Как говорится, жизнь — это боль, и смысла в ней ноль. А кто
ее любит, того иначе как мазохистом не назвать. Еще великий Ларс фон
Триер, когда его спросили о теме рабства в его фильмах, сказал: «Тяга
к подчинению охватила весь мир: в нем полным-полно мазохистов,
а садистов решительно не хватает». Спорить с классиком себе дороже,
да и не так далек он от истины: мазохизм сейчас повальное явление,
и речь вовсе не о завернутых в латекс извращенцах из «Криминального
чтива».
Больно было всем
Все знают, что словом «мазохизм» мы обязаны одному уроженцу Львова по фамилииЗахер-Мазох. В своих романах он первым описал то, чем люди занимаются зазакрытыми занавесками вот уже сотни лет, со времен Древней Греции по сей день.Еще у спартанских мальчиков была забава под красивым названием
«диамастигосис»,которая представляла собой состязание на выносливость: кто больше вытерпитударов кнутом и не помрет — тот и победил. В эпоху без интернета люди боролись соскукой как могли.
В более позднее время тезис «страдание есть благо» подхватили
всевозможные служители культа и дали тем самым мощнейший толчок мировой
культуре.
В темной Европе XIII века большим уважением у народа пользовалось движениефлагеллантов — самобичующихся монахов-аскетов, искупавших совершенные грехиумерщвлением плоти. Позднее, в XVII веке, нечто похожее возникло и в России: членыправославной
секты хлыстов, или христововеров, доводили себя во время
обрядов-радений до полного исступления. Параллельно садомазохизм успешно
практиковалсяи привилегированным сословием. Хрестоматийный пример — русская помещицаСалтычиха, запоровшая до смерти больше сотни своих крестьян, по большей частимолодых девушек.
С развитием буржуазного общества идея наслаждения страданиями покинула рамкирелигиозной догмы и перекочевала в область сексуальности, так что к приходуапостолов боли — Захер-Мазоха и де Сада — та же Европа была ужесадомазохисткой со стажем, предоставив Фрейду, Крафту-Эбингу и компании
простонепаханое поле для исследований загадочной человеческой души. Сейчас мазохизм(по-научному — «пассивная алголагния») считается одной из форм сексуальнойдевиации, видом садизма, направленного на самого себя. Но не только.
Связанные одной плетью
Психологи давно отметили, что мазохизм является чем-то большим, нежели простоотклонением от сексуального мейнстрима. В 1924 году Фрейд ввел понятие«морального мазохизма». Термин стал очень популярен. Так, психолог ВильгельмРайх включил «мазохистический характер» в свою подборку личностных типов,выделив в нем установки на самоповреждение, самообесценивание и скрытоебессознательное желание мучить других своими страданиями.
Моральный, или бытовой, мазохизм как идея, как стиль жизни
чрезвычайно распространен в наше время. Об этом свидетельствует хотя бы
поразительный коммерческий успех книги «50 оттенков серого».
Критики занимают по отношению к этому творению самые разные позиции, носходятся в том, что литературными достоинствами текст определенно не обладает.Впрочем, ему и не надо — он берет другим: книга бьет прямо в сокровенные мечтылюбой женщины о принце на белом лимузине, которому можно
отдаться полностью,без остатка. Незамысловатая история о бизнесмене и невзрачной девушке,предающихся БДСМ-утехам, — это гимн абсолютному доверию между партнерами, окотором мечтает любая женщина в эпоху победившего мужского инфантилизма.Довериться, выдохнуть, закрыть глаза, я твоя, делай со мной что хочешь,
я верю тебе— кайф! Не обошли эту тему стороной и другие модные писатели: например,снискавший популярность псевдофилософскими романами Пауло Коэльо уделяетмазохизму немало страниц в своем бестселлере о швейцарской проститутке-фрилансере «Одиннадцать минут».
Иногда стремление к боли продиктовано совсем не желанием
получить удовольствие и добавить в жизнь каплю поэзии.
Как отмечает американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в своей работе«Психоаналитическая диагностика», мазохизм далеко не всегда означает любовь кстраданию — зачастую человек терпит боль в сознательной или бессознательнойнадежде на некоторое последующее благо: «Если я достаточно пострадал,
я получулюбовь»; «Лучший способ борьбы с моими врагами — показывать, что они жестоки»;«Единственная причина, по которой со мной случалось что-то хорошее, — ядостаточно себя наказывал». В качестве примера доктор приводит американскогопрезидента Ричарда Никсона, который любил
говорить удрученным,оправдывающимся голосом и преподносить себя в СМИ как благородногострадальца.
Стоит отметить, что в России к моральному мазохизму относятся с пониманием идаже с симпатией, потому что любовь и почтение к боли и трагедии у нас прививаетсянациональной культурой. Века крепостного права, 70 лет советского строя, жалость кубиенному Николаю II Кровавому и вместе с тем
тоска по Сталину, по твердой руке —вот это все. Даже в «портрете русской души» — классической литературе — этоотразилось. Анна Каренина у нас — положительный персонаж, жертва, бросившаяпод колеса поезда обрыдлую жизнь в обществе, закрытом для свободной любви, «иправильно сделала». Настасья Филипповна — измученная своей порочностью особа,гибнущая оттого, что якобы недостойна чистой любви хорошего человека, «жалко ее».Ну и прочее в том же духе.
Любовь к страданию тут культивируют буквально с детства. Сперва матьрассказывает нам на ночь сказки, в которых баба издевается над своим забитыммужиком (тоже положительным): то с рыбами его пошлет разговаривать, то заставитотвезти дочку в темный лес зимой. Потом мы с отцом идем в баню —
храм русскогомазохизма, где голые бабы и мужики битком набиваются в тесное помещение сраскаленным воздухом и что есть силы метелят себя и друг друга вымоченными вкипятке ветками дуба, березы, а то и крапивой, да еще и громко кряхтят при этом отнаслаждения. Неспроста говорят, что баня очищает
не только тело, но и душу. Насамом деле душу очищает боль.
Человек может даже не подозревать, что является моральным мазохистом, и вообщебыть по всем параметрам «приличным», но на подсознательном уровне наслаждатьсяпревращением своей жизни в кромешный ад. Многим нравится, когда
у них естьТрагедия с большой буквы: неразделенная любовь, муж — садист и алкоголик («бьет— значит любит»), любовник на другом конце Земли, недостижимая цель и т. д.Особенно это характерно для творческих натур: вспомним, какая жесть творилась вличной жизни великих художников,
писателей, композиторов. Без подобныхкатаклизмов бытие начинает казаться таким людям пресным и бессмысленным. Всамом деле, не живем же мы ради того, чтобы тупо делать деньги и размножаться?
No pain, no gain
Собственно, это главное. Еще греческий философ Аристотель описывал состояниекатарсиса, внутреннего очищения и освобождения, которое возникает, когда зрительощущает сострадание и страх при виде мучений героев на сцене. Матерые мазохистытакой катарсис называют «сабспейсом», когда от боли и эмоциональных переживаний«саб» погружается в транс, приносящий ему огромное удовольствие и облегчение.Суть одна: чтобы вызвать в душе какую-то позитивную динамику, нужно разогнаться,поместить тело или сознание в экстремальные условия. Простодушным грекамхватало «Царя Эдипа» — сейчас многих пронимают лишь трэшовые фильмы вроде«Зеленого слоника» или «Свадебной вазы». К счастью, человеческая кожа кудатоньше нарощенной быстрым интернетом душевной брони, в этом плане за веканичего не изменилось, и достичь просветления, хлеща себя флоггером, все ещенамного проще, чем походами в театр.
«Нет боли, нет прогресса» (англ.
No pain, no gain) — эту сакраментальную мысль как-то высказал
американский умник Бенджамин Франклин (за что, видимо, и былпомещен на стодолларовые банкноты), а потом ее дружно подхватили качки по всемумиру. Товарищи бытовые мазохисты, посчитайте, сколько раз вы пытались сесть надиету, бросить курить и смотреть порно в интернете, начать новую жизнь спонедельника? Если больше трех — поздравляю: вас спасет только хорошая порка.Чем растрачивать свое либидо понапрасну, устраивая аристотелевскую трагедиюсебе и ближним, почему бы не причинять себе радость с пользой?
Превратите свой деструктивный мазохизм в конструктивный. выпорите
себя ремнем за съеденное после 6 вечера пирожное, если ваша филейная
часть уже давно перестала проходить в двери.
Посыпая голову сигаретным пеплом, с безмятежностью Будды перемойте в доме всюсантехнику и задобрите вашу домину — жену — походом в ресторан. Запишитесь набоевые искусства, где вас будут регулярно и с пользой бить: удары судьбы потомпокажутся вам массажем. Вспомните уроки Молчалина —
станьте идеальнымподкаблучником дома и лизоблюдом на работе: это укрепит ваш брак и обеспечитбыстрый карьерный рост. И главное: получайте от этого кайф! Но, пожалуйста, безфанатизма: телесные травмы и душевные расстройства не продвинут вас вперед нина шаг.
Очень важно помнить, что настоящее извращение — это когда
«по-нормальному» уже не получается. Такими случаями занимаются
психиатры, а мы тутза здоровый мазохизм.