Вязание спицами для начинающих - как правильно вязать лицевые петли
Строение лицевой петли (рис. 20)
позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).
Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку (способ 1). Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим.
В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе.
Упражнение 1. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за передние стенки (рис. 21).
Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название
«платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т.д.
Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую — рабочую спицу (правая). Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем. Интересно отметить,
что исходное положение рабочей нити может быть и другим. Например, на юге Болгарии вязальщицы нить вешают на шею, во Франции — держат в правой руке.
Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю — кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 22)
и переведите петлю с левой спицы на правую,
нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой). В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор. Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по
одной с обеих сторон вязанья). Поэтому 1-й петлей принято считать ту, которая находится рядом с кромочной.
После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис. 23)
и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные
петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.
Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины от ширины (например, если ширина 10 см, вверх свяжите 5
см), работу приостановите, оставив вязанье на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).
Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным — 29. Такие условия не случайны. Полотно, которое вы свяжете
разными узорами на одном и том же количестве петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства. Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно при соединении их в одной модели.
Упражнение 2. Платочное вязанье в полоску (рис. 24).
Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом не обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это тот редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте на спице.
Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку («бабушкина» лицевая — способ 2). «Бабушкины»
лицевые петли используются в ручном вязании только в определенных случаях, и это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т.п. Все эти названия условны, и, какое из них можно считать наиболее удачным, сказать трудно.
Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки (рис. 25).
Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Работу выполняйте на том же полотне.
1-й ряд и все последующие — лицевые петли. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания «перекрещиваются»). Положение пальцев в нити точно такое же, как при вывязывании лицевой петли способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 26)
и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. «Бабушкиными» лицевыми свяжите 4 — 5 см и оставьте полотно на спице.
Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы, предложенные в уроке 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись и обязательно добившись успеха, начинайте упражнения, помещенные
в следующем уроке
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
∙ Если прежде вы никогда не вязали, то рекомендуем пользоваться сначала только шерстяной пряжей (желательно светлого тона). Толщину нити выберите такую, чтобы можно было вязать спицами №2,5 или 3. Работать хлопчатобумажными нитями, пока не появится опыт, не следует: они неэластичны, поэтому петли скользят по спице что крайне затрудняет процесс вязания.
∙ Набирая петли начального ряда, старайтесь как можно
туже затягивать их на спице, но учтите, что следующий ряд (как и все остальные) вязать нужно более слабо. Лучший вариант вязки — это когда петля плотно «обнимает» спицу. Существует такое правило: петельный шаг (см. рис. 20) должен по ширине равняться четырем нитям или расстояние между соседними петлями на спице должно приблизительно быть равным двум нитям. Время от времени контролируйте исполнение работы: передвиньте вязанье по спице туда и обратно несколько раз. Если оно движется с чуть заметным
усилием, значит, петли выполнены правильно.
∙ Многие любители вязания не обращают внимание на то, как повернуто полотно после окончания ряда, чтобы начать новый. Чаще всего поворачивают вязанье вокруг своей оси по часовой стрелке. Если в это время в работе не одна нить, а 2 — 3, например, при вязании многоцветного орнамента или полосок, то постепенно нити путаются, скручиваются между собой и вязать становится трудно. Чтобы этого избежать, вязанье нужно поворачивать туда и обратно.
∙ Если вязать все ряды лицевыми петлями из тонких нитей очень толстыми спицами, то получается ажурное, рыхлое полотно. Такой прием нередко используется при вязании шалей и летних блузок.
∙ Чтобы боковые края полотна не были рыхлыми, нужно, снимая кромочную, в начале каждого ряда туго затягивать ее на спице и следующие 2 петли вязать плотнее, чем остальные петли этого ряда.
∙ Если пришлось надолго прервать вязание вещи, то нередко, приступив вновь к работе, у многих не
получается нужная плотность вязания (кстати, такое случается и после нервного возбуждения). Чтобы добиться прежней плотности вязания, советуем неспешно и спокойно начинать прерванную работу, пока не будет уверенности, что вы натягиваете рабочую нить с тем же усилием, что и раньше. Только после этого можно постепенно убыстрять темп работы.
∙ Подсчитав число петель для набора начального ряда, легко определить место сгиба нити, чтобы начать набор, т.е. узнать, какой длины должен быть свободно свисающий
конец нити. Для этого сложенные вместе две спицы обмотайте нитью столько раз, сколько нужно петель для набора начального ряда. Затем в левой руке зажмите нить, где кончились витки, сбросьте их со спиц и приступайте к набору петель.