Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все статьи о камнях от Империи самоцветов Камнерезные техники


Империя Самоцветов - подарки и сувениры из камня

Публикации
Империи самоцветов

если у вас не отображаются картинки в нашей новостной рассылке - просто включите их отображение в настройках вашего почтового клиента или откройте прикреплённый html файл!
 


При полном или частичном копировании представленных материалов ссылка на ИМПЕРИЮ САМОЦВЕТОВ обязательна! подробнее...

Камнерезные техники

Чем человек отличается от животного? Есть среди млекопитающих, рептилий и пернатых те, кто строит себе жилища, обладает развитым социумом, обширным интеллектом; а уж по качествам физическим многие животные дадут нам фору на сто очков вперед. И если спросить себя, что помогло маленькому, голому и беззащитному двуногому существу выжить много тысяч лет назад, то правильный ответ будет, наверное, таков – человек не только старается изменить мир вокруг себя, но и остро чувствует и понимает прекрасное. Именно эти два качества привели нас от завешенных мехами пещер к ультрасовременным мегаполисам – но что-то осталось прежним, а именно – стремление к вечной, неумирающей красоте. И первыми здесь можно назвать конечно драгоценные камни и самоцветы – удивительные создания Природы, сопровождавшие нас с начала времен; жемчужина, которую достали из морской пучины, сростки аметистовых кристаллов, отколотые со стены пещеры, кусок янтарной смолы, найденный в песке, алмазный кристалл, выкопанный из толщи породы – бесконечное разнообразие видов, цветов, узоров, форм, порой словно созданных рукой неземного мастера. Но если раньше человеку было доступно лишь наслаждение от созерцания естественной красоты самоцветов, то с ходом прогресса мы научились все более искусно обрабатывать эту разменную монету вечности, которая остается памятником всем давно погибшим империям древности.

Скорее всего, первыми украшениями были ожерелья из жемчужин – ведь инструментов для тонкой камнерезной работы у древних людей попросту не было. Как ни странно, ожерелья и бусы – древнейшие изделия из камня, которые носят и сегодня, с той разницей, что отверстия сверлят на специальном станке.

С появлением металлических инструментов человек принялся за обработку минералов, таких как янтарь, селенит, малахит, горный хрусталь и яшма; самыми первыми известными камнерезными изделиями принято считать цилиндры из халцедона и агата из древнего Вавилона, Ассирии и Шумера – на них древние мастера вырезали религиозные знаки и символы. Начали изготавливать и сосуды и статуэтки, которые вырезали из цельных крупных самоцветов – на обработку одной статуи могли уйти годы, ведь камнерезы могли пользоваться лишь неудобными громоздкими резцами; тем удивительнее те памятники ювелирного искусства в виде древнеримских и древнегреческих украшений и деталей интерьера, что дошли до наших дней.

Особенно популярна была в древнем мире глиптика – искусство резьбы по камню, когда на поверхности плоского округлого камня вырезают углубленное (инталия) или выпуклое изображение (камея). Геммы (резные камни) делали из халцедонов, сердолика, аметиста, мрамора и даже изумруда; сегодня, как и много ранее, это изысканные украшения, служащие дополнением к парадному наряду.

Огранки как таковой в старину не существовало – заметно, что камни в окладах старорусских икон сплошь кажутся неровными и ассиметричными, с округлыми переходами граней; дело в том, что до изобретения резца, покрытого алмазной крошкой, единственным способом обработки было постепенно откалывание кусочка за кусочком для подчеркивания природных граней камня; ровными грани было сделать очень сложно, поэтому мастера предпочитали кабошон – способ, когда сзади камень плоский или с чуть вогнутой поверхностью, а с лицевой стороны выпуклый, словно капля воды. Сегодня кабошоном гранят только самоцветы с эффектом переливчатости – глазковые кварцы, опалы, лунный камень.

В 16-м веке происходит прорыв – изобретают алмазный напильник, и прозрачные драгоценные камни – топаз, аметист, гранат, изумруд, аквамарин, рубин, сапфир, алмаз – начинают гранить на множество сверкающих фасет, так что они превращаются в сгустки живого света. Количество видов фасетной огранки безгранично – поэтически красивые названия, такие как бриллиантовая роза, бриолет, таблица, крестовая, голландская, цейлонская и т.п. – различаются в основном лишь количеством ступенчато идущих граней (фасет) прямоугольной, трапециевидной или ромбовидной формы, причем самая верхняя грань обычно плоская и наиболее крупная, книзу же камень утончается. Сегодня обработка вставок для украшений подчас практически не отличается от старины – лишь с той разницей, что мастер работает не только руками и резцом, но и с помощью специального миниатюрного станка; однако на самотек обработку небольших камней пускать нельзя, поэтому автоматизированным весь процесс не является.

Однако не все вставки в украшения обработаны резцом – если камень мало распространен, и добыть можно лишь массу крошечных его песчинок, заключенных в толще пустой породы, то для создания из всего этого красивого изделия применяется метод прессования. Это – обычная практика, когда речь идет об украшениях из бирюзы, малахита, янтаря. Прессование происходит в специальном агрегате – мелкие кусочки камня под воздействием высокой температуры размягчаются, а потом сливаются в единое целое.

Дополнительная обработка самоцветов для придания им стойкости, долговечности и более красивой игры цвета заключается в пропитке их всевозможными маслами, защитными составами, небольшом нагревании, которое меняет цвет некоторых экземпляров. В древности же использовались совсем экзотические способы: цитрины запекали в печи в каравае свежего хлеба, янтарь кипятили в молоке и растительном масле, бирюзу вымачивали в бочках с водой.

Алмазный напильник или алмазный диск используется и для изготовления авторской скульптуры, небольших ваз, сосудов, подсвечников, пепельниц и других артефактов, которые вытачиваются из цельных кусков породы, а после отдельные части при необходимости склеиваются специальным составом, так что шов незаметен невооруженным глазом. Самая главная задача камнереза – правильно выбрать кристалл, и обработать его так, чтобы наиболее выигрышные естественные узоры были на виду. После того, как «болванка» готова, наступает самый ответственный момент – фигурка шлифуется специальными шлифовальными пастами, чтоб на поверхности не осталось заусенцев или трещин, переходы были плавными, а резным деталям придается тонкость и глубина, и наконец полируется войлочным кругом или твердым полировальным инструментом.

Если используется достаточно распространенный камень, например, мрамор, порфир, доломит, яшма, кальцит, гранит и пр., из которого создаются крупные детали интерьера, вроде каминов, балясин, портиков, подоконников или столешниц, то обработка происходит механическим способом. Блоки камня на заводе сначала распиливают на бруски, а потом помещают на конвейерные шлифовально-полировальные агрегаты, выполняющие одновременно операции обрезки по размеру, шлифования и полирования.

Не все объемные произведения камнерезного искусства, однако, созданы из больших каменных глыб – дело в том, что некоторые камни, такие как малахит, достаточно редки и практически не встречаются в виде крупных образований. Поэтому еще в 18-м веке русские мастера придумали гениальную технику русской мозаики, при которой тонкие пластинки камня плотно подгоняются друг к другу с соблюдением естественного узора, а затем сажаются на клей на основу из порфира или доломита; в итоге поверхность смотрится цельным куском породы. Именно эта техника применялась для создания таких шедевров монументального камнерезного зодчества, как Малахитовый зал в Эрмитаже или Агатовые комнаты в Петергофе.

Если русская мозаика призвана сымитировать ровную поверхность камня, то мозаика флорентийская, наоборот, придумана, чтобы на темном фоне расцвели неземные цветы и запорхали райские птицы. Эта техника, появившаяся в Италии эпохи Возрождения, подразумевает врезку в основу из мрамора или порфира многочисленных кусочков твердого камня, складывающихся в красочную картинку, где с помощью переливов самоцветных оттенков переданы перепады цветов с точностью, равной изяществу кисти художника. Единственный недостаток произведений из флорентийской мозаики – чрезвычайно высокая цена, ведь каждое изделие эксклюзивно; однако существуют и более недорогие заменители, например римская мозаика, когда из кусочков разноцветных мраморов и халцедонов создают геометрические композиции-узоры, или насыпная, когда на основу «насыпают» сверху и приклеивают каменную крошку, образующую детали картины.

Методов камнеобработки множество, и нет сомнений, что постоянно находящиеся в творческом поиске мастера-камнерезы не сегодня-завтра придумают что-нибудь новенькое. Ведь камень – неисчерпаемый источник вдохновения и неизбитых идей, та самая сфера, где нет предела совершенству. Но в то же самое время какова бы ни была техника изготовления произведения камнерезного искусства, ею движет все та же цель, какая вдохновляла древнеримских мастеров, корпевших месяцами в свете масляной свечи на изумрудной геммой. Пусть камень – дитя Природы, и нам, людям, он достается «напрокат», неизменно переживая своих зодчих – но лишь под рукой камнереза холодный кусок самоцвета обретает душу, а безвестный мастер – вечную жизнь.

Статью подготовили Империя Самоцветов – сувениры и подарки из камня.


В избранное