Как
говорила одна большая еврейская мама: "Я вам сейчас скажу. А вы таки
потом будете орать". Так вот. Хорошие девочки - это гадость. Это
трусливые и лживые создания. И больше всего на свете они боятся
разоблачений.
Сцена из фильма.
Мама с
семилетней дочкой заходят в вагон поезда, располагаются в пустом купе.
Девочка с любопытством оглядывается - на верхней полке лежат свернутые
матрасы. Выбирает самый чистый, стягивает вниз. Мама говорит: "Положи на
место и возьми тот, что похуже. Пусть другим достанется чистый. Надо о
других заботиться".
Девочка замирает, смотрит на маму с изумлением. Мама довольна. Она воспитывает в дочке добродетель.
Крупный план - лицо девочки. У нее на голове шевелятся волосы. В соседний вагон заходит Джокер. Удар хлопушки. Снято.
Нет, постойте! При чем тут Джокер? Какое разоблачение?
Девочка хорошая.
Она
выросла и заботится о других. Никогда не злится. В Прощеное воскресенье
отвечает: "Бог простит, и я прощаю". Слушается батюшку. Все причины
проблем находит в себе. Уходит от конфликтов. Не ругается. Боится
расстроить и обидеть. Особенно маму. Она безотказна, непритязательна,
довольствуется малым, помогает подругам и бедным родственникам. Содержит
безработного мужа и взрослых сыновей. Спасает брата-наркомана. Терпит
ненавистную работу, платит ипотеку. Жертвует отпуском. Живет ради
близких. Молится, медитирует и проповедует безусловную любовь.
Джокер улыбается, заходит в купе и достает осколок зеркала.
"Моя
хорошая маленькая девочка, - говорит Джокер и подмигивает, - мама ушла в
вагон-ресторан. А у этого поезда сорваны тормоза. Он летит в пропасть.
Рядом с нами - последний вагон. Я успею в него войти, отцеплю от
состава, и вы помчитесь уже без меня. Но сначала я тебе кое-что покажу".
Джокер протягивает девочке осколок зеркала. Она смотрит в зеркало и видит себя - взрослую.
"Твои
мечты не сбудутся никогда, - продолжает Джокер, - Ты не достигнешь
своих целей. Потому что ты всегда будешь работать на других, обслуживать
чужие цели и воплощать чужие мечты. Ты будешь очень удобной хорошей
девочкой. Тебя будут использовать, но не смогут любить. Потому что тебя
нет".
В осколке зеркала замелькали сцены.
Джокер
показывает пальцем: "Смотри, - это твоя подруга. Она взяла твою идею,
выдала за свою и получила работу твоей мечты! А что делать? Ты боялась
собеседования. Муж был против твоей работы. Ты боялась потерять мужа.
Хорошие девочки не высовываются. Кстати, у тебя не будет денег. А зачем
они тебе? Ты же выше денег, ты одухотворенная. И пишешь стихи".
"А
это - вообще песня! Ты и сестра влюбились в одного мужчину. Но ведь ты
не эгоистка, правда? Ее счастье - важнее. А ты выйдешь замуж за его
брата, ведь он так похож на мужчину твоей мечты. Которая сбылась не у
тебя. Хорошие девочки должны жертвовать собой".
"А здесь - ты
спасаешь наркомана. Орден бы тебе дать за такой подвиг! Наконец-то тебе
есть, чем заняться! Ты нашла смысл жизни! Как же ты умно устроилась -
собой можно не заниматься, не учиться, забить на свои способности! Утром
проснулась - и сразу на работу, спасать! Ну да, ведь хорошие девочки не
живут для себя!"
Девочка встает. В секунду она превращается в молодую девушку. И с размаху врезает Джокеру пощечину.
Джокер
хватается за окровавленную щеку и хохочет: "А я-то тут при чем? Это же
твой выбор! Ах, куда подевалась моя маленькая девочка? О`кей, поговорим
как взрослые люди!"
Джокер заламывает ей руку, вытаскивает в
тамбур и рывком открывает дверь. Поезд с грохотом влетает в темный
тоннель. Мелькают огни, свистит ветер.
Джокер кричит: "Ты никого
не спасла! Ты хотела власти. Ты хотела все контролировать. Тобой
управлял страх! Но ты врала про любовь!"
На стенах тоннеля мелькают кадры.
Джокер
показывает: "Смотри - это твой сын! Своей опекой ты лишила его сил и
сделала слабаком. Смотри - это твой муж! Своей жалостью ты убила в нем
мужчину. Смотри - это последствия твоей лжи, гордыни и трусости! Ты
думала, что спасателей любят? Спасателей ненавидят!"
Ловким движением Джокер вытаскивает наручники, пристегивает девушку к перилам вагона и отскакивает в сторону.
"Моя хорошая маленькая девочка! Тебе воздастся за все твои жертвы и страдания! Там - куда летит этот поезд!"
Он
распахивает дверь, рвет отжимный рыжаг и прыгает в соседний вагон.
Поезд стремительно удаляется в темноту, все дальше и дальше от вагона с
Джокером.
Издалека доносится взрыв, скрежет и грохот.
Женщина открывает глаза. Рядом на столике надрывно звенит будильник. Солнечный луч падает на зеркало и разбивается на радужные осколки. Женщина встает. Ей пора на работу.