Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Татьяна Доронина: Несерьезное отношение к театру, к русской культуре надо подвергать остракизму


Татьяна Доронина

Татьяна Доронина

Когда дирекция премии Звезда Театрала объявила, что в нынешнем году в номинации Легенда сцены лауреатом становится Татьяна Доронина, в редакцию посыпались звонки: Какое верное решение!; Как можно попасть на вашу церемонию?; Хотим увидеть великую актрису… Кажется, что Татьяна Доронина была великой всегда и в ту пору, когда блистала на сцене БДТ, и когда снималась в кинофильмах, давно ставших классикой, и, конечно, в тот непростой период, когда согласилась возглавить Художественный театр…

Татьяна Васильевна, пока мы дожидались встречи с вами, наблюдали, что и сегодня во МХАТе аншлаг. Как вам удается в сложное экономически и эмоционально время выпускать так много премьер, на которые с удовольствием ходят люди?

Самое главное любовь к зрителю, это первое. Второе отбор авторов на Большую и на Малую сцену. У нас в репертуаре идут произведения, которые не ставятся в других театрах (только на Большой сцене 27 названий). И третье наши артисты. У нас очень сильное поколение артистов, находящихся в зените театральной зрелости, тех, кому сегодня 4050 лет. Это и народный артист Валентин Климентьев, и чудесный Михаил Кабанов, и замечательный Андрей Чубченко, и красивые, талантливые женщины: Лидия Матасова, Татьяна Шалковская, Ирина Фадина, наш бриллиант Елена Коробейникова… Я много о них могу говорить. Артистов мы воспитываем через ответственность даем большие, серьезные роли, поскольку артистом без опыта не станешь. И они оправдывают наше доверие.


Кстати, точно так же поступал и Георгий Товстоногов, поручая новичку центральную роль, а уж дальше все зависело от самого артиста справится он или нет…

Да, вы мне напомнили сейчас счастливую пору моей жизни. В Ленинграде я дебютировала в Театре имени Ленинского комсомола в спектакле по пьесе Володина Фабричная девчонка. Володин потрясающий драматург! С моей точки зрения, первый драматург ХХ века. И так сложилось, что в Театр Ленсовета я пришла в тот период, когда Товстоногов уже перешел в БДТ. И все кругом говорили: Как жаль, что вы не застали Гогу!; А вот Гога действительно поставил бы эту Фабричную девчонку как надо!. Эти возгласы я слышала со всех сторон. Актеры Театра Ленинского комсомола работали первый сезон без Товстоногова, им было горько, что золотой век театра кончился вместе с переводом любимого Гоги в БДТ, который работал теперь на аншлагах с гигантским наплывом зрителей. И вдруг однажды перед спектаклем наш директор Малышев, пробегая в сторону директорской ложи, бросил на ходу: В театре Гога. И сразу в актерском фойе зашелестело: Гога пришел! Гога спектакль смотрит! Мне очень хотелось увидеть наконец этого чудодейственного и легендарного, о котором я столько слышала, но ложа, в которой он сидел, находилась в другом измерении, она была где-то там, в недоступном для меня пространстве, и тогда я сказала: Покажите мне его, пожалуйста. Меня подвели к щелочке в кулисе, и я увидела красивого человека, вокруг которого все суетились, включая нашего Малышева. После спектакля мы узнали, что первая фраза, которую сказал Товстоногов, едва закрылся занавес, была такая: Если бы я поставил эту пьесу, ее бы не пропустили. Не пропустили, я думаю это о ленинградском горкоме либо обкоме партии, либо о том и другом.

Надо полагать, что вскоре от него поступило вам приглашение перейти в БДТ?

Не совсем так. Примерно полтора года спустя Игорь Владимиров, замечательный ученик Георгия Александровича, поставил в Театре Ленсовета Маленькую студентку Погодина. Это был его первый серьезный дебют. И, конечно, на генеральный прогон пришел Товстоногов. Артисты ужасно волновались… Студентку играла Римма Быкова. Были там и Нина Ургант (в труппе ее обожали), и Глеб Селянин, и Володя Татосов, и 25-летний Олег Басилашвили. После такой сдачи на диплом нас собрали в репетиционном зале и сказали, что Товстоногов выскажет нам свои замечания. Я боялась, что меня он обойдет своим вниманием, поскольку роль была даже не вторая, а третья после Быковой и после Ургант. А так хотелось узнать, что он увидел во мне и почему так смеялся (я отчетливо слышала его смех). Он смотрел на меня строго, сквозь толстые стекла очков, а голос был приглушен и даже ласков. Я разволновалась и стала говорить Спасибо! Спасибо!, а надо было просто слушать, тогда бы я запомнила, что именно ему понрави лось. После его ухода я спросила Владимирова, не запомнил ли он, какая сцена понравилась больше, на что Игорь Петрович сказал: Георгий Александрович говорил о твоем сценическом диапазоне, сказал, что палитра большая. И весь короткий путь от театра до общежития я проделала в танце. Я пела на счет три только одно слово ди-а-пазон на мотив вальса Штрауса Сказки Венского леса. Такая длинная предыстория. Но сейчас я вернусь к вашему вопросу… Следующим вечером в коридоре общежития раздался звонок звонила Дина Борисовна Шварц его преданный завлит. Георгий Александрович предложил мне перейти в БДТ.

Олег Басилашвили пришел следом за вами?

Георгий Александрович спросил: Вы ведь вместе с мужем хотите прийти? Я сказала: Если есть такая возможность, то да, конечно, вместе с ним.

Переход состоялся легко?


Нет, между Товстоноговым и режиссером Театра Ленинского комсомола возникла конфронтация, поскольку мы с Олегом к тому времени держали репертуар, и режиссер не хотел отпускать. Но Гога был Гогой границ для него не существовало, и потому, втянув в эту ситуацию Министерство культуры, победу он одержал.

Кстати, в своей книге вы пишете, что к тому времени в БДТ ваша мама работала билетером. А то, что мама ежевечерне смотрела все ваши спектакли, вам это помогало или мешало?

Ну что вы, помогало, разумеется. Я чувствовала ее любовь, все время поддержка была… А как она волновалась за меня! Однажды во время Го


В избранное