наплачется, а дальше режиссёр говорит оператору: Давай, Володя, теперь можно снимать. И тут Лина высовывает своё личико, всё зарёванное, смотрит на них… Этот кадр и вошёл в фильм. Быстрицкая Герасимова потом целовала и благодарила. С Линой мы только на экране ненавидели друг друга, а в жизни у нас сложились замечательные отношения…

не надо было приготовить очень эмоциональную, тяжёлую сцену проклятия моего мужа Григория Мелехова. Я тогда жила у тёти. Моя двоюродная сестра Эллочка решила себе волосы высветлить. И вдруг среди ночи толкает меня: Ужас, я лысая. Идём в ванную, а на полу пряди валяются — пережгла корни… Мы её лысину намазали касторовым маслом… На следующий день сестра говорит: А давай и тебя подсветлим. Я сдуру соглашаюсь: Давай. Одна только мысль: Герасимов что скажет? Нас держали в институте в чёрном теле: губы накрасить — боже сохрани, завивку-перманент сделать — да вы что! Но мы с сестрой покрасили мне волосы в тон Грецкий орех.

На всякий случай повязала косыночку и пришла к Герасимову на репетицию. Наталья, как пишет Шолохов, упала лицом на сухую неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала. У меня слёзы брызнули, я срывающимся голосом прокричала проклятия и упала на стол. Лежу счастливая: всё получилось. А вокруг тишина гробовая. Поднимаю голову — платок упал с головы. Герасимов говорит: Все свободны. А ты останься. И вот тут он мне выдал… А я от обиды — я-то считала, что меня надо похвалить за эту сцену! — как взорвалась, как начала кричать: Ну и не надо, не нужны мне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш Тихий Дон, и ваша Наталья! И упала в истерике на стол. Герасимов испугался: люди уже открывали двери, чтобы узнать, что происходит, — такой скандал! И тут Сергей Аполлинарьевич погладил меня по голове и говорит: Да успокойся, будешь играть, будешь. Молодец, ты актриса. Но голову приведи в порядок. И больше никогда на меня не повышал голоса. И сцену э ту не заставил больше репетировать. Проклятие Григория было снято с одного дубля…

Моложе, да ещёи волейболист!

Моя учительница и супруга Герасимова актрисаТамара Макарова страдала: в её эпоху артисткам было не к лицу обзаводиться детьми. Быть артисткой — значило посвятить себя всю профессии, на алтарь искусства себя положить… Отчасти это можно понять — кинематограф тогда только становился на ноги. Тогда актрисы даже трубы себе перевязывали, чтобы не забеременеть. Но Герасимов однажды на актёрской мастерской заговорил о материнстве как о высоком предназначении женщины. Ибо женщина, которая не рожает, — это всё равно что кувшин пустой, из которого ничего нельзя налить. Тамара Фёдоровна сидела рядом и слушала всё это. Можно только представить, что она испытывала…

А для меня никогда не стояло вопроса, рожать или нет. Семья всегда была для меня главным в жизни. Будущего мужа встретила, снимаясь в Грозном. Поразительно: когда-то моего прадеда, украинца из-под Харькова, в Грозном чеченцы зарубили и сожгли… Он был чумаком — соль возил с Кавказа.

После съёмок я шла на выступление Аркадия Райкина в Грозном, и мне встретился очень высокий парень: Здрасте. А я вас знаю, вы актриса. Валерий был невероятно красивый, у него ресницы были длинные-длинные. Он в школе их даже стриг — иначе девчонкой дразнили… Два месяца мы с ним гуляли как пионеры. Он был очень хороший, чистый молодой человек. Помню, поехала к маме в станицу Новопавловскую: Что делать? Так мне нравится один парень, но он моложе меня, да ещё и волейболист. Тогда это не считалось профессией. Мама ответила: Если любишь, забирай. Другая бы мать сказала: Да ты что, с ума сошла? За пацана выходить, спортсмена! Найди кого-нибудь получше. Ведь сколько было ухажёров, даже литераторы известные! Но мама, у которой не случилось в жизни любви — за отца моего она вышла в 16 лет вынужденно, из-за бедности, — как никто другой, желала дочери настоящего женского счастья…


Моего родного отца звали Георгий Широков. Трагическая судьба. Когда началась революция, учился в юнкерском училище. В 1919 году белогвардейцы этих молодых ребят посадили на корабль и отправили в Лондон, чтобы спасти. Но в Англии был кризис, королева не приняла транспорт, юнкеров выбросили в никуда. В общем, встретили их далеко не с распростёртыми объятиями, как позже наших диссидентов, которые за границей поносили нас, Советский Союз. Чтобы с голоду не умереть, отец устроился на кухню в отеле, чистил картошку. Питался очистками. В 1925 году вышло постановление Совнаркома о возвращении оказавшихся за пределами родины людей. В 1


В избранное