Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Чужаки Бейкер в Театре имени Пушкина


Чужаки Бейкер в Театре имени ПушкинаЗадворки здесь самые что ни на есть реальные: подсобка какой-то занюханной уличной кафешки в провинциальном американском Вермонте.

Мусорные баки, раздолбанные столы и стулья, остальное проецируется на кирпичную стену-экран: дверь, за которой роятся стаи ночных мотыльков, тень от дерева, подхваченный ветром бумажный листок (художник-постановщик Вера Мартынова). Гении сомнительны: тридцатилетние поэты-музыканты-писатели Джаспер (Игорь Теплов) и Кей Джей (Антон Феоктистов). Правда, все это с частичкой экс, потому что сегодня они люди без определенных занятий. Гениями они именуют друг друга сами, дабы хоть как-то оправдать, смягчить добровольное пребывание на этих жизненных задворках.

Джаспер и Кей Джей не из поколения рассерженных. Те, если и не всегда пытались изменить этот мир, то хотя бы бросали ему вызов. Не из поколения отверженных, которых мир делал изгоями. Но из сознательно отстранившихся от мира, без революционных лозунгов и истерик. Просто не вписались в этот жрущий, орущий попсовый социум и отошли в сторонку.

Молодая американка Энни Бейкер, написавшая пьесу Чужаки, признавалась, что ей было, за кем наблюдать, хотя бы за собственным отцом-хиппи. Российскому драматургу Михаилу Дурненкову, адаптировавшему ее пьесу для отечественного зрителя, вероятно, тоже. В результате этого типичная американская пьеса обрела колорит не столько российский, сколько какой-то общий, везде узнаваемый.

Оказалась привязанной к нашему времени, но с возможностью оглянуться назад или охватить мысленным взглядом перспективу. Вперед смотреть можно, потому что в спектакле есть и третий персонаж юнец Эван (Василий Буткевич), школьник, подрабатывающий официантом, для которого чужаки открыли какой-то другой мир, далекий от размеренной предсказуемости обычного.


Театр имени Пушкина пригласил на постановку американского режиссера румынского происхождения Адриана Джурджиа, который отнюдь не стал заниматься навязыванием российской публике собственных концепций и выводов, сделав первичной авторскую историю, которая, надо сказать, вполне того заслуживает. Привычная жесткость современной молодой драматургии здесь, может быть, оказалась даже отчасти смягчена явным сочувствием к персонажам, хотя героями, понятно, их никто не делал. И даже наркотическая мелодия, в которой был сделан финальный трагический аккорд для Джаспера Теплова, интеллектуала, цитирующего то Генри Миллера, то Чарлза Буковски, признаться, была услышана не сразу. А, казалось бы, могла быть исполнена как раз Кей Джем Феоктистовым, человеком более нервического склада, к тому же балующегося чаем с грибочками.

Но, тем не менее, и в персонажах, и в актерах, с ними играющих, есть некое достоинство, с которым можно прожить даже такую, не всем понятную жизнь. И выйти из нее, оставив юнцу Эвану Буткевичу немало вопросов без ответов. Равно как и реальному столичному молодежному зрителю, которому обязательно надо увидеть этот спектакль, быть может, заодно найдя современные варианты решения этой вечной проблемы человека и мира.

Зарубежные режиссеры в Москве. Что ставят?

Зарубежные режиссеры в современном российском театре гости нередкие. В том числе и постановщики, занимающие первые места в мировой табели о рангах. Так, например, знаменитый Томас Остермайер, немецкий режиссер, возглавляющий сегодня берлинский театр Шаубюне, представил в Театре Наций спектакль Фрекен Жюли по Августу Стриндбергу.

Действие, правда, перенесено в реалии современной России. А для подготовки литературной адаптации потребовались услуги все того же Михаила Дурненкова, одного из самых известных и востребованных драматургов нового поколения. Дурненкову удалось сохранить сюжетные линии, при этом модернизировав язык персонажей, насытив его современной лексикой. В спектакле занято трио ведущих российских актеров: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и Юлия Пересильд. Кстати, в репертуаре Театра Наций есть еще два спектакля с зарубежной режиссурой: это Киллер Джо Т.Леттса и Метод Гренхольма Ж.Гальсерана в постановке болгарина Явора Гырдева.

В МХТ имени Чехова знаменитый японский режиссер Тадаси Судзуки еще в 2004 году поставил свою сценическую версию шекспировской трагедии Король Лир. Судзуки создатель собственного сценического метода, далеко отстоящего от российской психологической манеры игры. Он попытался распространить его на актеров мхатовской школы, преимущественно мужского пола, во главе с Анатолием Белым, играющим самого Лира. В спектакле, идущем всего полтора часа, сокращены многие сюжетные линии, что привело и к исчезновению ряда персонажей. Действие же перенесено в психиатрическую лечебницу, в которой полубезумный король доживает свои дни.

МХТ имени Чехова вообще лидер по количеству спектаклей, поставленных иностранными режиссерами. В основном благодаря проекту Французский театр. Впервые на русском, в котором французские режиссеры ставят пьесы драматургов-соотечественников, а лучшие спектакли проекта потом попадают в основной репертуар МХТ. Так в афише театра появились Предел любви Паскаля Рамбера, Феи Давида Бобе, Шага Мари-Луиз Бишофберже (она же сейчас выпускает спектакль Свидетель обвинения по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли), Savannah Bay Кристиана Бенедетти. А прошлый сезон МХТ открыл спектаклем Мастер и Маргарита в постановке венгерского режиссера Яноша Саса.

После ухода Юрия Любимова из Театра на Таганке новое художественное руководство озаботилось приглашением на постановки самых разных режиссеров, в том числе и зарубежных. Одним из них стал практически уже классик польского театра и кино Кшиштоф Занусси. Специально для Валерия Золотухина был создан бенефисный спектакль Король умирает по абсурдистской пьесе Эжена Ионеско. Занусси предложил актерам (Ирина Линдт, Любовь Селютина и другие) вариант определенной творческой свободы, в котором они могли бы совмещать свои представления о роли с обстоятельствами собственной жизни и окружающими нас реалиями.

Еще один спектакль Кшиштофа Занусси включен в афишу Российского Молодежного театра Доказательство Д.Оберна с участием Евгения Редько, Нелли Уваровой, Дениса Баландина и


В избранное