Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Статьи о танце для всех: как научиться и совершенствоваться


Рассылка «Диваданс: статьи о танце для широкого круга читателей» Рассылка содержит статью, обзор какой-либо видеопрограммы (или книги) о танце, анонсы танцевальных событий и пр.

Студии «Диваданс» находятся: Санкт-Петербург, пр.Королева,д.32,к.1 (Комендантский пр.или Пионерская), ул.Есенина, д.9,к.1 (м.Озерки), Апраксин пер.,д.4 (м.Садовая, Сенная,  телефон: 291-43-34 и 348-55-39  http://www.divadance.ru -      танец живота, эротический танец, танец на пилоне (шесте для стриптиза), RnBdance, хип-хоп, тектоник, клубные танцы, брейкданс, стриппластика, ирландский, индийский и детский  танцы, фламенко, свадебный танец...

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Выпуск №134 от 8 декабря 2009г

Содержание:

  1. Основные понятия классического индийского танца.
  2. Обучающая видеопрограмма  «Учимся танцевать. Клубные танцы 5. "Go-Go". Импровизация».   
  3. 09.12.09 и 18.01.10 19:30 Театр им. В.Ф. Комиссаржевской Спектакль "Потехе-час" (Театр пластики рук "HAND MADE").

В следующих выпусках – разновидности стилей клубных танцев (поппинг, слайдинг, локинг и т.п.понятия), а далее – отображение танца в изобразительном искусстве – слудуюзая статья этого цикла

1. Основные понятия классического индийского танца.

ПОНЯТИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ стилей классических индийских танцев.

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков – русского и тамили, санскрита.

Хотя "Абхинайя Дарпана" («Зеркало жестов») написана на санскрите, наттуванары («наставники», т.е.учителя танца в Индии) редко пользуются санскритскими словами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к тамильскими терминами (в случае с бхаратанатьям). Поэтому общие термины, касаемые любого классического танца (нритта, нритья, натья, абхинайя, бхава, раса, хаста) – санскритские, а названия поз и движений именно бхаратанатьям – на языке «тамили».

нАтья – вид драматического искусства. Искусство танцевального представления. Танцевальная драма.

нрИтта – «чистый танец» - то есть танец как комбинация красивых движений, без внедрения образа, сюжета.

нрИтья – сочетание чистого танца с сюжетным (но не пантомима, которая уже относится к абхинайе)

абхинАйя – искусство выражения чувств, образов, сюжетов через мимику, жесты (хасты), позы. Это – выразительность танца, интонация. То, что позволяет внести в танец литературу, передать посредством танца самые тонкие переживания.

бхАва – эмоциональное состояние, которое переживает танцовщица в танце, мечтая донести эти эмоции вкупе с создаваемым образов до зрителя.

рАса (саскр.-«вкус», «привкус») – это тот «привкус», который остается у зрителя после просмотра танцевальной композиции. Те эмоции, что возникли в нем под воздействием танца. Есть 9 рас, наиболее распространена шрингара раса – любовная.  То есть бхава танцовщицы порождает расу у зрителя.

хАста (санкср.-«тайная печать») – устоявшиеся веками жесты – положения пальцев, имеющие разнообразные значения. Хасты описаны в «Абхинайе Дарпане».

рАга (raga) – мелодическо-звуковая составляющая музыкального произведения. Это – совокупность звуков (нот, тонов), некоторые ограничения в порядке их использования, основной тон (доминанта в нашей терминологии) и иная совокупная информация. Приравнивать понятие раги к нашему понятию «мелодия» - не совсем корректно. Скорее, это – расширенное, усложненное понятие тональности и лада.

тАл (тала, taal, tala, taala) – ритм.

авартАн (Avartanam) – весь цикл ударов выбранного тала – от первого до последнего удара. Понятие похоже на наше понятие «такт».

солукАтта – sollukatta -  слоги, под которые выполняются адаву, их же мы слышим во вмногих частях музыки для танца bharatanatyam)

гУнгуру (гхунгуру, гунгру, gunguru, ghunguru, gungru, ghungru) – в южной Индии их еще называют «челангаи». Они бываю два вида: плетеные и на ткани или коже. В северо-индийском классическом стиле катхаке штаны длинные, поэтому длинная плетеная косичка с колокольчиками несколько раз обвивает ногу поверх штанин и концы ее связываются друг с другом. И то может натирать ногу, поэтому иногда между тканью штанины и плетенкой прокладывают ткань. В южно-индийских стилях (к которым относится бхаратанатьсям, кучипуди, одисси и другие) штаны короткие, поэтому гхунгуру одевается на голую ногу, так что плетенка уже не подходит. Сооружается повязка из ткани или кожи, на которую рядами нашиваются матовые бубенцы.

К гунгуру особое отношение, как предмету, символизирующему все святое в искусстве танца. Их не швыряют, где попало, не дают поносить другим людям, не ходят с ними в туалет и так далее. Их освящают священнослужители, а гуру с благословением торжественно преподносит их ученику.

адавУ (Адаву, adavu, adugulu, адеву) (тамили-«танец»,«движение») – карана (то же на санскрите) – канонические, устоявшиеся и известные всем комбинации 2 или более движений, на которых построено изучение бхаратанатьям

джАти- имеет два значения:

а).в музыкальной теории индийской классической музыки – это количество ударов в главном фрагменте любого тала, именуемого лагху (от одного до пяти ударов), в результате которого талы делятся на 5 типов: Tisra, Catusra, Khanda, Misra, Sankirna

б). небольшие комбинации движений, состоящие из адеву или других движений бхаратанатьям, выполняемые под слоговое пение (та, тей, там, ха и т.п.)

корвАй (корвей, korvai) – тоже комбинации из адеву или других движений бхаратанатьям. Отличие от понятия «джати» в том, что «корвей» говорят чисто про танцы, тогда как «джати» - музыкальное понятие (фрагмент вариации слогового пения). Выполнение корвей под слоги (тей там и т.п.) тоже называют «джати». Тогда как корвей – часть танца, аккомпанементом для которого являются: звуки инструментов, слоговое пение (саргам: са, ри, га и т.п., иные слоги), их сочетание. Например, часть танца джатисварам (там пение саргам) называется корвей, а не джати.

Каждая поза, адаву (карана), предполагает определенное положение рук и ног и состоит из трех элементов: стхАнака sthanakam (начальная позиция), чари – движение и нритта хаста (жесты рук).

 

БХАРАТАНАТЬЯМ – ПОЗИЦИИ.

 

Положение корпуса описано в положении араманди, но в остальных положениях сохраняются те же требования – не будем повторяться.

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков – русского и тамили, санскрита.

 

Позиции ног:

самапАда (samapadam) – ноги ступнями вместе, ноги прямые.

арамандИ (арамАнди, арамандали, araimandi, ardhamandali)  (тамильск.-«полусидя») = айат (ayatam) (санскрит) – полуприсед с разведенными в сторону коленями и носками, пятки вместе. Важно вывернуть наружу как колени, так и ступни, при этом не заваливаться на большой палец, а опираться на пол всеми пальцами обеих ног. Корпус нужно держать прямо, без ярко выраженного прогиба в пояснице, плечи должны быть опущены, шея и голова должна продолжать линию позвоночника, а не быть выставленной впереди тела. Важна степень приседания: слишком мало – танец будет как бы вялым, слишком глубоко – смотреться будет тяжеловесно. Можно во такую оригинальную пробу провести: выставляем одну ногу на пятку в сторону, нисколько не меняя положения колена в пространстве (мы лишь распрямляем ногу в коленном суставе), затем то же делаем с другой ногой, смотрим на себя в зеркале и видим (или, увы, не видим) совершенные пропорции человека Да Винчи, вписанного в круг. Еще есть такая "норма" - приседая в араманди, рост сокращается на одну треть.

мурамандИ (мурамАнди, muramandi, муруманди) (тамильск.-«полностью сидя») – положение сидя на корточках с разведенными в стороны коленями. Приседание (можно также сказать – плие) осуществляется на пятки, которые в свою очередь подняты, так как в этой позиции мы оказывается на носках.

прЕвитам – позиция, похожая на араманди, но более широкая: между пятками есть расстояние.

прЭнкана (пренкана, премкана, prenkana) – находясь в араманди, выставляем одну из ног в сторону на пятку, выпрямляя ее в колене. Следим, чтобы другая (согнутая) нога не теряла выворотности.

гарУда-мАнда (гаруда, garuda, garuda manda) – позиция выпада. Невыворотная позиция. Само слово «гаруда» обозначает мистическую птицу Гаруду.

свАстика (swastika, swastika pada) – выворотная позиция (то есть колени направляем в стороны), при которой опорная нога стоит на все ступне, а вторая нога приставляется на носок, высоко задирая пятку, за пальцами опорной ноги. Второй вариант – то же, но перед пальцами опорной ноги. Есть также варианты: стоя на прямых ногах или из положения араманди.

пАршва-сУчu (паршвасучи) – если, сидя в мураманди, одно колено опустить на пол, например, в манди адеву. Выворотность колен должна сохраняться.

сАма-сУчu (самасучи) – то же, но оба колена упираются в пол

куттанАм (кунчитА) – стоя в араманди, вспрыгиваем на носки. При этом голова и корпус не должна оказаться выше, чем они были в араманди. В результате колени, и так вывернутые в сторону, при запрыгивании в эту позицию раскрываются еще больше. Это позволяет вееру (гофрированная ткань, прикрепленная к ногам танцовщицы) красиво раскрыться. Для возвращения в араманди просто опускаем пятки, ударяя при этом ими в пол.

нагабАнда – Позиция сходная с куттанам, но ступни стоят не рядом, а друг за другом.

экапАдам – стоя на прямой ноге, сгибаем другую, предельно выворачивая колено в сторону, и немного заносим оттопыренную пятку за опорную ногу.

Айндрам – позиция сходна с экападам, но исполняется в положении приседа, подобном араманди.

Алидам (Адидха, alidha, alida) – позиция сродни араманди, но чуть менее выворотна.

пратьЯлида (Apratyalidha, pratyalida) – то же, что и Алидам, но еще менее выворотно ставим ноги – под прямым углом: одна ступня смотрит в сторону, а другая – на зрителя.

Позиция рук (основная):

натьярАмбе  (натьярамбхе, натирамбе, Natyaarambhe, сауштавАм) – руки вытянуты по сторонам. Выпрямление рук не должно приводить к деформированной линии из-за полного выпрямления в локте, поэтому локоть чуть согнут и направлен назад. Плечи опущены. Кисть в хасте патака (трипатака, алападми, катакамукха…) прогнута максимально и чуть завернута пальцами в зеркало. Ладонь при этом должна смотреть в стороны, а не разворачиваться в сторону. Руки параллельны полу.

Название некоторых движений:

мАндала –процесс приседания в араманди, мураманди и другие подобные позиции

танАм – вспрыгивание на полупальцы в кудитту-метту адеву

мОтита – энергичный переход из мараманди в паршвасучи

намаскАр (намаскарам, namaskaram) (санскр. «почитание, уважение, хвала») = пранАм (pranam) (санскр.-«склоняться, поклоняться кому-либо») = tatti kumbidal (на тамили). Этой мини-композицией начинается как занятие бхаратанатьям, так и любой танец этого стиля.

Елена Стеценко. Копирование информации запрещено. В данном случае источником является сайт http://www.divadance.ru  © 2005 by Zhuzha

2.   Обучающая видеопрограмма  «Учимся танцевать. Клубные танцы 5. "Go-Go". Импровизация» Россия, Видеогурман, 2004г. Пятый диск из серии обучающего видео московской студии «Svetix». Сначала проясним ситуацию. За последние пять лет термин go-go стал использоваться в несколько ином ключе, что может сбить Вас с толку при покупке этого видео. Сейчас go-go – это фактически клубный эротизированный sexy танец. А ранее этим словом называли импровизационную и полуимпровизационную (т.е., когда выученные «куски» танца чередуются с импровизацией) манеру танцевать на сцене ночного клуба. Заметьте, на сцене, а не на танцполе. Это было понятие шоу-балетов, нанимающих в ночные клубы, и арт-директоров, нанимающих эти шоу-балеты. Так как в клубах звучит быстрая и сверхбыстрая современная музыка, то в танцах go-go было больше клубных элементов (фанк, хип-хоп, RnB и т.д.), чем эротических. Go-go dance никогда не имел стилистических ограничений, а смешение стилей и разных танцевальных движений всегда давало (и дает) зрелищность этому направлению. На этом видео больше клубных элементов, но и пластические тоже есть. Так что, с одной стороны, это – и не хип-хоп вкупе с другими клубными танцами, но и не то go-go, которое так привлекает нас сейчас своей сексуальностью. Но, однако, программа идеально соответствует своей цели – научить импровизировать и свободно себя чувствовать в танце в клубе, на дискотеке и т.д. Конечно, до полной импровизации эта программа не доходит, но это, пожалуй, и не возможно в пределах одной программы. Но она дает навыки сочетания композиций и связующих «вольных» движений. Так, что если Вас не испугает то, что не все движения уже современны и актуальны, Вы порадуетесь качественным разъяснением техники движений, различными комментариями и советами, которыми так славится вся серия от Svetix благодаря ведущей Светлане Косолаповой. Такими детальными комментариями по технике движений мало какие программы, увы, могут похвастаться. Большинство иных ведущих отсчитывают ритм, да плюс иногда констатируют факт (типа «выпад», «мах правой ногой» и т.д.). Купить это видео в Интернете http://www.ozon.ru/context/detail/id/2228107/?partner=987ddp

3.  09.12.09 и 18.01.10 19:30 Театр им. В.Ф. Комиссаржевской Спектакль "Потехе-час" (Театр пластики рук "HAND MADE").  Аннотация: «Hand Made Theatre» образован из студентов СПбГАТИ, факультета театра кукол, курс А.Миндлина.Спецификой курса стал поиск и разработка новых форм и выразительных средств театра кукол. Уже с первого года студенты учились создавать образы и персонажи из своих рук, из тканей, из различных фактур. Позже, когда студенты обучались управлять разными системами театральных кукол, натренированная фантазия помогла им создать новый образный язык, новый подход к традиции жанра... Актёры разговаривают со зрителями на языке рук. Этот язык понятен всем вне зависимости от возраста и национальности. Может быть, поэтому спектакль уже был высоко оценён как в нашей стране, так и за рубежом. Спектакль стал лауреатом Международного фестиваля «Арт-Театр» в Кёльне в 2005 году, лауреатом Международного фестиваля «Театральные встречи» в Болгарии в 2006 году, получил Гран-при на Ежегодных Театральных Игрищах на кубок Гертруды.»

Авторские права защищены. Копирование запрещено! Связаться с правообладателем - divaletter@yandex.ru

Посмотреть содержание предыдущих рассылок, как в форме html, так и форме doc (word), а также любое прошлое обновление из перечня обновлений сайта - http://www.divadance.spb.ru/archivelist.htm

Модератор рассылки: Елена Стеценко.

 


В избранное