Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Справочник ювелирного бизнеса Русское придворное ювелирное искусство


Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле.

Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю.

Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века.

Имена ювелирных фирм, поставщиков Высочайшего двора - К. Фаберже, К. Болина, П. Овчинникова, И. Хлебникова, стали символом серебряного века русской культуры.

Главными центрами ювелирного искусства становятся Петербург и Москва, где складываются две художественные школы России, но именно Петербург был законодателем мод и направлений, отражал связь с миром, был залогом единения России и Европы; и на него ориентировались мастера и художники России, под Высочайшим Императорским покровительством.

Отличительная черта в золотом и серебряном деле Петербурга - изначальная ориентация Петербурга на западноевропейскую культуру и моду. Российскими ювелирами уже тогда использовались различные техники и материалы: графическая резьба, живописная красочная эмаль, объемный рельеф, разнообразие сканного узора, драгоценные и полудрагоценные камни.

 

Петербуржец Карл Фаберже был воспитан на классических традициях. Он умел воплотить в  изделиях - синтез искусств. Так в пасхальных яйцах использовались элементы архитектуры, скульптуры, живописи, графики, все богатство ювелирного искусства.

Фаберже обладал необыкновенными способностями организатора большого творческого процесса, в который входили художники-дизайнеры и мастера-ювелиры различных специальностей, что позволяло выполнять сложнейшие вещи. В начале XX века у Фаберже работало около шестисот ювелиров разных национальностей.

Начало всемирно известной фирмы послужила скромная мастерская. Известность пришла с началом практики сыновей мастера Густава Фаберже - Карла (с 1864 года) и Агафона (с 1882 года), которые получили образование за границей. Их первый опыт - копии с керченских украшений забытой эпохи.

После удачной работы фирма получила заказ на целый ряд подобных копий. Сохраняя стиль прошлых веков, прилагали к современным туалетам папиросницы, туалетные несессеры, настольные часы, чернильницы, пепельницы, звонки.

Расширяющееся производство потребовало создания мастерских, владельцы которых обязывались работать по рисункам и моделям фирмы исключительно для нее.

В дальнейшем все лучшие мастера К.Фаберже были собраны в одном четырехэтажном здании на Большой Морской улице, дом 24, где кроме мастерских размещались жилое помещение его семьи, библиотека, студия для художников и модельеров,     оранжерея.

Изделия фирмы Фаберже необычайно разнообразны - украшения, рамки, все виды коробочек, скульптура, сервизы, предметы культа, быта и туалета. Изысканность форм и сочетание цветов - главная черта изделий фирмы.

В одном небольшом произведении могли сочетаться различные оттенки золота, утонченная гамма эмалей и драгоценных камней. Карл Фаберже использовал множество драгоценных и полудрагоценных камней, возможно, больше, чем какой-нибудь мастер  ювелирного искусства прошлого.

Фирма работала с эмалями и была лучшей в их производстве.

Наиболее характерна - эмаль по гильошировке - обычно прозрачная, которая в сочетании с тонкой графикой резного узора фона украшала многие предметы.

Использовалось более ста оттенков различных цветов, что давало возможность создавать тончайшие переливы.

Вместе с тем для совершенствования производства эмалей в Париж был направлен сын Карла Фаберже, Александр. Художники фирмы, в большинстве своем были учениками Центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Они проходили практику, для совершенства мастерства, в Париже и Лондоне. Занимаясь в лучших мастерских европейских столиц, они овладевали сложнейшей передовой технологией, новыми способами и секретами чеканки, отливки, эмали и другими.

С 1885 года фирма становится поставщиком Высочайшего Двора.

На выставке изящных искусств 1885 года в Нюрнберге она была отмечена золотой медалью.

В 1888 году в Копенгагене - почетным дипломом.

В 1897 году на выставке в Стокгольме Карл Фаберже получил звание поставщика короля Швеции и Норвегии.

Самый большой успех принесла выставка в Париже в 1900 году, где К.Фаберже впервые продемонстрировал императорские пасхальные яйца с сюрпризом, большое впечатление произвели копии царских регалий.

Он был награждён орденом Почетного легиона и зачислен в гильдию парижских ювелиров.
Отражением известности и популярности говорит тот факт, что в 1912 году проходил конкурс рисунков изделий из драгоценных металлов имени К.Фаберже, объявленный русским Художественно-промышленным обществом. В жюри входил сам К.Фаберже и его сыновья.

В создании ювелирных изделий Карл Фаберже принимал непосредственное участие, делал эскизы, лично наблюдал за процессом изготовления.

Готовый проект проверялся главным мастером Ф. Барбаумом и обязательно утверждался самим К.Фаберже или в его отсутствии сыновьями.

В русском декоративно-прикладном искусстве значительное место принадлежит поделочному камню.

Богатство красок природы, разнообразие причудливых узоров, способность принимать полировку и разные формы сделали его привлекательным материалом для ювелиров.
Новым явлением в камнерезном искусстве стали изделия фирмы Фаберже. К.Фаберже широко использовал самоцветы Урала, Сибири, Кавказа, часто дополняя их драгоценными камнями, эмалями, цветным золотом.

С целью подготовки высококвалифицированных мастеров-резчиков, Фаберже отправлял специалистов "для усовершенствования" в Париж к лучшим художникам.
Из камня фирма Фаберже делала коробочки, часы, набалдашники для тростей, но самыми замечательными были цветы, фигурки животных, птиц, серия "русские типы": изображения маляра, полицейского, мужичков и другие.

Эти каменные изделия высоко ценились современниками. Так в письме великого князя Николая Михайловича императору Николаю II от 5 февраля 1914 года написано: "Вчерашний успех фигуры из резных камней петербургского извощика работы Фаберже даёт мне смелость поднести другую, изображавшую мужика с гармонью, по тонкости работы ещё превосходящую извощика".

Во всех странах мира во второй половине XIX- начале XX века самым почетным было звание придворного ювелира.

В России существовали подобные титулы, как придворный банкир, придворный лекарь, но официальной процедуры присвоения подобных назначений не существовало.

Карл Фаберже стал придворным ювелиром после того, как его семья узнала в 1910 году, что звание поставщика Двора Его Императорского Величества не адекватно придворному ювелиру.

До 1856 года титул придворного поставщика присваивался без каких-либо предварительных условий, по просьбам лиц, поставлявших свои изделия не только Высочайшему Двору, но и великокняжеским дворам.

В 1866 году было разъяснено, что претенденты на это звание должны поставлять предметы или выполнять какие-либо для Императорского Двора в течение 8-10 лет, причем оно не может переходить по наследству или вообще от одного лица к другому.

Присвоение звания придворного поставщика давало право изображения Государственного герба Российской Империи.

Весьма известными придворными ювелирами можно считать  Яннаша, Кеммерера, Яна, Болина, Фаберже, Кехли.


В избранное