Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Юлия Пересильд: Стационарный театр мне представляется местом опасным


Юлия Пересильд

Юлия Пересильд

Помимо работы в театре и в кино актриса Юлия Пересильд является попечителем благотворительного фонда Галчонок, помогающего детям с органическими поражениями центральной нервной системы.

Юлия, вы обладательница нескольких престижных наград: и Хрустальной Турандот, и Белого слона, и Золотого орла. Отмечены вы и премией зрительских симпатий Звезда Театрала. В чем, на ваш взгляд, различие премий, присуждаемых профессиональным сообществом, от премии, если можно так сказать, народной?

На первый взгляд кажется, что зрительская премия важнее, поскольку большая часть того, что мы делаем, предназначена именно публике. Однако в реальности все сложнее. Актеру необходим профессиональный рост. Этот термин, увы, от слишком частого употребления к месту и не к месту успел приобрести некий негативный оттенок. Но актер без роста, без освоения новых территорий существовать не может. А зрителю хочется снова и снова видеть его в тех образах, которые он уже успел полюбить. Сыграл Леонов в Джентльменах удачи, и зритель помнит его Доцента, а не Тевье из Поминальной молитвы. Или Юрий Яковлев столь же гениальное явление и в театре, и в кино остается для большей части публики Иваном Васильевичем, который меняет профессию, или Ипполитом из Иронии судьбы, но никак не князем Мышкиным! Так что, скорее всего, публика присудила бы любимым артистам премии за ею публикой! любимые роли. А для актера ориентироваться только на зрительские симпатии катастрофа. Сыграл роль зрителя разорвало от восторга, тебя узнают на улицах, берут автографы и возникает искушение снова играть то, что однажды уже принесло тебе признание. И тут важно, чтобы среди коллег оказались люди, которые не позволят тебе почивать на лаврах.


Вы предпочитаете участие в отдельных проектах службе в одном, пусть и прославленном театре. Почему?

Стационарный театр мне представляется местом опасным. Одно дело фоменки или женовачи это люди, много пережившие вместе, которые не расстаются, потому что говорят на одном языке и имеют схожие взгляды на театр. Труппа репертуарного театра нечто совсем иное. Актеры разных школ и поколений, объединенные не общими взглядами и стремлениями, а серьезными документами, якобы гарантирующими им право на что-то. А на самом деле артисты бесправны, поскольку ничего не могут противопоставить воле худрука у них перед ним одни обязанности. Плюс у каждого свои амбиции, и неизбежное соперничество за роли, а то и долгие немотивированные простои. От всего этого в труппах очень часто заводятся черви. А жизнь уходит. Творчество имеет свои границы, в том числе и возрастные. И женщины это ощущают особенно остро…

Время идет через два года ты уже не Джульетта, через пять не Анна Каренина, а там глядишь уже и Бабу-ягу играть не дают…

Роли, о которых мечтала, но не сыграла незатихающая боль для любой актрисы. Но дело не только в этом. Роли сыгранные, пусть и не те, что принято считать знаковыми, это твой собственный опыт, который ничто не заменит. А когда ты в труппе состоишь, но ничего не играешь, ты это мясо на скелет своих способностей нарастить не можешь. И начинается регрессия. Я не говорю уже о том, что у каждого возраста своя цена ошибки. В 20 тебе прощают многое, если не все: Она еще так юна! А когда тебе сорок, да даже тридцать становятся безжалостны и беспощадны в суждениях и оценках. И еще один фактор собственная форма актера. Сегодня из тебя прет, и ты уверен, что можешь сыграть все на свете, а через полгода думаешь, что ты самый бездарный человек на планете. Спады и подъемы в жизни любого человека неизбежны, но у актеров они заметнее из-за их публичности. И ты никогда не знаешь наперед, иссяк ты на время или навсегда. К одним энергия и талант возвращаются, к другим нет. Наивно думать, что у тебя все всегда будет получаться.

Судя по вашей занятости и в театре, и в кино, угроза иссякнуть над вами пока не висит…

На самом деле, вы затронули больную тему. Мне очень хочется найти своего режиссера. Я люблю Театр наций, я там много играю. Счастлива, что оказалась там, когда он только начинался. Когда за кулисами биотуалеты стояли, когда мы с Чулпан Хаматовой в антрактах Дошираком питались, несли в театр свои вещи, чтобы выйти в них на сцену, потому что не было денег на костюмы. Это было время прекрасной романтики, великого счастья, когда все любили друг друга и готовы были играть хоть бесплатно. Сейчас Театр наций вступил в другой период, там ставят режиссеры с мировыми именами. И я надеюсь, что еще долго буду с ним сотрудничать. Но и у меня настал иной период. Мне нужен человек, который, понимая меня и зная мои возможности, сможет вовремя сказать: сейчас тебе надо играть это, а не это.

Нужен чуткий взгляд со стороны?

Именно! Когда-то Сергей Анатольевич Голомазов пригласил мало кому известную девочку в спектакль, где должен был играть замечательный и популярный актер Даниил Страхов. Совпали звезды, драматург, тема и получилась Варшавская мелодия. И почти сразу после премьеры Голомазов сказал: Юля, сейчас надо срочно ставить Леди Макбет Мценского уезда. Но у меня в Театре наций премьеры следовали одна за другой, и я упустила этот момент. А сейчас уже поздно. Зато пришло понимание, что нужен режиссер, который будет думать о том самом профессиональном росте. Не о популярности, не о том, как раскрутить спектакль и заработать кучу денег, а об освоении новых земель.


Разве актер сам не может выстраивать для себя новые горизонты?

Может, но… Знаете, почему Варшавская мелодия живет так долго? Постановщик Таня Марек, выпускница Сергея Голомазова, смотрит каждый спектакль и устраивает потом жесточайший разбор каждой сцены. Только благодаря этому спектакль не зажрался (на нас же сразу обрушился шквал комплиментов), не сдох, не исчерпал себя. Это очень важно и для спектакля, и для актера быть в руках. Конечно, мы и сами себя держим, но без внешнего контроля велик риск неадекватной самооценки. Это большое заблуждение, что спектакль после премьеры начинает жить своей жизнью.

Театр-дом сейчас, скорее, исключение, чем правило. Как думаете, почему?

Если считать домом некое конкретное место крышу и стены, то мне такое представление о театре не очень близко. Предпочитаю определение ансамбль. Незадолго до выпуска я спросила своего мастера Олега Кудряшова: Олег Львович, вы нам про ансамбль четыре года твердили, так что же это все-таки такое? Он


В избранное