Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Холодная роспись стекла. Хохломская роспись. Чеканка. Эмаль своими руками; рецепты эмалей.


Народные промыслы:
все про них, о них, для них

Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком
(Роберт Бертон)


Холодная роспись стекла
 
Холодная роспись стеклаВ тридцатых годах позапрошлого столетия в декоративном убранстве архитектурных сооружений России вместо паяных мозаичных наборов из цветных стекол все чаще стали появляться витражи, расписанные масляными и силикатными красками. Яркие и прозрачные силикатные краски после обжига прочно соединяются со стеклом, составляя с ним единое целое. Но сложность росписи заключается в том, что она выполняется как бы вслепую и только после обжига становится видимым истинный цвет красок. В отличие от силикатных масляные краски не нужно закреплять обжигом, мастер в процессе работы постоянно видит результаты своего труда. В случае ошибки краска легко удаляется и на ее место наносится другая. В Эрмитаже, в Историческом музее в Москве и дворце-музее «Кусково» хранится мебель с расписными стеклянными вставками. На стеклах русские мастера изображали мифологические сцены, геометрические и растительные орнаменты...

 


Хохломская роспись
 
Хохломская росписьЯрко и самобытно искусство хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной или огненной. И это не случайно: искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Отдельные приемы «золочения» посуды, придающие деревянным изделиям неповторимое своеобразие, были известны хохломским мастерам уже в XVII веке. Приемы были заимствованы у иконописцев, применявших их еще со времен Древней Руси. Фон принято было покрывать золотом. Но потом ради удешевления мастера вместо золота стали применять серебряный порошок. Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом...

 


Чеканка
 
ЧеканкаТехника чеканки широко и разнообразно применяется при создании декоративных панно, посуды, различных ювелирных украшений.
 
Рельеф на листовом металле формуют с помощью специальных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготавливают сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но, несмотря на такое большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы боевой части и назначения можно разделить на семь основных видов: расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, эернильники-трубочки и пуансоны...

 


Эмаль своими руками; рецепты эмалей
 
Эмаль своими руками; рецепты эмалейИскусство эмали известно с давних времен. Технику ее нанесения и рецепты составов цветного эмалевого покрытия мастера держали в секрете. Нередко после смерти мастера приходилось заново изобретать составы.
 
Всего различают шесть видов художественной эмали. Мы расскажем лишь о двух видах, которые более доступны для освоения.
 
Эмали (не путайте с эмалевыми красками) в магазинах не продаются. Если поблизости есть фарфоро-керамический завод, можете раздобыть эмали там. Для эмальерных работ ее требуется очень немного. А для тех, кто не сможет достать готовую эмаль, мы рассказываем о том, как ее сварить самим...

 


Чеканка
 
ЧеканкаЧеканка широко используется в оформительских архитектурных работах, при изготовлении рельефов, скульптуры. Яркие примеры использования чеканки в современном декоративном искусстве — скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Мухиной, рельефы грузинских художников, изделия мастеров Прибалтики.
 
Очень важна правильная организация рабочего места чеканщика. Свет должен идти слева от одного источника. Необходим прочный стол или верстак, позволяющий свободно разместить инструмент, тиски, плиту для правки изделий. Сиденье — круглый табурет с подъемным винтом...

 


2007-2016 Автор-составитель Владимир Мао

В избранное