Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ХОТЬ Ньюс - авторская песня и интегральное искусство


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ГЛАВНЫЙ АРХИВ   ХОТЬ НЬЮС   КНИЖНАЯ ПОЛКА   MP3   ВСЕМИРНАЯ АФИША   ЛИНКИ
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

HN-Monthly. 08'2001.

Здравствуйте уважаемые любители и профессионалы интегрального искусства и авторской песни!

В сегодняшнем выпуске мы продолжаем публикацию статьи Левина Леонида Иосифовича, любезно предоставленную нам сетевым проектом Gromko.ru. Как мы уже говорили неоднократно, и о чем будем говорить всегда - мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов, публикуемых на наших страницах.

Авторская песня

Левин Леонид Иосифович (Государственный Институт Искусствознания)

продолжение

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец ⌠детей Арбата■ Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Критика ⌠культа личности■, крушение замшелых догм и пробуждение если и не инако-, то уж во всяком случае разно-мыслия, перемены во всех областях жизни, начавшиеся в годы ⌠оттепели■, - все это породило надежды на действительное восстановление справедливости и скорое пришествие ⌠светлого будущего■.

Эйфорией социального оптимизма был охвачен едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, жившей радостным ожиданием этого будущего. И это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда - ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация (⌠она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала■ - Ю. Визбор), отсюда же - идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы ⌠комиссаров в пыльных шлемах■, ⌠маленьких трубачей■ и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, ⌠песня странствий■ с центральными для нее образами-мифологемами друга/дружбы и дороги, пути как ⌠линии жизни■ - пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. По нему уходили в бессмертие ⌠мальчики■ Окуджавы и ⌠шел на взлет■ визборовский Серега Санин, ⌠мчался в боях■ светловский хлопчик из ⌠Гренады■ В. Берковского, шли туристы, карабкались из последних сил альпинисты, мотались ⌠воздушные бродяги■, ехал ⌠полночный троллейбус■, трогался ⌠вагончик■, плыли ⌠бригантины■, каравеллы, лодки, плоты и бумажные кораблики и т.д и т.п. ⌠Песня странствий■ (неточно называемая ⌠туристской■) была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон - от философской лирики до шутки, от незамысловатой ⌠костровой■ до хрупких романтических песенных фантазий Н. Матвеевой. Этот пласт был пронизан единым эмоциональным посылом - ⌠Счастлив, кому знакомо / Щемящее чувство дороги■ (И.Сидоров).

На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь ⌠от компании к компании■ изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно ⌠в своем кругу■, среди ⌠своих■ - в самодеятельных студенческих ⌠обозрениях■, ⌠капустниках■ творческой интеллигенции, на закрытых вечерах научно-исследовательских институтов и т.п., но прежде всего - на разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные фестивали авторской песни (в частности, наиболее известный и авторитетный из них, т.н. ⌠грушинский■ фестиваль ведет свое происхождение именно от таких слетов). Ни своим содержанием, ни своим этосом она пока что не беспокоила власти, и они почти не обращали на нее внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. Так оно, по существу, и было.

Положение изменилось уже к середине 60-х гг. Сначала ⌠заморозки■, а затем - долгая и суровая идеологическая ⌠зима■, начавшаяся разгромом ⌠пражской весны■, похоронили все надежды на ⌠социализм с человеческим лицом■ и намечавшуюся гуманизацию общественной жизни.

Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом или же социальной шизофренией - расщеплением сознания (интеллигенции прежде всего) на публичное, вынужденное следовать общественным нормам, и частное, приватное, предназначенное для ⌠внутреннего■ употребления, для ⌠своих■. Причем именно последнее стало средоточием духовной жизни личности. В соответствии с этим необычайно возросла роль неофициальной культуры, которая наполнилась богатым содержанием и приобрела невиданное ранее значение единственно доступного островка духовной свободы. Сюда, в эту, ставшую катакомбной, культуру (позднее - ⌠андерграунд■) и были унесены ⌠цветы■ поруганных ценностей и идеалов, здесь билась живая мысль, здесь нашла прибежище ⌠внутренняя эмиграция■. И естественно, что свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью и формой такой культуры.

Как известно, ⌠поэт в России - больше, чем поэт■ . Поэт-певец - тем более. И если устная, публично читаемая авторами поэзия вскоре так или иначе была интегрирована официальной культурой или, по крайней мере, поставлена под жесткий контроль, то ⌠поющаяся поэзия■, не требовавшая для своей публикации никаких иных средств, кроме голоса поэта и гитары, а для распространения - любительского магнитофона, на протяжении всего этого периода (середина 60-х - начало 80-х гг.) оставалась свободной, несмотря на запреты и преследования властей. Более того, как раз в эти годы она стала собственно авторской песней, обрела зрелость и жанровую определенность, поднялась до явления высокой культуры, оставив далеко позади породившую ее доморощенную самодеятельную песню, а голос поэта превратился в голос совести больного общества, который, в конце концов, был услышан всеми.

Официально ее как бы не существовало: она не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. Лишь изредка, ⌠по недосмотру■ прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве ⌠фоновой■ музыки. И в то же время она была неотъемлемым элементом каждодневного бытия.. Благодаря ⌠магнитоиздату■ - исторически первой и самой доступной форме ⌠самиздата■ - она была повсюду, ее знали, пели, слушали, переписывали друг у друга все - даже самые высокопоставленные партийные чиновники. Широко звучала она и публично, собирая подчас многотысячные аудитории как на традиционных уже ⌠лесных фестивалях■, напоминавших, впрочем, глубоко законспирированные дореволюционные маевки, так и на неофициальной, ⌠теневой■, ⌠левой■ эстраде - за плотно закрытыми от посторонних дверями клубов, институтов и Дворцов спорта. Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти, наряду с запретами, попытались овладеть ею изнутри, создав под ⌠крышей■ комсомола так называемые ⌠КСП■ (⌠клубы самодеятельной песни■). Но это не дало ожидаемых результатов. Наоборот, чем сильнее и изощреннее было административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее, жестче и ⌠мускулистее■ становилась авторская песня, питавшаяся энергетикой осознанного противостояния.

Повзрослевшие ⌠барды■ ⌠первого призыва■ продолжали разрабатывать лирическую линию. Но это уже не была светлая лирика недавних лет. В ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг (╚Давайте собираться у стола -/ Не для того, чтоб зелье нас пьянило, /А для того, чтоб дружба сохранила /Себя такой, какой она была╩ , - Б.Вахнюк; ╚Давайте говорить друг другу комплименты...╩ , - Б.Окуджава; ╚Кто сказал, что я сдал?╩ , - В.Вихорев; ╚Друзья уходят как-то невзначай, / Друзья уходят в прошлое, как в память╩, - В.Егоров и т.п.), тревога перед будущим - настроения, суммированные в чеканной строчке Б.Окуджавы ⌠Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по-одиночке■. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С.Никитина, А.Розенбаума, В.Долиной, А.Дольского, бард-рокеров (А.Макаревич, Б.Гребенщиков) и многих других, но не она определяла лицо авторской песни периода ее расцвета. И если на предыдущем этапе ведущую роль играла ⌠песня странствий■, то здесь таковой стала ⌠песня протеста■, безусловным лидером которой был В.С. Высоцкий, за которым просматриваются разные по значимости фигуры А.Галича, Ю.Алешковского, А.Башлачева, В.Цоя, Ю.Шевчука, К.Кинчева и многих других.

Эстетика ⌠песни протеста■ - протеста против абсурдности ⌠совкового■ существования, против самого этого больного общества (╚Нет, ребята, все не так - все не так, ребята!╩ ) - нашла в В.Высоцком своего гениального выразителя, ставшего поистине всенародным поэтом. В нем счастливо соединились необходимые для этого качества - поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный неукротимой энергией, предельно ⌠мужской■ по тембру хриплый голос и многое другое, что позволило ему придать авторской песне совершенно новый облик. Беззлобный юмор предыдущих лет превратился в гнев, сарказм, издевку, в лучшем случае - в убийственную иронию. Спокойную романсную мелодику сменили рваные, произносимые сквозь зубы, напористые, почти речевые фразы. Необычайно расширился интонационный словарь, в котором есть все - от традиционной народной песни до рока, от цыганского романса и блатной песни до брехтовского зонга, и главная его интонационная находка - распевание (!) согласных, создающее особо выразительную энергетику высказывания. Обогатился и поэтический язык, который включил в себя обширный пласт сниженной лексики. В.Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль. И это - лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями.

В творчестве В.Высоцкого авторская песня достигла уровня, который остается эталонным и сегодня.

С середины 80-х гг., после непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, вызванного, среди прочего, и новой волной социальной эйфории, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число ⌠поющих поэтов■ и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией катакомбной культуры и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения ⌠сопротивления материала■, энергии противостояния, исчез, по-видимому, и творческий импульс ее развития. И ⌠ветераны■, и более молодые ⌠барды■, среди которых завоевали популярность А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты А. Иващенко и Г. Васильева, Вадима и Валерия Мищуков и др., эксплуатируют в своем творчестве некогда найденные приемы, все больше превращаясь в обычных эстрадных исполнителей. Творческий кризис авторской песни стал сегодня свершившимся фактом.


ВСЕ НА БОРЬБУ С ВИРУСОМ
"Ширится растет заболевание..." новым вирусом SirCam, рассылающим письма с приложениями. Для тех, кто хочет излечить свой компьютер от этой напасти, есть прекрасное средство в виде бесплатного специализированного антивируса, причем совершенно крохотного размера в 52 кб. Тем, кто хочет жить здоровой и правильной жизнью, рекомендую заглянуть ВОТ СЮДА,- здесь можно скачать это чудо инженерной мысли. Совсем свежая версия - от 27.07.2001. И вирус будет побежден!


Информация наших партнеров 

Внимание: АКЦИЯ !

Украинский сервер почтовых рассылок
E-mail.com.ua
проводит розыгрыш призов для своих подписчиков.

Наши призы будут Вам очень полезны во время летнего отдыха!

Подробную информацию об акции читайте на
www.e-mail.com.ua/action/

С любовью,
Администрация сервера Е-mail.com.ua


Вот теперь, собственно, и все,
С уважением,
Владимир Харченко (vakh@mail.com)
VAKh Online


ХОТЬ НЬЮС есть некоммерческая инициатива автора VAKh Online. Автор может не разделять позицию авторов, публикуемых в рассылке.

Публикуемая ниже информация не является рекламной, так как все анонсируемые сайты и рассылки входят в проект VAKh Online.


Проект VAKh Online. Интегральное Искусство:
проза, поэзия, музыка, фотография, авторская песня, библиотека, галереи, MP3.

Рассылки от VAKh Online
ОТ ВИНТА! Раскрутка сайта
Телешкола Сайтпромоутеров. FAQ
Обзоры Мира онлайн и офлайн
Время-Деньги! Оптимальная Модель
Дао Прозрачности Философия Магии
Хоть Ньюс Интегральное искусство
Ваш e-mail:

Дао прозрачности - Беседы с Арги - Магом и Философом. Сайт проекта Книга в кожаном переплете.

Хоть Ньюс - Интегральное искусство и Авторская Песня. Сайт проекта ХОТь Ньюс: архивы, афиша, книжная полка, MP3...

ОТ ВИНТА! - Раскрутка сайтов. Сравнительный анализ. Сайт проекта ОТ ВИНТА!

Время-Деньги! - Оптимальная модель заработка в Сети. Новые направления. Парнерские программы для вебмастера. Сайт проекта Время-Деньги!


На сайте VAKh Online Вас ждут:
ХОТь Ньюс - афиша событий в области АП - концерты, фестивали, радио - телепередачи.
Всегда свежий номер Всемирной Бардафишы от Димитрия Соколова.
Книжная полка - информация о бардах и фестивалях, биографии, статьи, обзоры, тексты песен, стихи, проза.
Авторская песня в MP3.



АРХИВ ВЫПУСКОВ

2001
ИЮЛЬ
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
ЯНВАРЬ
2000
ДЕКАБРЬ
НОЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
АВГУСТ
ИЮЛЬ
ИЮНЬ-2
ИЮНЬ-1
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
ЯНВАРЬ 1999
ДЕКАБРЬ


Another Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное