Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите
Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие.
Интересно и то, что значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет распсывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
И все это батик – древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Инструменты и материалы:
Кисти – важнейший рабочий инструмент художника, от которого во многом зависят качество, свойства и результат конечной работы. Как гласит старинная китайская пословица: «Кисть – мать живописи»
Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие – разбавляются водой; классифицировать красящие вещества можно и по способу закрепления: так, одни краски закрепляются с помощью утюга, другие – с помощью
горячего воздуха, влагу или пара
Баллончик для распыления красителя или аэрограф применяются в основном в свободной росписи для нанесения красителя на шелк, а также при трафаретной и аэрозольной росписи
Емкости для краски (палитра, пипетки) применяются для составления необходимого цвета
Ткань, независимо от выбранной техники, должна быть из натуральных волокон; для первых опытов и тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани: мадаполам, маркизет, батист.
Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для «горячего» и узелкового батика. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи
Раздвижные рамы и подрамники – одни из самых необходимых предметов в росписи тканей
Резервирующий состав, или резерв – это состав, который примеяется для создания резервирующей линии, которая служит барьером для красителя в процессе росписи. Покрытые резервирующим составом участки шелка перестают
впитывать краску и сохраняют первоначальный цвет ткани
Разбавитель резервирующего состава дает возможность получить нужную консистнцию конурного состава, которая бы соответствовала конкретному виду шелка
Воск применяется в горячем батике в качестве резервирующего вещества. Он служит барьером для красителя и позволяет создавать многослйные композиции. Наносится на ткань в жидком виде с помощьюжесткой кисти или чантинга. Используется для создания на ткани кракелирования
Чантинг
– инструмент для нанесения жидкой восковой массы на ткань
Стеклянная трубочка – инструмент, который применяется для качественного нанесения на ткань резервирующей линии по заданному рисунку в технике холодного батика
Шаблон – это четкий и окончательный рисунок композиции, который в последующем будет перенесен на ткань
Мягкий карандаш используется для перенесения композиции на ткань
Фен нужен для ускорения процесса высыхания краски
Трехзубчатые
кнопки и булавки – для натягивания шелка на раму
Дистиллированная вода необходима для разбавления или осветления жидкого красителя
Соль – с ее помощью можно достичь интересных живописных эффетков
Спирт используется для разведения красок, улчшает их растекаемость по шелку
Бумажные салфетки или полотенцы
Соломинки для коктейся
Калька – в нее или газетную буумагу без типографских отпечатков заворачивают
готовую работу при закреплении красок; газетную бумагу с отпечатками можно использовать для удаления воска
Нитки нужны при работе в технике узелкового батика
Рамка с паспарту (или без него) используется для оформления готовых работ
Бусины и стразы служат дополнительным украшением работы и могут также закрывать некоторые погрешности росписи
Камешки применяются в технике узелкового батика; могут быть заменены на стеклянные шарики различных размеров или
термостойкие пуговицы и т.д.
Приемы, техники и эффекты на ткани дают возможность для реализации в батике безграничных декоративных возможностей. В результате работы получаются прекрасные и неповторимые узоры.
В основе вех этих приемов лежит принцип резервирования - нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона, т.е. не пропускающего краску на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
Горячий батик – древняя технологическая разновидность росписи ткани. Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество (парафин, воск, стеарин или их смесь) наносится на ткань при помощи кисти из щетины или специальной медной линейки только в горячем виде.
В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных (в 2-3 наложения), так и на тонких (4-5 наложений) сочетаниях. Как правило, воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика – множественные слои словно просвечиваются сквозь друг друга. Этого эффекта практически невозмжно добиться в какой-либо другой технике.
Холодный батик – технология холодного батика появилась не так давно – с развитием химических знаний (в начале ХХ века). Главной отличительной чертой и особенностью данного резервирующего состава, главным его плюсом является то, что он не требует нагревания. Это делает холодный батик очень доступным и приемлемым для широкого круга художников и любителей рисования по ткани.
Узелковый батик – по праву считается одним из древнейших и интереснейших видов оформления ткани. Это искусство имеет тысячелетние традиции. Самый простой и дешевый материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым.
По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перевязывая их нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют, в результате получается удивительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые.
Многие страны могут похвастаться особым способом крашения ткани в данной технике. Например, индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков и, таким образом, создавать сложные многоцветные орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают не отдельной, а общей нитью. После окрашивания и просушивания ткани ее не разглаживают. Таким образом материал сохраняет эффект гофрировки.
Современному человеку очень сложно найти время для завязывания тысячи узелков на ткани, поэтому остановимся на основных и более простых способах окраски.
Для получения различных узоров на ткани в технике узелкового батика необходимо определенным образом стягивать ткань с помощью крепкой нити (например, вокруг пуговицы, шарика, камешка и т.п.) Предметы не должны бояться высоких температур. Если в узелок завязать горсточку гороха, фасоли или кофейных зерен,то в месте соприкосновения зерен с тканью могут появиться круги более интенсивной или более светлой окраски.
Техника свободной росписи – это самый быстрый способ создать интересную живописную работу. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. В свободной росписи форма мазка является особым приемом.
Грунтовка может быть самой разнообразной: можно использовать раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, желатина и т.д.).
Техника росписи по-сырому придает работе эффект воздушности за счет плавного перетекания красок.
Присыпка сухим красителем – одна из разновидностей работы по сырой ткани. Натянутую на раму ткань смачивают и на нужные места из пакетика с красителем аккуратно, легким постукиванием, высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвост кометы.
Солевой эффект – для создания живописного эффекта при помощи соли ею произвольно посыпают влажную роспись. Кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, поэтому ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. На месте скопления кристаллов образуются темные пятнышки, т.к. здесь наибольшая концентрация красителя. Результат солевого эффекта напрямую зависит от величины использованных кристаллов.
Эффект
кракле, или кракелирование заключается в намеренном создании трещин – кракелюров. В прошлом в индонезийской технологии покраски ткани считалось браком, если на ткани случайно образовывались трещинки. Со временем кракле обрело самостоятельное значение, и сегодня все мастера батика специально используют данный эффект в своих работах. Получающиеся узоры придают работе ощущение нерукотворности, старины, природности, они напоминают трещинки на сухой земле или глине. Имитация природных узоров – великолепный
декоративный прием, присущий именно батику.
Подписывайтесь на ХоббиГид