Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите
Со словом «кружево», «кружевной» всегда возникает ощущение чего-то нарядного, праздничного… Кажется, что невозможно и представить, что вот так, ни с того ни с сего, возьмешь и сотворишь сама эту нежную красоту.
Этот вид рукоделия, именуемый плетением кружев иглой, может рассматриваться как производная от ажурного шитья по полотну. Для изготовления таких кружев не нужно никаких приспособлений, кроме иглы; они состоят из петельных и узелковых стежков, выполненных одной нитью и расположенных согласно требованиям узора.
Самое главное – научиться делать узелок. Кружева плетутся прямо по краю готового изделия – воротничка, носового платка, косынки. Внимание, терпение, аккуратность и – дело сделано.
В XVII веке появилось кружево с рельефным узором и несимметрично расположенными перекладинами, известное ныне как венецианское кружево или французское кружево. В XVIII веке предпочтение отдавалось кружеву, выполненному на основе петельной сетки, например, алансонским или аржантанским кружевам. В XIX веке более всего ценилось тонкое кружево, производимое в Бельгии, Саксонии и Богемии, хотя оно требовало немало терпения и усердия в работе.
Среди начинающих рукодельниц наиболее популярно кружево в стиле «ренессанс». Оно выполняется из простой или художественной тесьмы, которая располагается в соответствии с линиями данного узора; отдельные мотивы могут соединяться только перекладинами, только кружевными стежками или же перекладинами и кружевными стежками вместе.
После кружева «ренессанс» в списке популярности идет кружево «ретицелла», выполняемое довольно толстыми нитками. Сначала крепятся тесьма или галун посредством очень маленьких потайных стежков по всем линиям рисунка, выполняются перекладины в центре, для чего делаются простые петельные (фестонные) стежки, дополненные одним рядом стежков и т.д. Работа заканчивается выполнением пико.
Помимо классических кружев итальянского происхождения представляем вашему вниманию восточное кружево, выполняемое узелковыми швами шелковыми нитками.
Кружево Смирна можно встретить на одежде мусульманских женщин – это маленькие цветочки и листья, сделанные с помощью иглы. Для его выполнения нить вводят в край полотна, ведут ее справа налево, определяя длину стороны квадрата. Затем, ведя нить слева направо, перекрывают первую нить столькими узелками, сколько возможно на ней разместить.
Грубое кружево «хебедо», выполняемое из льняных ниток, пришло к нам из Норвегии и Швеции. Часто применяется в качестве отделки для ажурного полотна; но может также выполняться и отдельно и заканчиваться рядом петельных стежков, сделанных поверх нескольких нитей наметки.
Медальоны соединяются поверху полосой ткани, отделанной рядом ажурного шиться с продергиванием; промежутки между медальонами и полосой заполняются маленькими пирамидками.
Бразильское кружево, известное под наименованием «соль», знаменито, прежде всего, тонкостью работы и узоров, состоящих из розеток с натянутыми нитями. Несмотря на внешнюю простоту узоров, прежде чем браться за эту работу, надо набрать определенный опыт, поскольку кружево выполняется на свободной нити (то есть нить не закреплена на основе), а готовую часть очень трудно распороть.
Старинное кружево в испанском стиле «соль» очень напоминает более современное кружево в стиле «тенериф». Диаметр розетки обычно составляет 106 миллиметров. Она состоит из мотивов, повторенных восемь раз в каждом ряду и разделенных на десять концентрических кругов.
Тенерифские кружевные мотивы выполняются на формах из металла, дерева или пластмассы. Благодаря этому отпадает необходимость вычерчивать рисунок на кальке. Они бывают разной формы и размера: круглые, квадратные, прямоугольные; с фестончатым краем, с металлическими зубчиками или выступами, предназначенными для закрепления нитей.
В то время как узоры итальянского, турецкого, албанского и армянского кружев образуются из узелков, размещенных на разном расстоянии друг от друга, арабское кружево, узор которого напоминает художественно сплетенную сетку, выполняется из нитяных дуг и петель различной длины, закрепленных простыми узелками.
Первые шаги
Сначала потренируйтесь на отдельном лоскутке ткани. Вденьте в иголку нить длиной 20-25 см и сделайте «восьмерку»: прижмите иглу к ткани большим пальцем левой руки, а правой рукой возьмите нить недалеко от ушка и набросьте ее на конец иголки.
Вытяните иголку из ткани и затяните «восьмерку», следя, чтобы она закручивалась и сохраняла свою форму до тех пор, пока не превратится в узелок. Если все сделано правильно, получится маленький, очень прочный узелок, который уже невозможно сдвинуть в сторону или развязать.
Обшейте такими стежками весь край. Когда кончится нить, вденьте новую и, прижимая большим плацем левой руки конец нити к материалу, сделайте узелок на том месте, где находится предыдущий узелок. Два торчащих кончика ниток осторожно срежьте ножницами около самых узелков – они не развяжутся.
Если вы обвязываете платок, край рукава или юбки, обметка замкнется. Следующий ряд начинайте с того же места, что и первый, и в том же направлении. Это не влияет на вид кружев – и с лица, и с изнанки они выглядят одинаково.
Основные кружева:
Сделав первый ряд, приступайте к освоению элементов, из которых составляются кружева. Узор получается комбинированием нескольких основных элементов:
Обычная дужка – самый распространенный элемент. Из обычных дужек почти полностью состоит узор «резеда», более чем наполовину – узор «тюльпан». Очень важно, чтобы все дужки были одинаковыми, ровными.
Мережка – нарядное основание каждого кружевного узора.
Большая дужка – делается через два узелка. Обычно большой дужкой обозначают сердцевину цветка.
Вытянутая дужка – используется в узоре «тюльпан».
Лепесток – получается из вытянутой дужки, если на кончике ее выполнить узелок, а потом закрепить нить узелком у основания лепестка.
Пико – это крошечные дужки. Между лепестками они обычно изображают тычинки цветов. Готовое кружево будет красивее и прочнее, если весь его край отделать такими зубчиками «пико».
Узоры:
Тюльпаны: 1-й ряд – мережка; 2-й ряд – обычные дужки; 3-й ряд – после каждых пяти обычных дужек – одна большая дужка; 4-й ряд – на каждой большой дужке сделать по пять вытянутых дужек; 5-й ряд – кончики вытянутых дужек соединить обычными дужками; 6-й ряд – обычные дужки.
Подснежники: 1-й ряд – мережка; 2-й ряд – обычные дужки; 3-й ряд – на каждой третьей дужке сделать по три лепестка; 4-й ряд – обычные дужки. Край кружева желательно отделать зубчиками «пико».
Резеда: 1-й ряд – мережка; следующие несколько рядов – обычные дужки; в последнем ряду – после каждых двух обычных дужек делается одна вытянутая дужка.
Изящно выглядят такие кружева, выполненные тонкими катушечными нитками ( например, N80). Ими можно украсить нарядную блузку, легкое платье, белье, детскую распашонку или чепчик. Цвет ниток может быть любым – в тон ткани или контрастным. Красивы белые кружева с цветной каймой.
Из суровых ниток, кроше, льняной пряжи получаются более крупные кружева – для отделки полотенец, занавесок, салфеток. Шерстяными нитками можно отделать вязаные вещи.
Готовые воротнички и манжеты можно сразу обвязывать по краю. Обрезанный край носового платка или косынки надо подогнуть и незаметно приметать. Если ткань очень тонкая – батист, маркизет, - достаточно скрутить край кончиками пальцев в тоненький валик и по нему сделать первый ряд кружев.