Однажды начали новый проект. И один сотрудник прямо копытом бил, как говорится. Готов был сутками работать, горел энтузиазмом! Он даже про деньги не спросил, так упоенно включился в разработку проекта. И других заразил своей одержимостью. Только о проекте и говорил!
И его назначили проектом руководить, видя такой интерес и восторг.
И что? Через пару недель топливо кончилось. Сотрудник угас и потерял интерес к работе. Бросил все на полпути. А потом вообще решил уволиться, нашел новую работу. И всех поставил в неприятное положение.
Доделывали проект скучные труженики, без громких лозунгов и без восторженного энтузиазма. Так часто бывает.
Энтузиазм - это топливо, которое очень быстро кончается. Отличное топливо. Можно развить огромную скорость и получить большую грузоподъемность. А потом машина встанет. Очень быстро. Топливо кончится.
Энтузиазм в древности считали одержимостью богами. Спустился с Олимпа Аполлон или прислал Музу. И на время высшие существа передали свою энергию человеку. И под влиянием этих сил человек создал нечто невообразимо прекрасное. Или совершил удивительные деяния. Проявил необычайную силу. А потом боги оставили его. И человек потерял свои сверх-способности.
И больше прока от людей, которые немного сомневаются. Видят подводные камни. Рассчитывают свои силы. И выполняют работу постепенно, шаг за шагом. Потому что исследования учёных доказали то, что всем давно известно из опыта. Энтузиасты быстро теряют «запал». Чем воодушевленнее и восторженнее человек начал путь, тем меньше он пройдёт. Тем быстрее устанет, потеряет интерес, выгорит. И бросит дело или будет выполнять его спустя рукава…
Лучше начинать дело с теми, кто не слишком горит энтузиазмом. И свою восторженность поумерить. И с сомнением отнестись к «мотивирующим тренингам» и к горячим речам коучей. Если речь о кратковременном приливе энергии, то это полезно. Если речь о долгом пути, то опасно. В самый неподходящий момент топливо может закончиться.
И надо снова получать мотивацию, настраиваться и настраивать других. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Это закон. И повторно заливать то же топливо почти бесполезно. Оно испарится ещё быстрее. А потом - ещё быстрее.
Энтузиазм - это «присадка» к бензину. А не сам бензин, если образно говорить. И лучше работать с теми, кто готов к тяготам долгого пути. Признак простой: человек не проявляет восторженность и идеализм. И серьезно относится к возможным препятствиям.
Вдохновение проходит. А жизнь продолжается. Как сказал один писатель, «если бы я ждал вдохновения, я ничего бы не создал». И я подпишусь под его словами. Это истина. Толчок энтузиазма необходим! Но к энтузиастам лучше отнестись с осторожностью. Они быстро выдыхаются, если нет других качеств: терпения и трудолюбия.
Если надо «толкнуть» дело, сдвинуть с мёртвой точки, энтузиаст полезен и незаменим. Но везти повозку долго и упорно будут другие. Вот это правило жизни.