Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости буддизма

  Все выпуски  

Новости буддизма


 12 февраля 2010

XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев: Наступающий год будет хорошим

Уважаемые жители Бурятии!

Поздравляю вас с наступлением Сагаалгана! С праздником торжества сохранения жизни, с праздником людей, сумевших пережить год зеленой Коровы! Сагаалган восходит к древним национальным и религиозным традициям народов Азии, исповедующих буддизм. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Сагаалган — праздник Белого месяца— является главным праздником бурят, он имеет многовековую традицию, тесно связан с буддийским мировоззрением и отражает духовную основу жизни монголоязычных народов.

14 февраля мы будем поздравлять друг друга с приходом года белого Тигра. Мы завершаем цикл увековечения памяти 21 великих Хамбо лам Бурятии. Мы должны построить субурганы, посвященные Хамбо ламам Еши Жамсуеву, Гуро Цыренжапову, Данжа Мункожапову и тем самым исполнить волю Хамбо ламы Итигэлова. Мы будем продолжать строительство дацанов. Наступающий год будет хорошим, потому что друзья тигра — лошадь и собака— являются большими друзьями людей.

Удачи, успехов, здоровья и счастья! Да будет благо!

http://www.infpol.ru

_____________________

В Цаган Сар калмыцкие буддисты будут есть борцоки и взывать к Окон Тенгр

Буддийский и калмыцкий национальный праздник Цаган Сар (Белый месяц), отмечаемый в первый день месяца Дракона по лунному календарю, выпал в этом году на 14 февраля - воскресный день, удобный для совершения традиционных в честь этой даты религиозных служб и домашних дел, рассказали корреспонденту ИА REGNUM Новости в центральном калмыцком хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни". В этот день принято ходить друг к другу в гости, дарить подарки, готовить обильные и сытные кушания, в особенности борцоки (мучное блюдо), которые подносятся на алтарь буддам и бодхисаттвам, а также родственникам и друзьям во время праздничных визитов.

Цаган Сар связан с именем богини Окон Тенгр (богиня-дева, небесная дева): с 12 по 14 февраля к ней, а также к другим защитникам-сякюснам будут обращаться монахи Калмыкии, продолжая тем самым уникальные многовековые традиции. "Во все времена будем соблюдать законы и обычаи предков!" - говорится в известном йоряле (благопожелании) в честь Цаган Сара. - "Умилостивим своих бурханов, умилостивим духов земли и воды! Пусть покровительствуют вам всевышние!".

Считается, что к Цаган Сару земля оттаивает после долгой зимы, и самое время начать не только новый сезон, но и новую жизнь, неотделимую от нравственности. "Будем жить долго, учить молодых законам предков, жить, не проявляя плохих черт", - говорится в том же праздничном йоряле. В последние годы у буддистов Калмыкии сложилась традиция рано утром в день Цаган сара собираться в хурулах, чтобы принимать от лам обеты Махаяны (тиб. Содженг) с обещанием отказаться от негативных деяний сроком на один день. В этом году досточтимый лама Калмыкии Геше Тензин Дугда дарует обеты Махаяны в 5 часов утра 14 февраля для всех желающих.

Цаган Сар на протяжении многих веков для калмыцкого народа был связан с кочевым образом жизни; в старинных источниках говорится, что оставаться после праздника на прежнем месте дольше семи дней считалось большим грехом. Став народом оседлым, калмыки сохранили торжественность Цаган Сара - белого, счастливого месяца приветствий и поздравлений, имеющего преимущественно религиозную важность. Цаган Сар калмыки празднуют дома и в хурулах; в храмы приходят для участия в торжественных молебнах, а также ритуалах "чаксум", проводимых монахами в целях ограждения людей от негативного влияния злых духов.

Специальная кукла при сожжении заберет на себя все неблагоприятное. Кусочки теста, которые прихожане получат от служителей хурула, будут собраны и преданы огню также в знак устранения преград. Согласно поверью, тесто вбирает в себя людские болезни и препятствия в добрых делах. Затем эти кусочки сжигаются в ритуальном костре. Буддисты верят, что в ходе особого ритуала, обращенного к божествам-защитникам, устраняются все проблемы, болезни, в огне сжигаются все негативные помыслы и неблаговидные дела, которые были совершены в течение уходящего года.

В Калмыкии мотивация празднования Цаган сара традиционно объясняется мифологическими событиями: почитаемая калмыцким народом богиня Окон Тенгр спасла мира от своего сына, родившегося от брака с царем мангусов (страшных чудовищ): младенец, превратившись в великана, со временем мог уничтожить весь род человеческий. Традиционно Окон Тенгр изображается восседающей на спине мула, поверх которой накинута человеческая кожа (попона), - по одной из легенд, кожа убитого ею сына. Богиня Окон Тенгр (тиб. Палден Лхамо, санскр. Шри Деви)- это единственная богиня из числа великих просветлённых дхармапал. Ее изображение находилось на знамени 3-го Донского калмыцкого конного полка (начало XX века).

Оберегающая от злых духов, порчи, злых языков и от всех внешних врагов, Окон Тенгр - одна из основных защитников веры и учения в закрепившейся среди калмыцких буддистов традиции гелугпа тибетского буддизма. Она оберегает учения великой колесницы Махаяны. На своём диком муле Окон Тенгр едет по морю крови и жира. Гигантских размеров, чёрно-синего цвета, с обвисшей грудью, горящими бровями и усами, с красными вздыбленными волосами одной рукой она размахивает длинной дубиной, а в другой держит чашу, сделанную из черепа, который заполнен человеческими органами. У неё три глаза, в её раскрытом оскаленном рту лежит человеческий труп. Гирлянда свежих голов окружает тело. Змеи поддерживают юбку из тигровой шкуры, а пять черепов украшают ее драгоценную корону. Лунный диск в центре волос и солнечный диск в пупке - это подарок от бога Вишну, а другие украшения являются подарками от других богов. Дикий мул запряжен в упряжь из ядовитых змей. Спереди у мула свисает пара кубиков для гадания, которые богиня использует, чтобы определить хорошие или плохие события ждут человека, а так же череп и черный мешок, заполненный болезнями. Из сострадания она проглатывает все земные болезни, собирая их в свой мешок, или выпускает их из мешка, чтобы уничтожить врагов Дхармы. На крупе мула висит клубок волшебных нитей, сделанный из скрученного в шар оружия. Здесь же находиться глаз, который появился, когда Окн Тенгр вытащила копье, которое бросил в нее муж, король людоедов, когда она покидала Цейлон.

Обычно рядом с Окон Тенгр в качестве свиты изображают четырёх махарадж - богинь времён года, которые сторожат четыре стороны света. Над ее головой изображается белая богиня Сарасвати, которая держит в руках пиванг - струнный музыкальный инструмент, напоминающий лютню. Божества, сопровождающие Лхамо, это крокодилоголовая Дакини, ведущая мула, и львиноголовая Дакини позади неё.

Во многих монастырях изображение Окон Тенгр держат в углу за занавесом. Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены её воле, поэтому её имя без надобности стараются не упоминать. Легенда гласит, что Окон Тенгр, всячески благоволившая буддизму, была женою царя Ланки (или царя мангусов), варвара по имени Шиндже, который был против распространения Учения Будды. И царь, и царица рассчитывали на поддержку своего сына, однако царевич был больше привязан к отцу. Когда она узнала, что Шиндже убеждает сына помочь ему навсегда покончить с буддизмом на Ланке, она поклялась положить предел бесчинствам мужа и истребить его род. В отсутствие супруга она убила своего сына, выпила его кровь и съела его мясо. Затем, взяв лучшего царского коня, она поскакала на север. Царь, узнав о совершенном ею, помчался следом. Догоняя ее, он произнес страшное проклятие и пустил стрелу в свою супругу. Стрела вонзилась в круп коня. Царица, противодействуя заклятию, выдернула стрелу и воскликнула: "Да станет рана моего коня глазом, таким большим, чтобы увидеть двадцать четыре страны, и да смогу я своими силами истребить этот род злых царей Ланки!".

На Тибете есть озеро, называемое Лхамо Латцо, где, согласно легендам, живёт богиня. На его берегу совершаются ритуалы, а высокие ламы получают указания относительно нового рождения Далай-лам и Панчен-лам. Стоит отметить, что в научных работах калмыцких ученых говорится, по крайней мере, о пяти версиях пересказа легенды об Окон Тенгр, с деяниями которой связано происхождение Цаган сара.

Отметим также, что в первый день первого весеннего месяца Бурхан-Бакши (Будда Шакьямуни) вступил в диспут с шестью неверными учителями. Этот диспут продолжался в течение пятнадцати дней. Бурхан-Бакши победил иноверцев, и те признали его учение. Некоторые связывают установление даты Цаган сара с этой победой.

И еще один интересный исторический факт: в течение полутора веков (XVI-XVII вв.) калмыцкий народ, как и тибетский, праздновал Новый год весной, потому в результате этой довольно длительной традиции, в Калмыкии в канун праздника Цаган cap выполняется ряд новогодних по смыслу обрядов: предпраздничная уборка, починка старых вещей, покупка и демонстрация новых. С начала XVIII века Цаган cap в Калмыкии перестает быть началом года. А вот у калмыков, живущих в Синьцзяне (КНР), сохранилась старая обрядность: они до сих отмечают Цаган cap как Новый год.

http://www.regnum.ru

_____________________

В буддийских монастырях России готовятся встретить год Белого Железного Тигра

Предновогодние молебны начались в дацанах (монастырях) Буддийской традиционной Сангхи России. Сегодня ее священнослужители-ламы совершают молебен Балин Адислалга. Это обряд освящения балинов - подношений божествам в виде тортов из ячменной муки, обмазанных козьим жиром и раскрашенных гуашью, сообщает ИТАР-ТАСС.

В преддверии Нового года по лунному календарю готовится самый большой балин - Зоогын Далай (Океан Яств). Его украшают цветами и фигурами, вылепленными из козьего жира. Дары ставятся в алтаре храма, где молятся миряне. 12 февраля они примут участие в одной из самых красочных предновогодних церемоний - "Дугжууба". Это обряд "устранения препятствий" - 64 злых сил, приносящих несчастья, болезни и смерть. Они символически сжигаются в больших кострах возле храмов.

Сам год Белого Железного Тигра наступит для буддистов России на рассвете 14 февраля. Плавающая дата его прихода ежегодно вычисляется буддийскими астрологами. 14 февраля с 01:00 до 03:00 (мск) в эфире телеканала "Россия 24" и радио Бурятии в прямой трансляции из Иволгинского дацана (резиденции Буддийской традиционной Сангхи России) прозвучат священные мантры молебна-хурала "Лхамо". Он посвящен буддийской богине Лхамо - особой покровительнице Тибета и монголоязычных народов, исповедующих "северную" ветвь буддизма.

В новогоднюю ночь богиня спускается на Землю и обходит ее, благословляя верующих. По завершении этой службы о наступлении Нового года верующим объявит глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев. В буддийских монастырях Бурятии будут установлены плазменные экраны, чтобы прихожане самых отдаленных населенных пунктов смогли ощутить эффект присутствия на службе в Иволгинском дацане.

Одновременно с Новым годом жители Бурятии начнут отмечать Сагаалган - Праздник Белого месяца. Этот светский праздник - один из любимейших у монголоязычных народов мира.

http://www.newsru.com

_____________________

Ретрит по янтра-йоге в Томске

3-10 марта в Томске пройдет ретрит по янтра-йоге.
Занятия проведет Виктор Крачковский, инструктор Дзогчен-общины по янтра-йоге. Организатор - томская Дзогчен-община. Вся информация - здесьhttp://dzogchen.tomsk.ru/2010/02/08/yy-open-retreat/

Программа курса:

3 марта, среда
19:00 – 21:00 – публичная лекция. Название: “Янтра-йога – как уникальный метод обнаружения естественного состояния праны и выход за пределы обусловленностей ума”. Вход свободный.

4-8 марта, четверг – понедельник
19:00 – 21:00 – Открытый курс по янтра-йоге. (без передачи от Намкая Норбу Ринпоче)
Уровень подготовки: для начинающих. Курс включает практически всё из янтра-йоги за исключением объяснений задержки дыхания кумбхаки.

8 марта, понедельник
Веб-трансляция ретрита с передачей от Намкая Норбу Ринпоче. (время уточняется).

9-10 марта, вторник-среда
19:00 – 21:00 – Закрытый курс по янтра-йоге для тех, у кого есть передача от Намкая Норбу Ринпоче (для членов Дзогчен-общины).

Большая просьба к тем, кто желает участвовать в ретрите, зарегистрироваться на сайтеhttp://dzogchen.tomsk.ru/form/index.php

http://dzogchen.tomsk.ru

_____________________

Лекция геше Лхакдора «Буддизм в XXI веке»

Приглашаем вас на публичную лекцию тибетского ламы, монаха, геше (доктора буддийской философии), директора Тибетской библиотеки трудов и архивов (LTWA) в Дхарамсале и многолетнего личного переводчика Его Святейшества Далай-ламы XIV, геше Лхакдора.

Тема лекции «Буддизм в XXI веке».

Лекция состоится в воскресенье, 28 февраля 2010 г., в 16:00, в Москве, в зале N8 Центра «Открытый Мир».

После лекции у вас будет возможность пообщаться с Геше-ла и задать ему интересующие вас вопросы.

Вход свободный,
Подношения (на покрытие расходов по аренде помещения и подношение Геше ла) приветствуются.

Геше Лхакдор родился в местности Якра, в Западном Тибете, в 1956 году и вместе с родными вынужден был покинуть родину в 1962 году, вскоре после китайского вторжения.

В 1964 он принял обеты монаха-послушника, с 1972 по 1976 год проходил обучение в Тибетской школе в Далхаусе, в Индии, после чего до 1986 года изучал буддийскую философию в Институте Буддийской Диалектики, в Дхарамсале. По окончании обучения, Геше ла работал в личном офисе Его Святейшества Далай-ламы XIV, где занимал должности секретаря по религиозным вопросам, и в течение 16 лет выступал в роли личного переводчика, Далай-ламы, сопровождая его в поездках по всему миру, переводя для англоязычной аудитории публичные речи, лекции, учения и посвящения Его Святейшества. Всем, кто когда либо слушал учения Его Святейшества в английском переводе, хорошо знаком его голос.

С 2005 года геше Лхакдор — директор Тибетской библиотеки трудов и архивов (LTWA) в Дхарамсале, крупнейшего центра по сохранению и изучению культурного и духовного наследия тибетской цивилизации.

Напоминаем Вам, что наши учения проходят в помещении по адресу: Москва, ул. Павловская д. 18, Центр «Открытый Мир». Центр расположен в пяти минутах ходьбы от станции метро Тульская. Выход из последнего вагона, далее пройти по ул. Б. Тульская по направлению к центру до Даниловского вала. Чуть правее, на противоположной стороне Даниловского вала Вы увидите здание Детского Центра «Ого-Город» с яркой расцветкой по всему фасаду. Пройдите в ворота и обогните основное здание слева. Вход в отдельно стоящее здание «Открытого Мира» расположен прямо за зданием Детского Центра.

_____________________

Вера и рациональность в буддизме

Статья Маргариты Кожевниковой "Вера и рациональность в буддизме" по прочитанному на VI Торчиновских чтениях докладу (3-6 февраля 2020 г.) – на сайте mk-site.spb.ru.

Статья посвящена вопросам:
«Какое место занимает вера в буддизме?» и
«Какое содержание она там имеет, какую интерпретацию получает?»

_____________________

Лосар - Тибетский новый год

Приглашаем всех 13 и 14 февраля на ритуал отбрасывания препятствий Гутор перед новым годом и встречу тибетского нового года Тигра с Йогиным Пема Рандролом из Восточного Тибета. В первый день Тибетского нового года, 14 февраля, будет передаваться посвящение Долгой Жизни Цеванг и благословение на новый год. А в 29 лунный день, 13 февраля, лама проведет ритуал Гутор, ритуал отбрасывание препятствий, врагов, болезней перед новым годом.

Подробности на clouds.ru или по тел.79032206970.

* Опубликовать свою новость
* Обсудить на форуме
* Зарегистрировать свой сайт


В избранное