Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Народные промыслы: все про них, о них, для них


Народные промыслы:
все про них, о них, для них

Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком
(Роберт Бертон)


Украшения из древесных спилов своими руками
 
Украшения из древесных спилов своими рукамиСделать своими руками украшения из древесных спилов не очень сложно и при определённых навыках под силу почти каждому.
 
Выбор древесины 
 
Для изготовления поделок подходит древесина плотная, тонкослоистая и совсем не годится рыхлая или пористая. Обычно заготовками служат срезы стволов, веток, наростов засохших деревьев или срезы с вывороченных пней, долго пролежавших на поверхности земли.
 
Из древесных пород прекрасным материалом для украшений считается можжевельник. Растёт он и на юге — в Крыму и на Кавказе, и далеко на севере — на Кольском полуострове. Хороша для этих целей старая сирень, древесина у неё со временем приобретает тёмно-сиреневую окраску. Подходит для работы древесина плодовых деревьев, обычно это повреждённые ветки. Красивые пластинки можно получить из высохших пней сосен, правда, обрабатывать их иногда нелегко — мешает смолистость дерева. Нарядная, с прожилками древесина у наростов осины, но она неоднородна, в ней может быть много внутренних изъянов и даже выгнивших участков, затрудняющих изготовление. Рыжеватая, переливающаяся как перламутр древесина у наростов ольхи. Подходят для создания украшений и наросты на берёзе, особенно капы. Рисунок волокон капа очень красив, его часто сравнивают с мрамором.
 
Из южных пород можно обратить внимание на скумпию, пробковый дуб, миндаль, виноград. Особым свечением отличается древесина белой акации. В целом древесина южных пород деревьев из-за более сухого климата бывает плотнее, с тонкими годовыми кольцами, да и окрашена она богаче, чем древесина пород, растущих в средней полосе.
 
Снаружи заготовка может быть невзрачна и покрыта корой. Придётся не раз пилить, чтобы найти красивый внутренний рисунок, который образуется, как правило, благодаря годовым кольцам, лучам, различной окраске ранней и поздней древесины. Более нарядная расцветка обнаруживается обычно во внешне корявом, а может, даже частично повреждённом участке ветки или ствола. Определённую окраску с оригинальными отверстиями в древесине придаёт грибок.
 
Изготовление украшений 
 
Для работы потребуются мелкозубая пила или ножовка по металлу. Срезы ножовкой более ровные, без глубоких царапин. Интереснее смотрятся косые срезы: в них сильнее отражается направленный световой поток. Торцевые срезы, наоборот, рассеивают свет.
 
Вначале заготовку нарезают на пластины и выдерживают в полиэтиленовом пакете, не давая быстро сохнуть поверхностям, чтобы их не разорвали трещины. Напильником придают срезу требуемую форму, поверхность тщательно обрабатывают шкурками с различной зернистостью абразива. Отделка завершается многократным покрытием бесцветным мебельным лаком и полировкой. При первом покрытии лаком пропитывается верхний слой древесины, она набухает, и поверхность становится неровной, выявляются до этого незаметные мелкие царапины и вмятины. Приходится снова обрабатывать мелкой шкуркой, возможно даже не один раз, и покрывать тонкими слоями лака, растирая каждый слой тампоном. А можно поступить и по-другому: после первоначального покрытия лаком и устранения дефектов погрузить изделие в густой лак. Впитываясь в древесину, лак проявляет рисунок дерева и меняет его окраску.
 
Для лучшего проявления внутреннего рисунка древесины иногда используют тонирование — подкрашивание естественными красителями, например отваром луковой шелухи.
 
Не забудьте, что у готового изделия гладкой и отлакированной должна быть не только лицевая, но и обратная сторона.
 
Подвешивают кулон на шнурок или цепочку, которые продевают во вклеенное металлическое колечко либо в просверлённое в изделии отверстие. Брошку крепят к одежде с помощью вклеенной в прорезь английской булавки.
 
Украшения из различных пород дерева. У всех украшений сохраняется естественная окраска жёлто-оранжево-коричневой гаммы оттенков: 1, 4 — кулоны из нароста ольхи; 2 — «рыбка» из корня сосны; 3 — кулон из жёлтой акации; край — коричневая кора, следующий за ней светлый слой — живая древесина; совсем тёмное пятно вверху — давно отмерший сучок; на срезе хорошо видны годовые кольца; 5 — брошка из разветвления двух веток пробкового дуба; видны не годовые кольца, а лучи и разная степень поражения древесины грибком; 6 — кулон из нароста осины, чёрные места — начало разрушения древесины, что затрудняет обработку; 7 — кулон из южной белой акации; светлая полоска — не изменение окраски, а место более интенсивного отражения; 8 — серьги и кулон из небольшого нароста ольхи; 9 — кулон из сливы; тёмные овалы — возможно, ожоги в суровые морозные зимы; 10 — кулон из двух пород дерева; по краю — срез сирени, внутри — срез осины; 11, 15 — кулоны из южных пород деревьев; 12, 16, 18, 21 — кулоны из можжевельника; на срезе горного крымского можжевельника (21) можно насчитать 90 годовых колец; на срезе можжевельника (12) — более 110; 13 — подвеска-колечко из сливы; 14, 19, 20 — кулоны из жёлтой подмосковной акации; 17 — кулон из пробкового дуба с характерными для этой древесины лучами.
 
Автор: Кандидат технических наук Андрей Осадчий, Фото автора
 

2007-2016 Автор-составитель Владимир Мао

В избранное