Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Алиса Фрейндлих празднует юбилей Актрису поздравляют Василий Лановой, Олег Басилашвили и Андрей Прикотенко


Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

Эльдар Рязанов думал снимать ее в Гусарской балладе, Зигзаге удаче, Ирония судьбы или с легким паром. В итоге их встреча состоялась в Служебном романе. Эта картина сделала Алису Фрейндлих известной на всю страну. На сцене к тому времени она уже успела сыграть главные роли в спектаклях Пигмалион,

Ромео и Джульетта, Укрощение строптивой, Дульсинея Тобосская. В трагических партиях Фрейндлих искала гротескные ноты, в комических персонажах драматизм. И всегда отличалась легкостью, подвижностью. Малыша в коротких шортиках спектакле про Карлсона она сыграла в 35, а принцессу в Трубадуре и его друзьях в 40. В ее жизни было всего три театра. И каждый раз смена труппы становилась событием для всего театрального Петербурга. И, конечно, для публики, которая вслед за актрисой устремлялась то в Комиссаржевку, то в Театр Ленсовета, то в БДТ.

В БДТ Фрейндлих пришла, как она сама выражается, вскочив в последний вагон. Позднему Товстоногову было не с руки заниматься новой артисткой. Он привык заниматься Театром. Попытался использовать в эпизоде не получилось. Нашел для дебютантки пьесу Володина не срослось. Сердце успокоилось на малой сцене БДТ, где в спектакле Вениамина Фильштинского Барменша из дискотеки Алиса сыграла парафраз на тему Варшавской мелодии Большой успех выпал на долю Последнего пылкого влюбленного дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика. Если бы не этот спектакль, вряд ли состоялся бы дуэт с Олегом Басилашвили в Калифорнийской сюите, ставшей для БДТ настоящим шлягером. Другие их совместные работы Квартет, Дядюшкин сон и Лето одного года только закрепили успех.

 

Василий Лановой, актер Театра им. Вахтангова

- Первый раз мы встретились в кинематографе давным-давно, лет сорок назад. Анна и командор назывался фильм. Из почти 80-и моих киноработ эта картина запомнилась мне больше всего своим дивным настроением. Конечно, в первую очередь из-за Алисы. Она уникальна. Все последнее время, до нашей новой встречи на съемочной площадке, я с удовольствием смотрел ее работы, следил за ее успехами. Одно могу сказать: она друг, настоящий и на всю жизнь. Это точно! Алиса настояла, чтобы мой юбилей, 75-летие, прошел в Петербурге, на сцене БДТ. Она сама его вела и получился незабываемый вечер. Совсем недавно мне предложили сняться в сериале. Я откровенно их не люблю, но когда узнал, что будет играть Фрейндлих, не раздумывая, согласился. Сериал называется Линия Марты. Это история любви мальчика и девочки в блокадном Ленинграде. Блокада их разлучила, но в наше время им удается друг друга найти. Мы с Алисой играем уже постаревших героев. А Фрейндлих, как вы знаете, сама пережила блокаду, чудом осталась жива. Сцена встречи длится несколько минут, но каких! Мы молча смотрим друг на друга, и никаких слов Алисе не надо. Она все сыграла глазами. Редкий случай для сериалов, чтобы актерам дали так подробно выразить свои чувства. Опять же это благодаря Алисе, Алисочке. Умница! Талантливая и по-человечески очень разнообразная, с иронией относящаяся, прежде всего, к себе самой. В ней есть абсолютно все качества, которые необходимы актрисе.

Олег Басилашвили, актер БДТ им. Товстоногова

- Я всегда смотрел на нее снизу вверх, с тех пор, как она неожиданно появилась в нашем театре. Вначале мы сыграли вместе в спектакле Волки и овцы, но это был ее ввод, а лет 15 назад мы встретились как партнеры в Калифорнийской сюите, где каждый играл по три роли. Мы репетировали в отсутствие Георгия Александровича Товстоногова, и Фрейндлих взяла на себя тяжелый труд быть лидером я увидел настоящую актрису, которая внимательно и требовательно относится к себе, увидел, как из роли, написанной легко, прежде всего, для развлечения зрителя, постепенно вылепливается не просто шлягер, а человек со сложной и даже трагической судьбой. Для меня эта работа с Алисой Бруновной стала большой школой. Затем судьба свела нас в Дядюшкином сне. Несмотря на трудности, которые пришлось преодолевать, из-за архаики текста и многих условностей, к которым склонен в данном произведении Федор Михайлович Достоевский, нам удалось найти правильное решение. Думаю, что успех, который выпадает на долю Ал исы Бруновны, вполне закономерен. Последняя работа, которую мы с ней сделали Лето одного года, по американскому сценарию На золотом озере. Должен сказать, что мне эта работа доставила громадное удовольствие. Это рассказ о двух людях, жизнь которых уже на исходе. Нам не надо было играть образы, надо было просто почувствовать это состояние, что довольно легко в нашем возрасте.


Алиса Бруновна, конечно, прекрасный партнер, но, прежде всего, она замечательный человек. Мы с ней в общем-то люди разные, но ее безумно трепетное отношение к делу, даже иногда чересчур нервное, обязывает меня быть таким же на каждом спектакле. Это мобилизует, и мне кажется, что иногда я как артист даже дотягиваюсь до ее уровня. Она идеальный товарищ. Она не богатырь, но очень сильна духом. Всегда приходит на помощь в меру своих сил. Всегда чувствую ее поддержку, за что ей премного благодарен. Кроме того, она любящая мать и чудесная бабушка. Она с головой погружена в дела своей дочери, внука и внучки, обсуждает с ними все перспективы их сегодняшней и дальнейшей жизни. И меня в это посвящает, когда вместе едем в театр. Если разговор кончается, она начинает волноваться, что из-за пробок мы не попадем на спектакль. Я-то, честно говоря, внутренне радуюсь этой перспективе: Ну и хорошо, хоть бы часа на три опоздали. Это ее не успокаивает. Она хочет выйти на сцену. Она обожает ра ботать. Для нее работа это кислород.

Я бы хотел от всего сердца поблагодарить ее за столь долгое терпение, которое она проявляет ко мне в течение двадцати лет. Извиниться за все те неточности и нелепости, которые я, возможно, допускал в нашей работе, и поблагодарить судьбу за то, что на моем творческом и жизненном пути встретилась такая удивительная актриса, такой добрый, честный и порядочный человек, как Алиса Бруновна Фрейндлих.

Андрей Прикотенко, режиссер

- Темур Чхеидзе, бывший художественный руководитель БДТ, как-то сказал: У меня есть сильное желание тебя с ними соединить. Они Алиса Бруновна и Олег Валерьянович были для него некой единой субстанцией, может быть, потому, что часто составляют дуэт в спектаклях. Мы долго


В избранное