Все статьи о камнях от Империи самоцветов Сокровище из Царского Села
Публикации Империи самоцветов если у вас не
отображаются картинки в нашей новостной рассылке - просто включите их
отображение в настройках вашего почтового клиента или откройте прикреплённый html файл!
При полном или частичном копировании представленных материалов ссылка на ИМПЕРИЮ САМОЦВЕТОВ обязательна! подробнее...
Россия
столь богата многочисленными великолепными произведениями зодчества,
что несложно и запутаться, решая, на что обратить внимание в первую
очередь – однако существуют среди многообразия прекрасных архитектурных
памятников места поистине культовые, известные всем и каждому, дышащие
живой историей. Именно к ним относится Царское Село, что под
Санкт-Петербургом – знаменитая загородная резиденция, видевшая на своих
извилистых дорожках немало ключевых действующих лиц Российской империи
от А.С. Пушкина до Елизаветы I, и вобравшая в себя, кажется, всю
пышность и изящество декоративного искусства 18-го и 19-го веков.
Знаменательно, что именно это время стало для нашей страны эпохой
страстной любви к камню – открытие на Урале большого количества
самоцветных месторождений мгновенно ввело в великосветском обществе
моду на использование драгоценных камней не только в виде украшения
наряда, но и в качестве деталей интерьера. Поэтому Царскосельские
дворцы не стали исключением – в них расположились такие шедевры
камнерезного искусства как легендарная Янтарная комната, что ныне
реконструирована силами петербургских мастеров, а также менее
известные, но столь же прекрасные и достойные упоминания Агатовые
комнаты, построенные во времена правления самой величайшей императрицы
России – Екатерины II…
Екатерина вообще отличалась огромной тягой к драгоценностям – ее
правление называли «бриллиантовым веком», потому что она расплачивалась
сверкающими камнями даже при игре в карты, вместо денег; своим
фаворитам она дарила такие роскошные усыпанные целиком драгоценными
самоцветами наряды, что некоторые нельзя было надеть из-за тяжести
минералов.
Естественно, что, въехав в Царское Село, она принялась за постройку
новых зданий, отвечавших ее вкусам – и одним из самых замечательных
ансамблей стала Камеронова галерея, построенная в модном тогда
псевдо-античном стиле приглашенным шотландским архитектором Чарльзом
Камероном. Комплекс, состоящий из собственно Галереи, висячего сада, а
также Холодных бань, сделанных по образцу римских терм императора
Константина. Им-то и суждено было стать одним из выдающихся
бриллиантов, сверкавших в царскосельской оправе…
Первый этаж Холодных бань, отделанный грубо обработанным сероватым
пудостским камнем, отдан был под их прямое назначение – там
располагались купальные залы, парная баня, холодная и теплая ванны и
прочие помещения, призванные обеспечить императрице полезный для
здоровья отдых. Но нам интересен второй этаж – на нем, за светло-желтым
фасадом в легком классическом стиле, скрываются Агатовые комнаты,
которые дошли до нас практически неизмененными. Екатерина II считала
Агатовые комнаты своим любимым местом – здесь она занималась важными
государственными делами, отвечала на ежедневную корреспонденцию и
просто наслаждалась прохладой в утренние часы.
По обычаю того времени, во всех помещениях Агатового комплекса в обилии
присутствует мрамор – розовым, серо-голубым, белоснежно-белым камнем
выложены стены и камины, в полукруглых нишах прячутся мраморные статуи
античных богов.
Однако более всего выделяются две комнаты, названные Яшмовым и Агатовым
кабинетами, облицованные красочными яшмами. Удачно, что как раз
накануне начала строительства, в конце 18-го века, на русских
камнерезных фабриках была, наконец, разработана техника обработки
крупных изделий из твердых самоцветов, что позволило осуществить мечту
об отделке дворцовых интерьеров цветными камнями.
Яшма была выбрана в качестве главенствующего материала не зря – этот
камень поражает многообразием расцветок, как будто вся природа
отображается в холодных самоцветах. Яшма разнообразна, даже если речь
идет об одном-единственном образце пейзажной или пестроцветной яшмы –
что уж говорить, если в помещении собрано несколько различных сортов!
Многослойные камни получили поэтические, любовные названия¸ такие как
«ситцевая», «парчовая», «фарфоровая»; и можно с уверенностью
утверждать, что нет на Земле другого минерала, обладающего равным
количеством разновидностей цвета и рисунка. Тем более, что запасы яшмы
на Урале были особенно велики – самоцвет этот был достаточно
распространен, причем добывались у нас уникальные, красивейшие сорта –
кошькульдинская, оркская пестроцветная, уразовская, калканская,
ревневская. Кстати, название «Агатовый кабинет» в корне ошибочно – оно
пошло от путаницы в понятиях, потому что в старину темно-красную с
белыми прожилками яшму называли «мясным агатом».
Техника создания Агатовых комнат до сих пор поражает своей искусностью.
Каменные стены были стесаны на девять сантиметров вглубь и зашиты
плитами мягкого известняка – на них-то и помещалась облицовка. Яшмовыми
пластинами были покрыты не только стены, но и двери, оконные карнизы,
наличники и мелкие детали. Работа была непростой – ведь камень по
окончании облицовки следовало отшлифовать и отполировать, чтоб сочность
тонов проявилась в полной мере, а это около двухсот квадратных метров,
которые долженствовали засиять в итоге стеклянным блеском. Долгие
недели мастера кропотливо, сантиметр за сантиметром обрабатывали яшму,
пока наконец великий труд не был завершен – одной только яшмы ушло на
него около 25 тонн!
Агатовый кабинет считается наиболее интересным архитектурным
произведением – это овальное довольно небольшое помещение, освещаемое
двумя высокими окнами в торцах. Стены его облицованы тем самым «мясным
агатом» – уразовской яшмой, красной с белыми прожилками кварцита,
пластины которой разделены узкими полосками зеленой калканской яшмы и
богато украшены бронзовыми орнаментами. Калканскую, вмещающую в себя
гамму светлых и темных оттенков, в 18-м веке в России называли
«восточным хрусталем» за чистый цвет и полупрозрачность; ею же отделаны
карнизы, наличники дверей и окон. Сургучной, коричнево-красной, яшмой
выложены ниши рядом с одним из окон, а яшмовая мозаика с золочеными
бронзовыми деталями украшает двери.
При всем обилии цветного камня, причем помимо облицовки здесь находится
еще и роскошный яшмовый камин, кабинет производит удивительно цельное и
гармоничное впечатление – грамотный подбор цветовых сочетаний яшмы
дополнен обилием позолоты, украшенным лепниной и росписью сводчатым
потолком и наборным паркетом из ценных сортов дерева; входящий попадает
в истинный памятник классицизма, дышащего неуловимым флером античных
дворцов.
Яшмовый кабинет более ярок и даже несколько пестр – цветовое богатство
красных, белых, зеленых и коричневых тонов напоминает нам о
несуществующих дворцах сказочного царя Берендея; кажется, что подобная
сочность недоступна в обычном, плоском мире. Стены кабинета,
разделенного на три части колоннами из «мясной» уразовской яшмы с
золочеными бронзовыми капителями, покрыты пластинами кошкульдинской
яшмы – темно-красной с зелеными прожилками, и дополнены филенками из
ярко-красной оркской яшмы и полосками зеленой калканской. Двери
облицованы ленточным камнем, сочетающим узкие зеленые и красные
полоски.
Окна, карнизы и наличники, как и в Агатовом кабинете, украшены зеленым
«восточным хрусталем», а над яшмовым камином располагалось панно
флорентийской мозаики «Морской порт». Над колоннами стояли яшмовые и
порфировые вазы – то были первые из многих, вышедших из Петергофской и
Колыванской камнерезных фабрик; в нишах – беломраморные статуи, на
камине – бюсты богов из мрамора и красного порфира. Из интересных
предметов мебели знаменателен столик, целиком облицованный перламутром
– подарок Екатерине II от турецкого султана.
К сожалению, время, уничтожившее Янтарную комнату, прошлось и по
Агатовым. Конечно, их убранство пострадало в гораздо меньшей степени –
в годы Великой отечественной войны в кабинетах императрицы немецкие
офицеры устроили… казино. Огромное количество уникальных предметов
обстановки было потеряно безвозвратно – в их числе мраморные античные
боги, бюсты, яшмовые вазы, бронзовые скульптурные группы и барельефы.
На месте украденных ваз поставили другие – две вазы 18-го века из
лабрадорита и три – 19-го века из гранита. Однако это лишь капля в море
– Агатовые комнаты ныне находятся в печальном состоянии, здесь
смешалась и вандализм, и кражи, и отсутствие надлежащего ухода…
Фундамент чуда архитектурной мысли постепенно просаждается, и яшмовые
пластины медленно смещаются, появляются трещины. Дело осложняется еще и
тем, что яшма – минерал невероятно твердый, близкий к алмазу, и годы
ушли у современных мастеров на то, чтобы просто воссоздать, открыть
заново старинные техники. С 2003 г. Царскосельская янтарная мастерская,
силами которой была восстановлена Янтарная комната, начала работы по
реставрации Агатовых комнат – планируется, что процесс при надлежащем
финансировании будет завершен к 2010 г. и 300-летию Царского Села.
Сегодня Агатовые комнаты закрыты для посетителей –
и все чаще звучат сообщения о том, что на окончание реставрационных
работ банально не хватает денег – ведь следует обновить не только две
комнаты, но и весь комплекс целиком. Однако так хочется надеяться, что
и наши потомки смогут любоваться буйными яшмовыми картинами,
расцветающими на холодной глянцевой поверхности самоцветных стен – ведь
Агатовые комнаты не просто наследие былой эпохи, но и символ яркого,
почти детского взгляда на жизнь, каким обладали великие сыны и дочери
Российской империи. Фотографии и рисунки не способны передать настоящую
живую красоту камня – и пусть Агатовые комнаты будут жить не только на
старых снимках.