Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История военного искусства и настольный варгейм. Варгейм как явление


Варгейм — жанр настольных игр «в войнушку» имеет историю сравнимую с историей человечества. Все древнейшие игры с фигурками и фишками — го, рендзю, шахматы, шашки и многие другие — по своей сути являются имитацией некого военного конфликта. Зарождение современного варгейма в Европе связывают с появлением в начале XIX-го века так называемых штабных «военных игр» (Kriegsspiel) в Пруссии, которые использовались для обучения военного персонала планированию и проведению операций. В этих играх использовались практически все «игровые элементы» современных варгеймов: игральные кости для имитации стохастических процессов и сложные правила, учитывающие такие важные для военного столкновения факторы как моральный дух войск, влияние типа местности и, даже, погоды. Правда для отображения войск использовались «блоки», а не фигурки (как в современных варгеймах с миниатюрами).

 

Удивительно, что появление первых настольных варгеймов, ставших доступными широкой публике, связано с именами двух великих писателей-фантастов. В начале XX-го века английский писатель Герберт Уэллс опубликовал свои правила «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (Little Wars, 1913) для игры в солдатики (военной миниатюрой). Это были очень простые правила, в которых использовались игрушечные пушки с пружинным механизмом для стрельбы.

 

А в 1940 г. американский писатель Флетчер Прэтт издал свои правила «Морские военные игры» (Naval War Game), посвященные отыгрыванию морских баталий с помощью миниатюрных «корабликов». В отличие от правил Уэллса, здесь результаты стрельбы высчитывались по специальным математическим формулам. Правила Прэтта отличались высоким реализмом и исторической достоверностью.

Следующей вехой в развитии варгейма считается 1955 г., когда предприимчивый американец Джек Скраби наладил выпуск недорогих миниатюр из твердой резины. До этого в варгеймах использовались весьма дорогие металлические миниатюры. В 1957 г. Скраби основал свою фирму по выпуску миниатюр (Scraby Miniatures) и выпустил первый в мире журнал посвященный варгеймам (War Game Digest). После появления недорогих миниатюр и периодического издания, варгейм начал постепенно превращаться в действительно массовое хобби.

 

В настоящее время варгейм является интернациональным хобби. В «солдатиков» играют повсеместно по всему миру. Вот примеры самых известных фирм, производящих варгеймы и поддерживающих их развитие в своих странах: Games Workshop (Великобритания) — производитель одного из самых популярных в мире фэнтези-варгеймов Warhammer; Avalon Hill (США) и GMT Games (США) — крупнейшие производители настольных варгеймов (без миниатюр); Wargames Research Group (Великобритания) — самый известный издатель правил и дополнительных материалов посвященных историческим варгеймам с миниатюрами; В России крупнейшим производителем миниатюр для варгеймов является фирма «Звезда».

Современные варгеймы условно можно разделить на следующие виды:

а) Варгеймы с миниатюрами

 

 б) Настольно-печатные варгеймы (вместо миниатюр используются карточки и фишечки, сражение происходит на напечатанном игровом поле)

 

 

 

в) Карточные варгеймы (вместо миниатюр, кубиков и поля битвы используются специальные карты, наподобие игральных)

 

г) Компьютерные варгеймы

 

Варгеймы также можно разделить:

а) По типу сражения на полевые, морские, воздушные и, даже, космические.

б) По исторической достоверности на исторические, фэнтези, сайнсфикшн и тп.

в) По историческому периоду: античность, средневековье, ренессанс, наполеоника, первая мировая, вторая мировая и тп.

г) По масштабности сражения: большая стратегия (Grand strategy) — игра охватывающая все аспекты войны, в которую оказывается вовлеченным большая часть населения планеты; стратегический уровень — игрок управляет не целой страной или союзом, а всего лишь отдельными армиями, корпусами и дивизиями; операционный уровень — управление войсками осуществляется на уровне батальонов и дивизий; тактический уровень — управление на уровне рота-взвод; скирмиш — управление отдельными бойцами и единицами боевой техники.

Ни одна игра невозможна без правил. Варгейм не исключение, однако в варгейме к правилам относятся не совсем так, как например в шахматах. Безусловно, в типичных правилах варгейма со всей строгостью описываются все аспекты предстоящей битвы: различные рода войск; то как они должны быть представлены на поле боя; на сколько сантиметров их можно передвинуть за один ход; сколько кубиков за них надо кидать; какие бонусы имеет кавалерия против пехоты и тп. Однако какими бы сложными ни были правила, всех игровых ситуаций предусмотреть невозможно. Да и кому нужны такие сложные правила, по которым одна небольшая битва будет отнимать у игроков, например, 4 или 5 часов времени. Поэтому большинство популярных варгеймов основано на правилах, которые постулируют целью игры не победу над противником «во что бы то ни стало», а совместное дружественное времяпрепровождение. Этот постулат оказывается жизненно необходимым именно при возникновении споров о трактовке не описанных в правилах игровых ситуациях.

Варгейм как хобби позволяет человеку реализовать следующие общечеловеческие потребности:

а) Потребность в общении с людьми имеющими сходные интересы (а не просто водку бухать)

б) Потребность в познании нового (исторические варгеймы стимулируют в людях изучение военной истории)

в) Потребность в игре, как в интеллектуальном творчестве (хороший варгейм позволяет игроку проявить все свои полководческие таланты в полной мере и посостязаться в этом с живым партнером)

г) Потребность в художественном творчестве (все варгеймы с миниатюрами предполагают, что игроки сами должны раскрашивать свои армии; продвинутые игроки даже сами занимаются скульптингом или хотя-бы «переделыванием» готовых миниатюр под свои нужды)

д) Потребность в коллекционировании (да, у хардкорных варгеймеров все стеллажи и полки в квартире завалены коробками с солдатиками.. )

Хорошо ли играть за фрицев? Война — это обоюдное насилие, любая сторона, участвующая в таком насилии, совершает преступление. Однако наше мышление устроено так, что в любой ситуации мы ищем виноватого, ну или хотя бы того, кто виноват чуть больше, чем все остальные. Скорее всего это что-то идущее из детства.. Вот так и в любом военном конфликте принято считать одну сторону «хорошей», а другую «плохой». И, наверное, поэтому в детстве никто не хотел играть за «плохую» сторону. Однако мы выросли. Мы выросли и поняли, что в мире есть не только черные волки и белые голуби, но ещё и зебры.

В ходе Третьей Пунической войны римляне сравняли с землей крупнейший торговый город Средиземноморья Карфаген, тысячи людей были проданы в рабство, карфагенское государство и культура были полностью уничтожены. Разве это не геноцид? А сколько ещё «военных преступлений» было совершено выходцами из Вечного Города? Не правда ли, этот вопрос кажется нелепым? Разве кто-то считает древних римлян «военными преступниками», разве кто-то из этих соображений запрещает себе играть в варгеймы на стороне Рима? Наконец, разве кто-то сомневается в том, что карфагеняне сделали бы тоже самое в отношении Рима, если бы победили?

Варгейм — это игра в «войну». Играя в «войну» мы априори соглашаемся, что моделируем на столе «обоюдное насилие», поэтому в игре не будет ни «черных», ни «белых». В игре будет только игра. А выяснение «кто прав, а кто виноват» оставим для тех, кто играет в более «серьезные» игры. Для тех кто считает, что в солдатиков играют только дети.

 Автор М. Белавин aka Seagurt



В избранное