Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

HobbyGid. Энциклопедия современных хобби.


  Занимаясь своим любимым хобби, вы становитесь более счастливыми

и получаете одно из главных удовольствий в жизни!

  HobbyGid: бисероплетение

www.HobbyGid.ru

Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите

Давайте сделаем энциклопедию еще интереснее и толще! :) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

Всем привет! Я обожаю бисер – эти яркие, блестящие бусинки . Много развлекалась с ним в студенчестве, потом забросила, теперь вспоминаю. Недавно на профессиональный праздник сделал за вечерок ожерелье – простенькое - но всем понравилось  :) Доча стала в последнее время просить научить её работать с бисером, пока думаю не рановато ли - сможет ли она удержать бусинки и леску и не растерять все?                                                                                         Елизавета

Немного истории

Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в Древнем Египте и Индии. До сих пор ими очень любят украшать одежду, обувь, предметы женского туалета и др. многие народы Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, островов Тихого океана, Азии.

Носили и носят такие украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Были неотъемлемой частью как женского, так и мужского костюма.

В те времена стекло варили на костре в горшках из огнеупорной глины, засывая в них смесь из песка, соды, извести и мела. Для изготовления бус из стекломассы вытягивали нить с помощью металлического прутика и навивали эту нить на тонкий медный стержень.

Когда стекло остывало, стержень извлекали, получались бусинки с отверстиями разных форм и размеров, затем каждую бусинку обрабатывали вручную. Так появился бисер, название которого происходит от арабского слова «бусер», что значит «фальшивый жемчуг».

Из Древнего Египта и Сирии производство стекла распространилось в Римскую империю, а после ее падения центром стеклоделия стала Византия. Особого расцвета достигло стеклоделие в Венеции, куда в XIII веке, после падения Византии, переселилось большое количество греческих и византийских мастеров.

Технология изготовления стекла постепенно совершенствовалась, люди научились варить прозрачное стекло и придумали способ выдувания различных предметов из стекла с помощью металлической трубки.

Секреты изготовления стекла были государственной тайной и за разглашение подробностей своей деятельности мастера могли поплатиться свободой или даже жизнью. Такие суровые меры помогли Венеции на многие века стать единственным центром бисерного производства, снабжавшим им Восток и Запад, где бисер обменивали на пряности и золото.

У народов Африки бисер использовался как разменная монета. Огромное количество бисера расходилось по Европе, где существоали специальные бисерные склады и устраивались бисерные ярмарки.

Начиная с XV века изделия из бисера вошли в моду по всей Европе, а особенно – среди высшей знати и духовенства. Рукодельницы того времени стали широко использовать венецианский бисер в сочетании с драгоценными камнями и русским жемчугом для изготовления церковных одежд и утвари, различных предметов царского двора.

Издавна было известно рукоделие из бисера в нашей стране. Вторая половина XVIII и первая половина XIX века столетий были «золотым веком» бисера в России.

Женщины и девушки низали ажурные воротники и шейные украшения, длинные ленты подвесок и сережки, украшали головные уборы бисерной бахромой и вышивками. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну или несколько нитей, ткали на специальном станце, рисунки придумывали сами или заимствовали из узоров вышивок.

Михаил Васильевич Ломоносов также оставил свой след в истории «бисероплетения»: он изучил свойства стекла и открыл завод, который выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Но после его смерти завод закрылся, проработав всего 10 лет.

Еще в XIX веке в Петербургской школе народного искусства и в школах художественных рукоделий многих губерний России всех желающих обучали професии бисершиц, а сделанные украшения не только с удовольствием носили горожанки-модницы, но даже вывозили за границу – в Австрию, Америку, Францию, Германию – на различные межуднародные выставки и аукционы. Многие изделия русских мастериц служили образцами для подражания в рукодельных школах Европы.

Сегодня это полузабытое искусство обрело новую жизнь. Плетение бисером – не просто ремесло, это высокое искусство, которое постоянно совершенствуется, потому что каждое новое поколение вносит в изделия из бисера частичку своего видения и своего времени, что еще больше обогащает его чем-то новым и современным.

Материалы и инструменты

Бисероплетение - работа кропотливая, требующая напряжения глаз, поэтому необходимо позаботиться об освещении. Низание не требует длительного обучения, но необходима отработка простых ее приемов.

  • различные виды бисера: стеклярус, искусственный жемчуг, кристаллы (граненые бусины) 
  • синтетические или натуральные нити, тонкая проволока (для каркаса объемных изделий), леска 
  • иглы бисерные 
  • ножницы (маленькие с острыми концами)
  • набор булавок (с ушком) 
  • различные емкости для хранения материалов 

 Условные обозначения и терминология

Нитку или леску, на которую набирается бисер, называют рабочей (набирать бисер можно или от одного конца лески к другому или на оба конца, последовательно нанизывая необходимое количество бисеринок).

Бисеринки, в которых скрещиваются рабочие нити, называются соединительными или связками. Такие бисеринки должны иметь большие отверстия для продевания нитки 2-3 раза.

Бисеринки, через которые пропускается только одна рабочая нить и которые находятся между соединительными, - промежуточными.

Бисеринка (с большим отверстием), в которую пропускается леска для закрепления изделия, называется закрепляющей.

Перед началом работы: завяжите на конце лески узелок, но не затягивайте его очень крепко; проденьте другой конец лески в бисеринку, пропустите его через центр узелка и затяните; нанизав последнюю бисеринку, в конце работы проденьте рабочий конец лески в первую, завяжите узелок 

  • Плетение в одну нитку (с использованием одного конца рабочей нити). Порядок работы: набрать на рабочий конец лески три промежуточные бисерины, затем набрать еще одну бисерину для подвески и возвратить рабочий конец лески в отверстие последней из набранных промежуточных бисерин. 
  • Подвески, состоящие из 2, 3 или нескольких бисерин, плетутся аналогично. Подвески приплетаются через одинаковое число промежуточных бисерин. Если одноцветные нити бисера украсить петлями, крестиками или цветочками цветными бисеринками, соединить несколько разноцветных ниток бисера крупными бусинками, получатся современные и модные изделия.
  • Плетение в две нитки (однорядные цепочки). Порядок работы: на середину нитки нанизать первое колечно из шести бисеринок, затем продеть правый конец нитки в первую бисеринку навстречу левой нитке так, чтобы они скрестились. Второе и все последующие колечки набрать так: на правую нитку три, на левую – две бисеринки. 
  • Увеличивая количество бусинок в колечке, добавляя бусы и стеклярус, можно сделать множество самых разнообразных цепочек. Таким же способом нижутся и ромбики, которые иногда называют лодочками. 
  • Ажурные однорядные цепочки – такая цепочка нижется слева направо: набрать семь бисеринок и протянуть нитку в первую бисеринку; притянуть нитку и набрать четыре бисеринки, а нитку пропустить через бисеринку. Далее плести аналогично, набирая по четыре бисеринки и протягивая рабочий конец лески в предпоследнюю бисеринку предыдущего набора.  
  • Ажурные многорядные сплошные цепочки представляют собой ровную полосу шириной от 0,5 до 3-4 см. Нанизывание бисеринок на нитку может выполняться сквозной сеткой с ячейками ромбом. 
  • Цепочка «Шахматка» плетется в одну нить, бисерины нанизываются в шахматном порядке; плетется поперечными рядами в длину, поэтому ширина цепочки зависит от количества бисерин, набранных для первого раяда; число бисерин должно быть обязательно нечетным. Порядок работы: для первого ряда набрать на леску бисерины 1-9. Начать плести второй ряд, протянуть рабочую нить через бисеринку 7; протянуть леску и набрать бисеринки 10, 11, 12, затем поочередно пропускать рабочий конец лески через соединительные бисерины первого ряда (5,3 и 1). Далее развернуть работу и аналогичным образом сплести все последующие ряды до нужной длины.
  • Цепочки с зубчиками (в полтора ромба) – 1-й ряд набрать из пяти бисеринок (1-5) и протянуть нитку в предпоследнюю (4) бисеринку ряда. Притянув нитку, получим первый зубчик, затем набрать 2-ой ряд цепочки из трех бисеринок (6-8), пропуская нитку в бисеринку (1). Затянуть нитку и набрать три бисеринки (9-11) для второго зубчика – окончание 2-го и начала 3-го ряда и протянуть нитку в предпоследнюю бисеринку (10). 3-ий ряд набрать из трех бисеринок. (12-14). Нитку пропустить в среднюю бисеринку (7) 2-го ряда. Закончить 3-й ряд также тремя бисеринками для зубчика и начать четвертый ряд петлей из трех бисеринок (15-17). В такой последовательности низать всю цепочку, создавая узор из цветных бисеринок. Закончив работу, пришить застежку для шейного украшения. 
  • Объемные фигурки – корпус фигурок получается таким, благодаря тому что ряды бисера располагают поочередно: вверх и вниз (или вперед и назад). Обычно бусинки первого (или верхнего ряда) всегда нанизывают на среднюю часть проволоки. Бусинки второго (нижнего) и каждого следующего второго ряда набирают на один конец проволоки, другой ее конец проводят сквозь все бусинки с противоположного конца, затем оба конца проволоки стягивают. Третий ряд располагается вверху, второй – внизу. 
В следующем выпуске вышивка бисером 
Copyright © 2012 "Энциклопедия Современных Хобби" Все права защищены. Использовать тексты рассылки можно только при обязательном указании ссылки на нее.

В избранное