Спикеры бизнес-саммита Retail Business Kazakhstan 2014.
Женщина от 25 лет, пополняющая домашние запасы в магазине раз в неделю или раз в месяц – таков портрет современного потребителя. В 73% случаев решение о той или иной покупке товаров повседневного спроса принимает женщина. Казахстанцы покупают все больше свежих продуктов и начинают следить за скидками и промо-акциями товаров. Эти цифры и данные были озвучены компанией Nielsen на первом международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2014, который проходит 5-6 июня в Алматы.
Компания Nielsen постоянно проводит замеры покупательской активности в розничной торговле в городах с населением от 10 тыс. человек.«Развитие современной торговли постепенно меняет привычки покупателей», - рассказывает управляющий директор Nielsen Центральная Азия и Кавказ Константин Локтев. По его сведениям, сегодня 61% всех покупателей в Казахстане заходят в магазин раз в неделю или раз в месяц, чтобы пополнить свои домашние запасы. Такое покупательское поведение характерно для многих развитых стран мира, когда в магазин ездят по выходным, закупая продукты и бытовую химию на неделю или месяц вперед.
Казахстан в этом направлении движется уверенно, о чем говорят цифры: в феврале прошлого года редкие, но меткие набеги на магазин совершали 59% покупателей. То есть, за год число «умных» покупателей увеличилось на 2%. С другой стороны, 8% покупателей идут в магазин, чтобы купить продукты для приготовления пищи, а в
прошлом году таких было 12%. Это еще раз подтверждает тезис, что покупки совершаются реже, но в больших объемах с запасом на несколько дней.
О том, что покупатель становится разборчивым, свидетельствует тот факт, что сегодня 1%покупателей заходит в магазин специально, чтобы купить акционные товары со скидками. Процент небольшой, но в прошлом году таковых покупателей совсем не было – 0%. Скидки начинают играть в жизни казахстанцев заметную роль.
Помимо скидок покупатель внимательнее стал изучать ценники на товары в магазинах, свою роль в этом сыграла февральская девальвация тенге. Если в феврале 2012 35% покупателей «не обязательно знало цены всех товаров, но замечало, когда они менялись», то в феврале 2014 (сразу после девальвации) эта группа покупателей увеличилась на 12%, достигнув показателя 47%.
Казахстанские покупатели серьезно отличаются от европейских: 35% отечественных приобретают свежие товары, 33% - энтузиасты здорового образа жизни. В Европе аналогичные показатели, по данным Константина Локтева, составляют, соответственно, 26% и 15%. Другими словами, казахстанцы предпочитают свежие и здоровы продукты. С другой стороны, в сегменте покупателя в Казахстане крайне мала доля «помешанных на скидках и промо» - всего 1%, тогда как в Европе этот показатель равен 10%. В Казахстане чуть меньше, чем в Европе настоящих ценителей качества 15%против 11% отечественных потребителей.
Казахстанцы стали не только лучше разбираться в ценах на товары, но и в целом покупать больше. Если говорить о рынке FMCG (товары повседневного спроса), то он прибавил в прошлом году 10,3%по отношению к 2012. В частности, сегмент напитков вырос на
6,8%, продуктовый – на 7,5%, сигареты – на 23,6%, non-food – на 13,5%.
Эксперты Nielsen уверенны, что покупать будут еще больше - из-за того, что на потребителя и рынок будут оказывать позитивное влияние современные форматы торговли. Новые форматы будут стимулировать развитие продуктовых категорий, будут прививать потребителю новые привычки и развивать частные марки торговых сетей (private label).
Кстати, о частных марках, владельцами которых является розничная сеть (например, марки Metro). В Казахстане их доля составляет всего 0,2%. Для сравнения: в России этот показатель равен 2,3%, в Австралии - 19,1%, Северной Европе – 22,7%, в Западной Европе - 30,3%. В итоге в ближайшем будущем на покупателя будет влиять много факторов, меняя его поведение. В Nielsen считают, что влияние макроэкономики приведет к снижению покупательской способности потребителя и его уходу в более дешевые бренды. На покупательское поведение повлияют также развитие сетей, маркетинг в части ценовых войн и спирали инноваций, изменение ассортимента (новые сегменты и категорийный менеджмент) и новые технологии. источник
ОЙ НЕ МОГУ!!!!!!! ОТ ХОХОТА АЖ СЛЕЗЫ НА ГЛАЗАХ!)))) ЖИЗНЕННО !!!!! Автобус битком, всю дорогу карапуз лет 3- 4 задает вопросы, а отец отвечает типа: "это трактор, он траву косит; это заправка тут би-би бензин наливают; и т.п.. И на "вопрос скоро ли приедем в Киров?" делает вид что смотрит вперёд, и говорит: "Да уже близко". В общем такой примерно диалог.И вот, подъезжает автобус к ж/д переезду и останавливается минут так на 30. А рядом с автобусом гуляют и щиплют придорожную траву две коровы, молодой рыжий бычок и штук пять овец. Ребёнка этот зоопарк есстественно заинтересовал и он начал очередные расспросы - кто это? да что они делают здесь? а папа отвечает, типа: это коровки, а это овечки, травку едят, гуляют. А в автобусе тишина (водила движок заглушил), и все пассажиры невольно слушают. И тут бычок за окном начинает пристраиваться к одной из коров, закидывает передние ноги к ней на спину и пытается совокупиться. Пассажиры, застыли в ожидании, долго ждать не пришлось, звонкий детский голосок изрёк: "Папа а что они делают?" Повисла гнетущая тишина, даже мухи перестали жужжать, и только через несколько секунд покрасневший от всеобщего внимания папаша смог выдавить: "Смотрят, далеко ли до Кирова". Взрыв смеха наверное было слышно и в самом Кирове!