В программе "Свет негаснущих звезд!"
выступают известные клоуны Анатолий Векшин и
Константин Васильев. Представляем вашему
вниманию статью о их жизненном пути.
Клоунский дуэт Анатолий Векшин и
Константин Васильев.
Клоун не
предлагает новых идей, не открывает истин, и
каждое его слово, даже невысказанная мысль
совершенно понятны. И он так похож
на каждого из нас Клоун так незаметно материал
жизни превращает в искусство,
Эти слова принадлежат критику и
цирковеду Наталье Румянцевой, дочери
знаменитого Карандаша. Может быть, именно потому
так притягательны для нас эти весельчаки и
забавники, своеобразные философы, всегда
находящие неожиданный выход из любого
затруднения. Клоун это роль, это амплуа артиста
цирка. Не каждый артист может быть клоуном.
Вероятно, клоуном надо родиться.
По-разному к
своему призванию пришли клоуны Анатолий Векшин и
Константин Васильев. Дети военного времени, с
ранних лет узнавшие по чe:м фунт лиха , вряд ли
мечтали тогда о цирке.
На плечи
восьмилетнего Кости Васильева, опухшего от
голода, легла тяжe:лая работа по уходу за матерью
и сестрой, с трудом выдерживающих лишения
блокады. Вкус холодца из столярного клея и супа
из кожаных ремней помнится Константину
Васильеву и Анатолию Векшину с детства. Но, как
нежная травинка пробивает асфальт, так жизненная
сила человека одолевает любые препятствия на
пути к своему предназначению. И пусть Анатолий
Векшин рассказывает, что: в цирк пришe:л
случайно - спрыгнул с трамвая, увидев объявление
о приe:ме в студию музыкальной клоунады при
Ленинградском цирке . Он и сам тогда не понял,
что его позвала судьба. Природная музыкальность
и актe:рский дар, обучение у
высокопрофессиональных преподавателей, общение
с мастерами цирка, - всe: это позволило прилежному
ученику успешно окончить студию и с 1949 года
начать собственный творческий путь. На этом пути
приходится держать экзамен гораздо чаще, чем на
ученическом. Работа в паре с маститыми
Карандашом, Никулиным, Поповым - один экзамен;
создание роли старика Хоттабыча в цирковом
представлении или роли пижона и шалопая в
цирковой пантомиме Пароход идe:т Анюта -
другой экзамен. Обретение собственного
клоунского лица-маски - это самый серьe:зный
экзамен для клоуна.
Если Анатолий
Векшин, однажды избрав клоунскую тропу, не менял
своего направления, то у Константина Васильева
иначе сложился творческий путь. Физическая
выносливость, которая помогла ему преодолеть
суровое время, сослужила добрую службу и в мирной
жизни. Он занимался акробатикой в Ленинградском
Дворце пионеров и имел первый юношеский разряд,
когда пришe:л в цирк работать униформистом.
Униформа - такое своеобразное звено в цирковом
производстве, где работают и те артисты, которые
завершили свой творческий путь, и те, кто только
собирается его начать. Так получилось и у
Константина Васильева. Всего полгода отстояв
в униформе, он вошe:л в состав труппы турнистов п/р.
М. Николаева сначала в качестве ассистента, а
вскоре и в качестве полноправного артиста.
Наделe:нный комическим даром талантливый акробат
Васильев, в сложном спортивном жанре нe:с
дополнительную актe:рскую нагрузку, играя роль
дурака , потешника публики и, выполняя при этом
труднейшие перелe:ты. Десять лет такого
напряжe:нного труда оборвались несчастным
случаем - артист неудачно спрыгнул с турника и
покалечил ноги. Карьера акробата закончилась, но
не закончилась карьера артиста Константина
Васильева. Тонкое чувство юмора, природное
обаяние, актe:рские способности привели
недавнего акробата в клоунскую студию. До
счастливой встречи с Анатолием Векшиным клоуну
Константину Васильеву пришлось поработать со
многими партнe:рами, но, не смотря на их
талантливость, органичного дуэта не получалось.
В 1966 году Игорь
Кио предложил Векшину и Васильеву вместе
поработать в его программе. Почувствовав
внутреннее единство, артисты начали напряжe:нный
поиск собственного репертуара. Вскоре новая
клоунская пара завоевала успех и любовь зрителей
не только на родине, но и во многих странах, где
проходили гастроли Российского цирка. В Испании
артисты были избраны членами Клуба клоунов .
В 1996 году
Российское правительство по достоинству оценило
творчество талантливых клоунов, присвоив им
звание Народных артистов России. Но самая
высокая награда клоуну - Смех в зрительном зале.
Эту награду Анатолий Векшин и Константин
Васильев уносят с собой после каждого
представления.
Л. Смирнова, Ст. научн. сотрудник Музея
циркового искусства.