Современная народная вышивка развивается на основе творческого использования наследия старой народной вышивки.
Вся русская народная вышивка при всем своем многообразии может быть разделена на два основных типа: вышивку северных и
южных районов.
К вышивке северных районов относятся вышивки Архангельской, Новгородской (рис. 1), Калининской, Владимирской (рис. 2,3), Ивановской (рис. 4), Горьковской, Ярославской областей. В большинстве своем они одноцветны (исполняются красными или белыми нитками по белому холсту), но есть среди них и многокрасочные, исполненные яркими шерстяными или шелковыми нитками. В декоративности северной вышивки большую роль играет умение вышивальщиц использовать фон как один из элементов узора.
Наряду с орнаментальной вышивкой, в северной вышивке большое место занимают сюжетные композиции. Сюжетная вышивка применяется, главным образом, для украшения крупных декоративных вещей (полотенец, подзоров и др.). Основными мотивами этой вышивки являются изображения коней, птиц, женщин, всадников и деревьев. Иногда здесь встречаются изображения фантастических животных барсов, грифонов.
Вся сюжетная вышивка отличается большим лаконизмом и обобщенностью форм.
Самые распространенные техники северной вышивки: роспись, крестик, вырезы, белая строчка, перевить, крестецкая строчка, гипюры (рис. 5), белая и цветная гладь, тамбурная вышивка. Особое место среди северной вышивки занимает торжокское золотое шитье Калининской области (рис. 6), которым украшают изделия из сукна, шелка, бархата, замши и кожи.
Вся эта вышивка получила широкое развитие в творчестве советских вышивальщиц.
Вышивка южных районов, бытующая в Калужской (рис. 7), Смоленской (рис. 8), Рязанской (рис. 9), Тульской, Орловской и других областях, в отличие от северных, характеризуется преобладанием геометрического орнамента, хотя и здесь широко распространены растительные орнаменты, а иногда встречаются сюжетные композиции. Она во многом перекликается с вышивкой других славянских народов. Вышивка южных районов многоцветна, и обычно при выполнении каждого отдельного узора применяется несколько техник.
В отличие от северных районов, где с давних времен вышивкой украшались, наряду с женскими костюмами и мелкими бытовыми вещами, крупные декоративные вещи, в южных районах вышивка применялась только для украшения женской одежды и полотенец.
В южных районах применялась следующая техника вышивки: роспись, набор, счетная гладь, строчка, цветная перевить, крестик и стебельчатый шов.
Народная вышивка народов Поволжья характеризуется яркой декоративностью и своеобразием. Эта вышивка особенно применима для создания декоративных изделий. Вышивка трех поволжских народов мари, мордвы и чувашей имеет много общих черт; исполняется шерстяными или шелковыми нитями на белой ткани сходными приемами вышивания. Ведущий цвет их красный, слегка приглушенного оттенка.
Однако при наличии сходных черт вышивка этих народов во многом различна по мотивам узоров и по технике выполнения.
В марийской вышивке (рис. 10) преобладает богатый орнамент и своеобразное использование очень плотной вышивки красным цветом с небольшим добавлением оранжевого и зеленого. Вышивки выполняют частыми плотными стежками, среди которых выступает узкими узорами белый фон. По краю плотных вышивок располагаются легкие красивые узоры. Для марийской вышивки характерны животные, растительные и геометрические орнаменты.
По мотивам марийской вышивки в настоящее время создаются прекрасные декоративные вещи занавеси, скатерти, подушки. Орнамент марийской вышивки применяется для украшения нарядного женского платья.
Особенностью мордовской вышивки (рис. 11) является заполнение вышиваемого пространства сплошь небольшими фигурками: то это ряд зигзагов, то пересеченные ромбы, квадраты, спирали, то разнообразные звезды. Все эти мелкие формы, тесно примыкая друг к другу создают плотную ковровую поверхность.
Исполняется мордовская вышивка красной и синей шерстью с дополнением оранжевого и зеленого цветов. В мордовской вышивке переход от тяжелой декоративной вышивки к светлому полю ткани достигается узорчатостью и обилием в вышивке зубцов, фестонов и выступов различных форм. В современном быту мордовская вышивка применяется на скатертях, подушках, занавесях, панно.
В чувашской вышивке (рис. 12) встречается наибольшее количество швов. Некоторые из них чрезвычайно древние. В северной чувашской вышивке стежки мельчайших размеров образуют сложный, богато разработанный орнамент из ромбов. Встречаются узоры из мелкого крестика, змейки и мелких фигур, из росписи черного цвета в сочетании с нежными тонами: сиреневым, розовым, светло-зеленым.
В вышивке южных чувашей преобладают крупные узоры красного, желтого, ярко-зеленого, синего, белого и черного цветов. Они отличаются большой декоративностью. В чувашской вышивке центральных районов традиционные звезды строятся из растительных мотивов, сочетающихся с геометрическим орнаментом и изображением птиц. Вышивают звезды красно-мареновым шелком с добавлением в небольшом количестве других цветов. Чувашская вышивка применяется для украшения современного женского костюма пальто, платья; крупных декоративных
вещей скатертей, занавесей.