Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости буддизма

  Все выпуски  

Новости буддизма


 3 июля 2009

Феномен хамбо ламы Итигэлова пока не разгадан

К такому выводы пришли участники II Межународной конференции «Феномен XII Пандито хамбо ламы Итигэлова», которая состоялась 26–27 июня в Иволгинском дацане «Хамбын хүрээ».

Почему хамбо лама Итигэлов выбрал именно такой уход из жизни, какова была его цель? Присутствует ли сознание в теле хамбо ламы? Что означает число 75 в его жизни? (Итигэлов был перерожденцем основателя буддизма в России Пандито хамбо ламы Д-Д. Заяева, который прожил 75 лет, Итигэлов появляется на свет спустя 75 лет после его кончины, сам хамбо лама уходит из жизни в 75, через 75 лет его тело извлекают из земли). Сможем ли мы, современные потомки, разгадать и постичь то, что дает нам хамбо лама Итигэлов?

Эти и другие вопросы, а также пути и способы исследования феномена Итигэлова были рассмотрены на II Международной конференции «Феномен XII Пандито хамбо ламы Итигэлова», в которой приняли участие высшие духовные лица – Жадо ринпоче — кенсур хамбо лама личного дацана Его святейшества Далай ламы XIV, Булган лама – генеральный секретарь Азиатской Буддийской конференции за мир, хамбо лама Дымбрылын Чойжамц – глава буддистов Монголии, Дамба Аюшеев – XXIV Пандито хамбо лама Сангхи России, представители Правительств Республик Бурятия, Калмыкия, профессора, доктора и кандидаты экономических, философских, экономических, технических наук, преподаватели Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», хранители Эрдэни мунхэ бэе XII Пандито хамбо ламы Итигэлова и даже один учащийся средней школы.

Вечером первого дня конференции температура драгоценного тела хамбо ламы Итигэлова, по словам хранителя Бимба ламы, достигала 34 градусов при температуре в помещении 18 градусов. Обычная температура тела составляет 20 градусов.

Что собой представляет загадка Драгоценного тела Итигэлова, в чем заключена цель хамбо ламы Итигэлова – на эти вопросы пытались ответить собравшиеся ученые. По мнению доктора экономических наук, директора Института экономики и менеджмента МХТУ им. Д. Менделеева Александра Хачатурова тело Итигэлова представляет собой самоорганизующуюся систему, которая обменивается информацией с современным миром.

«Итигэлов – это иная форма жизни, тело ламы – биокристал», – утверждал директор филиала РГГУ, ученый Сергей Фетисов. «Кристаллическую структуру присутствующей воды в теле Итигэлова, в то время как процессы жизнедеятельности в теле приостановлены, объяснить невозможно, кроме предположения, что Итигэлов повлиял на воду посредством влияния из иного мира, так как Итигэлов знает формулу кристалла чистоты – символа вечности».

Александр Качаров, профессор Вирджинского университета (США) и Буддийского университета в Сарнатхе (Индия), выдвинул предположение: «Тело Итигэлова остается в неизменном состоянии, благодаря духовному подвижничеству, и тому, что в нем сохранилось сознание. Если сознание не покинуло тело, то оно не будет разлагаться». А телу Итигэлова сегодня 158 лет с учетом года в утробе матери — 75 лет жизни на земле, 75 лет жизни под землей и уже 7 год новой жизни с нами.

Жадо Римпоче, кенсур Хамбо лама монастыря Намгьял (Индия) о состоянии тела хамбо ламы Итигэлова сказал: «Он использует тонкие проявления эфира, ветра, продолжая в настоящее время практику медитации».

Тайну рождения Итигэлова вряд ли удастся разгадать, никакие источники не говорят о родителях хамбо ламы, а понятия сиротства у бурят в те времена не было, осиротевших детей сразу же усыновляли. Невесть откуда появившийся мальчик-сирота уже в 7-летнем возрасте знал и говорил о своем предназначении, что позволило ширетую Дуйнхор дугана Буда ламе в докладе «Хамбо лама Итигэлов – высшая личность» предположить о факте чудесного рождения Итигэлова (существует 4 вида рождения: из чрева, из яйца, влаги и чудесное рождение).

Преподаватели Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» подготовили интереснейшие доклады про обладание Пандито хамбо ламой Итигэловым семью драгоценностями: Этигэлэй Хамбын Ухаан – Мудрость, Этигэлэй Хамбын Һэшхэл – Совесть, Этигэлэй Хамбын Үгэлигэ – Щедрость, Этигэлэй Хамбын Эшэхы – Стыд, Этигэлэй Хамбын Эрмэлзэл – Стремление к знаниям, Этигэлэй Хамбын Тангариг – Клятва, Этигэлэй Хамбын Һүзэг – Вера хамбо ламы Итигэлова. «Скромность – основа практики, его надо рассматривать как фактор духовного развития. Стыд – фактор контроля, стыд и совесть держат человечество в равновесии, это самый лучший контроль изнутри. Существует 3 вида даяния: материальное, защита от опасности и даяние учения» – это выдержки из выступлений преподавателей, которые считают, что Итигэлов щедро обладал всеми Качествами-Драгоценностями. Как подчеркнули специалисты, именно этот метод изучения феномена Итигэлова – через буддийское мировоззрение и буддийские тексты – представленный ламами Иволгинского дацана, отражает глубину философских воззрений XII Пандито хамбо ламы и помогает понять не только феномен Итигэлова, но и глубже постичь Учение Будды.

Генеральный секретарь АБКМ Булган лама озвучил послание Его святешейства Далай ламы IV об осознанно значимой жизни, о возможностях создания уже сегодня и сейчас причин для лучших перерождений в будущем. Старейший учитель Балбар лама, выходец из Шэнэхэна Внутренней Монголии КНР, говорил о святыне Итигэлова, как о редчайшем и поистине божественном явлении в мире Сансары, о выпавшей счастливой доле современных верующих, о важности сохранения Веры и Учения.

«Самыми первыми письменными упоминаниями об Итигэлове на сегодняшний день остаются труд ученого Генина-Дармы Нацова по биографии Итигэлова и роман Х. Намсараева «На утренней заре» – с сообщением о социологических исследованиях и мониторинге печатных СМИ по феномену Итигэлова выступила директор Института Итигэлова Янжима Васильева. Еще предстоит изучить письменное наследие Итигэлова, которое насчитывает 50 трудов по буддийской философии, истории, фундаментальный рецептурник тибетской фармакологии.

Ширетуем Кыренского дацана Балдан ламой сделана расшифровка Послания – Захяа XII Пандито хамбо ламы Итигэлова, написанное в 1927 году перед остановкой дыхания. Сохранил и передал его Гэлэг Балбар лама. Текст написан на старомонгольском языке, содержит 26 строк и подпись Д-Д. Итигэлова. Остановимся на 7 строке: “Оһол муу энэ сэмүүнэй саг балшаг шабарһаа хирэ үгы» – «Опасно плохого этого времени топи болота грязи нет». Автор дает такой комментарий: «Время, в которое мы живем, время упадка. Это плохое время для самосовершенствования, слишком много соблазнов плотным кольцом окружает нас, оно опасно, так как достижения научно-технического прогресса вселяют ложную гордость человечеству. Огромное количество предметов, производимых человечеством во благо человека, на самом деле становятся лишь новыми узами привязанности к бытию. Чем больше лекарств создает человек. тем больше болезней наваливаются на него. Это болото все сильнее засасывает нас, болото производства вещей и предметов, приобретая которые мы все сильнее погружаемся в топи сансары, заботясь лишь о комфорте телесном, задумываясь о душе лишь изредка. И этой грязи вещизма у Д-Д. Итигэлова нет, даже живя в это время упадка, они (вещи, предметы) служили ему лишь для совершения благодеяний.

Помимо феномена Итигэлова на конференции поднимались и другие темы. Доктор Сонин Баяр багша из Монголии поднял вопрос о наследстве одного из великих сынов Бурятии, кенсур Агван-Ниме (1907-1990), 6 томное собрание трудов которого «Чойнжин» было опубликовано в 1996 году в Гоман-дацане (теория, история, философия буддизма, обширная информация о буддийских храмах Монголии и Бурятии), также ими же опубликована автобиография Агван-Нимы на монгольском языке в 2003 году. Кенсур Агван-Нима родился в 1907 году в селе Дабатуй (ныне Заиграевский район). По совету Агвана Доржиева учился в Тибете в Дрепунг Гоман-Дацан. Всю свою жизнь Агван Нима посвятил изучению Дхармы. В 1960 г. Кенсур Агван Нима стал преподавателем в институте Варанаси, в 1967-ом приглашен в Голландию в качестве ассистента профессора Руига. Позже Агван Нима стал семьдесят вторым настоятелем Гоман-Дацана. Умер в 1990 году, так и не успев приехать на родину в Бурятию.

На конференции также обсуждалась тема буддизма истории в Бурятии, по твердому убеждению священнослужителей, распространенная версия, что буддийское учение пришло в Бурятию 17 веке глубоко ошибочно. История буддизма в Монголии началась еще в 304 году до нашей эры и феномен Итигэлова только подтверждает это.

К концу конференции участники пришли к выводу, что никакие технические, научные и философские подходы сегодня не способны объяснить феномен хамбо ламы, поэтому «Именно религиозный подход в контексте буддийского учения и мировоззрения к столь неординарному явлению, как хамбо лама Итигэлов, является сегодня наиболее актуальным», – подчеркнул в своем выступлении профессор Леонид Янгутов. Секретарь конференции Валерий Гулгонов подытожил, что прошедшая конференция только начало путей изучения феномена Итигэлова.

А пока ученые пытаются разгадать феномен Итигэлова, сам хамбо лама Итигэлов уже 7 лет помогает многим и многим людям из разных сфер и вероисповеданий обрести себя и Веру.

Жанна Дымчикова, http://minkultrb.ru

_____________________

На юге Узбекистана приступили к археологическим раскопкам древнейшего центра буддизма

В Институте археологии Академии наук Узбекистана открылся очередной сезон полевых работ, и ученые отправляются на места древних поселений, чтобы продолжить раскопки. Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM Новости в Институте археологии Академии наук Узбекистана. По словам собеседника агентства, еще в седьмом веке странствующий буддийский монах Сюань-цзян побывал в княжестве Та-ми, или в Тармите, как назывался в древности Термез. В своем «Описании Западных стран» паломник с восхищением сообщал, как в одном из путешествий его взору открылось с десяток монастырей, в которых проживало около тысячи монахов. Он видел и священные буддийские памятники-ступы, и многочисленные статуи Будды.

«Когда более ста лет назад дневник перевели на французский язык, то этот факт удивил ученый мир, но вызвал и большие сомнения. И только археологические находки подтвердили, что странствующий монах, оказавшись в верховьях Амударьи, не витал в облаках собственной фантазии. Наука получила неоспоримые доказательства того, что Термез в эпоху Кушанского периода истории (I–IV века) действительно был центром буддизма в Центральной Азии. Сюда приходили поклониться далеким святыням даже из Индии. О чем свидетельствуют многочисленные надписи, найденные при археологических раскопках. Масштабные исследования буддийских монастырей в последнее десятилетие подтвердили, что это учение из Тармиты распространилось не только по всей Центральной Азии, но и шагнуло дальше на восток — в Китай, Корею и Японию»,— пояснил ученый-археолог.

По его словам, материальную базу под этот постулат подвели участники международной экспедиции Института археологии, изучающей буддийский культовый центр Каратепе на территории древней Бактрии (юг Узбекистана). В содружестве с японскими учеными был обнаружен монастырский комплекс, датируемый II–IV вв. новой эры, что стало большим научным открытием. Собрана бесценная коллекция находок, подтвердившая гипотезы о том, что здесь процветала буддийская культура со своей художественной школой, основанной на синтезе местных бактрийских традиций. Сегодня буддийские святыни Каратепе — остатки былого великолепия. По ним и воссоздают ученые далекую эпоху.

По словам соруководителя узбекско-японской экспедиции Шакиржана Пидаева, они продолжают выявлять детальную планировку монастырского комплекса, его структуру, архитектурные особенности. Перед ними уже открылся большой двор с айванами, с 20 кельями, в которых жили монахи. Предстоят также дальнейшие исследования влияния бактрийской культуры на буддийское художественное искусство. Обитатели монастырского комплекса Каратепе активно украшали храмы, используя богатый опыт и традиции местных художников, скульпторов, гончаров. Они обнаружили крупные, высотой до четырех метров, статуи Будды, а также скульптурные изваяния бодисаттв и донаторов — меценатов буддийской общины. Немалый интерес представляют найденные на раскопках глиняные и живописные изображения Гаруды — огромной птицы со змеей в клюве. Согласно буддийской мифологии, Гаруда — гроза всех змей — порождает бурю взмахом своих крыльев.

Представитель Института археологии обратил внимание на предположение, что именно в монастырском комплексе Каратепе буддийские монахи впервые использовали купольное перекрытие при строительстве своих святынь. Это технику они позаимствовали у местных бактрийских зодчих. «На земле Тармиты, которую ныне величают „Меккой археологов“, работают еще две международные экспедиции с участием французских и испанских коллег. Всесторонне изучаются фортификационные сооружения старого Термеза. Исследуется памятник эпохи бронзы — городище Джаркутан, где был обнаружен самый древний в нашем регионе зороастрийский храм огня. Большая, более 100 гектаров, площадь Джаркутана, наличие монументальных сооружений и развитие ремесла позволяют ученым отнести памятник к прототипам городской цивилизации на территории Узбекистана»,— заключил собеседник агентства.

_____________________

Программа учений Его Святейшества Далай-ламы в Индии, июль 2009 — январь 2010 гг.

Учение в п.Каза, Х.П., Индия, 10–12 июля:
Его Святейшество даст трёхдневные учения по просьбе монастыря Сакья в Казе. 10 июля Его Святейшество дарует буддийское учение (тема ещё не определена). 11 и 12 июля Его Святейшество даст посвящение Авалокитешвары (ченрезиг вангчен).

Учение в Ладакхе, Индия, август:
Его Святейшество посетит Занскар, Ладакх, с 16 по 21 августа. Его учения, предположительно, состоятся с 17 по 19 августа (тема ещё не определена). Затем Его Святейшество посетит Лех, Ладакх, с 21 по 29 августа. Его учения, предположительно, пройдут с 23 по 26 августа (возможно, программа будет изменена).

Учение в Дхарамсале, Химачал Прадеш, с 15 по 17 сентября:
Его Святейшество даст трёхдневные учения по основам буддизма (без комментария на конкретный текст) по просьбе корейских буддистов в главном храме Дхарамсалы.

Учение в Дхарамсале, Химачал Прадеш, с 15 по 18 октября:
Его Святейшество даст учения по «Алмазной сутре» (дордже чотпа), «Семичленной тренировке ума» (лоджонг дондунма) геше Чекавы и «Трём основам пути» (ламцо намсум) Цонкапы по просьбе тайваньских учеников в главном храме Дхарамсалы. В последний день он дарует посвящение Авалокитешвары (ченрези ванг).

Учение в Дхарамсале, Химачал Прадеш, с 20 по 22 октября:
Его Святейшество даст учение по Четырём благородным истинам (денпа ши) по просьбе сингапурских буддистов в главном храме Дхарамсалы.

ВНИМАНИЕ! В связи с ценностью и важностью тем учения, которые Его Святейшество Далай-лама будет передавать в Дхарамсале с 15–18 октября по 20–22 октября россияне, желающие посетить эти учения, будут обеспечены переводом на русский язык и помощью в размещении в гостиницах Дхарамсалы (Маклеодгандж).

Оргвопросы можно решить по телефонам: 8 916 5370040 Вера, 8 916 1322050 Лариса.

Учение в Дхарамсале, Химачал Прадеш, Индия, с 25 по 27 ноября:
Его Святейшество даст учения по «Светочу на пути пробуждения» (джангчуб ламдрон) Атиши по просьбе духовенства из российских буддийских регионов (Калмыкия и Бурятия). Учение будет проходить в главном храме Дхарамсалы. По всем вопросам обращайтесь на сайты www.buddhisminkalmykia.ru и www.savetibet.ru.

Учение в Бодхгае, Бихар, Индия, с 5 по 10 января 2010 г:
Его Святейшество даст пятидневные учения по трудам Нагарджуны « Восхваление запредельного» (джигтен ле депар тёпа), Атиши «Светоч на пути пробуждения» (джангчуб ламдрон), Логчена Ринпоче «Отдохновение ума» (семньи ньелцо) а также «Краткое руководство по этамам пути просветления» (ламрим дюдён) Цонкапы с 5 по 9 января. Утром 10 января Его Святейшество даст посвящение долгой жизни (цеванг), а также примет подношение ритуала долгой жизни от своих учеников.

http://mahayana.ru

_____________________

В Чите пройдет Фестиваль буддийской культуры

Министерство культуры Забайкальского края при поддержке Буддийской традиционной сангхи России с 1 по 5 июля проведет в Чите Фестиваль буддийской культуры.

В эти дни в здании Дворца искусств будет сотворена, а затем разрушена песочная Мандала – символ Вселенной. В данном священном действе примут участие ламы улан-удэнского дацана «Хамбын Хуреэн». В Малом зале Дворца искусств будут прочитаны лекции по буддийской философии.

В заключительный день Фестиваля пройдет концертная программа с участием ведущих творческих коллективов Забайкалья, сообщает пресс-служба губернатора.

http://www.extra-media.ru

* Опубликовать свою новость
* Обсудить на форуме
* Зарегистрировать свой сайт


В избранное